Депрессия: пустое гнездо и пустота

Когда женщина-Деметра теряет близкие отношения, в которых она исполняла роль материнской фигуры, утрачиваются не только отношения и любимый человек, но и ее роль матери, дававшая ей ощущение силы, собственной значимости и смысла. Она остается с пустым гнездом и ощущением пустоты.

Реакцию женщин, посвятивших жизнь своим детям, на их уход от матери описывает термин "депрессия пустого гнезда". Женщины-Деметры подобным образом могут реагировать и на окончание любовной связи. Такая же реакция возможна у подобной женщины и в случае, когда она годами "пестовала" какой-то проект, но он потерпел неудачу или был доведен до завершения другими людьми. Подобные организационные трудности оставляют у нее ощущение, что она "ограблена" и отвергнута.

Самое экстремальное проявление архетипа – случай, когда депрессивная женщина-Деметра лишается способности действовать и нуждается в психиатрической госпитализации. Она может стать персонификацией горюющей богини, безрезультатно искавшей Персефону по всей земле. Подобно Деметре, она может не есть, не спать, не заботиться о собственной гигиене. В тяжелой "возбужденной" депрессии она может шагать взад и вперед, двигаясь без отдыха, заламывая руки и горюя. Или же сидеть, как Деметра в Элевсине, ушедшая в себя, неподвижная, ни на что не реагирующая. Ничто ее не интересует, все кажется мрачным и бессмысленным. Она ощущает, что у нее нет сил жить и развиваться. Эта реакция представляет собой тяжелую апатичную депрессию. В обеих реакциях, возбужденной и апатичной, в основе депрессии лежит враждебность: женщина находится в состоянии гнева оттого, что исчез источник смысла ее жизни.

Когда горюющая Деметра госпитализирована, она, конечно, нуждается в профессиональной помощи. Но если бы она знала, что так восприимчива к депрессии "пустого гнезда", и применила четыре профилактические меры, ее реакция могла бы быть не столь тяжелой.

  • Обучение тому, как выражать своей гнев, вместо того чтобы погружать его внутрь себя, ослабляет депрессию.
  • Обучение умению говорить "нет" помогает избегать состояния истощения и подавленности из-за чрезмерных нагрузок и ощущения измученности и непризнанности.
  • Обучение способности "идти и развиваться" оберегает от щемящей боли, когда дети, те, за кем она присматривает, служебный персонал или клиенты возмущают ее и она нуждается в отдалении от них.
  • Развитие иных богинь внутри себя обеспечивает ее другими интересами, помимо материнских.

Пути развития

Женщины-Деметры обнаруживают, что воплощаемый ими материнский образ, включая затруднения при попытке сказать "нет", легко узнаваем. Однако они слишком часто не способны осознать свои негативные чувства и негативное поведение по отношению к другим. Поскольку эти чувства и действия представляют то, что в наибольшей степени нуждается в изменении, развития женщины-Деметры не происходит, пока она не увидит картину в целом. У женщин-Деметр хорошие намерения, которые, вместе с потребностью видеть себя в качестве хороших матерей, блокируют их способность реально понять ситуацию. Такие женщины часто занимают достаточно жесткую оборонительную позицию. Они опровергают критику заявлениями о своих добрых намерениях ("я ведь только старалась помочь") или списком своих многочисленных положительных и щедрых поступков, действительно ими совершаемых.

По той же причине – отождествления с хорошей щедрой матерью, из-за которой женщине-Деметре трудно сказать "нет", – она сопротивляется и осознанию своего гнева по отношению к тем, кого любит. По тем же самым причинам она не хочет осознавать свое пассивно-агрессивное поведение, желание чрезмерно контролировать или воспитывать зависимость. Однако она понимает, что, не будучи ценимой, испытывает разочарование и может впадать в депрессию. Если женщина стремится изучить эти состояния, она может постепенно осознать свои отрицательные стороны Деметры. Осознание их является самой большой ее проблемой. Изменение поведения женщины-Деметры представляет более легкую задачу.

Наши рекомендации