Представь, что твоя пассивная форма есть пустое помещение со стенами из кожи - пустое
Играй, благословенная. Вселенная - пустая оболочка, где разум твой резвится беспредельно.
Возлюбленная, медитируй над знанием и незнанием, существованием и несуществованием. Затем оставь и то и другое в стороне от того, чем ты можешь быть.
Войди в пространство - безопорное, вечное, безмолвное.
Эти техники связаны с пустотой - они самые деликатные, самые тонкие. Даже представить себе пустоту кажется невозможным. Будда для своих учеников и бхикшу применял все эти четыре техники, и из-за этих четырех техник он был совершенно неправильно понят. Буддизм был полностью вырван из индийской души именно из-за этих четырех техник.
Будда говорил, что Бога нет. Если Бог есть, то вы не можете быть совершенно пустыми. Вас может не быть, но Бог будет, будет божественное. И ваш ум может обмануть вас, поскольку ваше божественное может оказаться всего-навсего игрой вашего ума. Будда сказал, что нет души, поскольку если есть какая-нибудь душа, атман, то вы можете спрятать за ней свое эго. Вам трудно будет оставить свое эго, если вы будете чувствовать, что внутри вас есть какая-то самость. Тогда вы не сможете быть полностью пустыми, поскольку вы будете.
Как раз для того, чтобы подготовить почву для этих техник пустоты, Будда отверг все. Он не был атеистом, но он кажется атеистом, поскольку сказал, что Бога нет, сказал, что нет души, сказал, что в существовании нет никакой субстанции, что существование пусто. Но это было именно для того, чтобы подготовить почву для этих четырех техник. Когда вы входите в пустоту, вы входите во все, - вы можете называть это божественным, вы можете называть это Богом, атманом, душой, как вам угодно, - но вы можете войти в истину только тогда, когда вы полностью пусты. Ничего не должно оставаться от вас.
Индусы думали, что Будда разрушал религию, что он учил нерелигиозности. Даже те люди, которые слушали его, не могли пойти за ним, поскольку, куда бы вы ни отправились, вы идете искать что-то, - вы никогда не отправляетесь на поиски пустоты. Поэтому те, кто приходил слушать его, приходили искать что-то - нирвану, мокшу, иной мир, небеса, истину, - но что-то они искали. Они пришли, чтобы удовлетворить свое предельное желание: найти истину. Это последнее желание. Но если вы не полностью лишены желаний, вы не познаете истину; важнейшим условием познания является полное отсутствие желаний.
Одно определенно: вы не можете желать истину. Если вы желаете ее, само это желание станет преградой. До Будды были учителя, которые учили: «Не желайте, оставьте желания». Но они при этом говорили о Боге, о царстве Божьем, о небесах, о рае, о мокше, о предельной свободе и освобождении - они говорили: «Оставьте желания». Будда почувствовал, что если еще есть что-то, чего надо достигнуть, то в этом случае вы не можете оставить желания. Вы можете притвориться, что оставили желания, но это притворство, это притворное оставление желаний исходит как раз из того, чтобы исполнилось некоторое желание. Это притворство ложно. Учителя говорят, что вы не достигнете предельного блаженства, если не оставите желания, а вы хотите достичь предельного блаженства - поэтому вы начинаете оставлять желания, пытаетесь быть без желаний, и так вы можете достичь предельного блаженства. Но желание-то есть. Вы пытаетесь быть без желаний как раз из-за желания. Поэтому-то Будда и сказал, что нет Бога, которого нужно достичь. Даже если вы желаете, все равно нет никого, кого можно было бы достичь... поэтому оставьте желания. Нет мокши где-то там, нет цели. Жизнь бессмысленна и бесцельна.
Эта его особая мысль прекрасна и изумительна - никто не испытывал до него этот путь. Он разрушил все цели как раз для того, чтобы помочь вам быть без желаний. Если есть цели, как вы можете быть без желаний? А если желания есть у вас, вы не достигнете цели - вот парадокс. Будда разрушил все цели - это не означает, что целей нет, они есть и они могут быть достигнуты, - но если вы хотите достичь их, если вы желаете достичь их, это станет невозможным. Самое основное условие заключается в том, что вы должны оставить желания, тогда предельное случится вам. Поэтому-то Будда и говорит, что нет ничего, что следует желать, желания тщетны. Отбросьте все желания, и, когда не будет желаний, вы будете пусты.
Просто вообразите: если внутри вас не будет желаний, то чем вы будете? Вы есть не что иное, как комок желаний. Если все желания уйдут от вас, вы просто исчезнете. Это не значит, что вы перестали существовать, - вы будете существовать, но как пустота. Вы будете совсем как пустое помещение: никого нет, только шунья, ничто. Будда назвал это ничто анатманом, анаттой, не-самостью. Вы не будете чувствовать никакого центра, который говорил бы: «Это я». Будет только некоторая сущность, без «я», поскольку «я» - это не что иное, как накопленные желания, сконденсированные желания, выкристаллизованные желания. Вашим «я» стали многие и многие желания.
Это совсем как в физике. Физики говорят, что если вы анализируете материю, тогда материя - это не что иное, как атомы; нет ничего, что соединяло бы атомы, каждый атом окружен пустым пространством. Если вы держите в руке камень, нет камня, есть только атомы энергии, и между атомами бесконечное пространство. Даже камень состоит из пространства, из пустоты. Говорят, что скоро мы сможем вытягивать это пространство из чего угодно.
Герберт Уэллс написал рассказ... В двадцать первом веке пассажир начинает искать носильщиков на большой станции. Другой пассажир, путешествующий в том же купе, не может ничего понять, ведь у первого пассажира нет багажа, только пачка сигарет и маленький спичечный коробок. Это весь его багаж, а он зовет носильщиков. Собралась большая группа носильщиков, и пассажир спросил: «Зачем? Зачем вы зовете их? У вас же ничего нет. У вас только этот спичечный коробок и пачка сигарет. Что вы будете делать с этими двумя дюжинами носильщиков?»
Первый пассажир рассмеялся и сказал: «Попробуйте, попытайтесь поднять этот спичечный коробок. Это не обыкновенный спичечный коробок. В нем сконденсирован один железнодорожный локомотив».
Скоро это станет возможным. Можно будет вытягивать пространство, а потом его снова можно будет вталкивать обратно, тогда локомотив снова примет свою форму. Тогда без особых проблем можно будет перемещать большие вещи. Вес останется тем же самым, но форма, объем, будет все меньше и меньше. Спичечный коробок сможет вместить в себе железнодорожный локомотив, но вес, конечно, останется тем же самым, ведь пространство не имеет веса. Можно вытянуть пространство, но невозможно вытянуть вес. Говорят, что вся Земля может быть сконденсирована в форму, в объем одного яблока, но вес останется тем же. И если вы вытащите прочь все эти атомы, если вы вынете один атом, потом другой и еще один, если вы вытащите все атомы, ничего не останется после этого; так что материя — это только видимость.
Будда проанализировал человеческий ум более простым путем; он один из величайших ученых, какие только могут быть. Он говорит, что эго - это не что иное, как желания, атомарные желания. Есть миллионы желаний; они создают вас. Если вы будете вытягивать желания одно за другим, наступит момент, когда не останется ни одного желания, вы исчезли... остается только пространство, только пустое пространство. Это, говорит Будда, - и есть нирвана. Это полное исчезновение вашего существа; вас больше нет. И Будда говорит, что это безмолвие: если вы не ушли полностью, безмолвие не может снизойти на вас.
Будда говорит, что вы не можете быть безмолвными, поскольку вы — это проблема; вы не можете быть спокойными, поскольку вы - это беспокойство; вы не испытываете блаженства, поскольку вы - единственное к тому препятствие. Блаженство может прийти в любой момент, но вы являетесь препятствием для него. Когда вас нет, есть блаженство; когда вас нет, есть покой; когда вас нет, будет безмолвие; когда вас нет, будет экстаз. Когда ваше внутреннее существо совершенно пусто, эта пустота сама по себе и есть блаженство. Вот почему поучения Будды называют шуньявадой - философией пустоты или философией нуля.
Эти четыре техники предназначены для достижения именно такого состояния бытия - или назовите это состоянием небытия, разницы не будет. Вы можете дать этому положительное определение, как индусы или джайны, назвавшие это душой, или вы можете дать этому более соответствующее, но отрицательное определение, как Будда, назвавший это анаттой, не-самостью, не-сущностью. Это зависит от вас. Но как бы вы ни назвали это, все равно нет никого, кого можно было бы назвать именем, есть только бесконечное пространство. Вот почему я говорю, что эти техники предельные, самые деликатные, самые трудные, - но и самые удивительные. И если вы сможете работать с любой из этих четырех техник, вы достигнете недостижимого.