I. Весть Святых взаимоотношений
1. Пусть здравомыслие предпримет следующий шаг. Если ты нападаешь на того, кого желает исцелить Господь, и ненавидишь тех, кого Он любит, то твоя воля отлична от Воли твоего Творца. Но, если ты и есть Господня Воля, тогда ты должен верить, что ты — совсем не ты. Ты в состоянии этому поверить и веришь. И этой вере находишь массу подтверждений. 3атем ты недоумеваешь, откуда появились и странная тревога, и чувство отчужденности, и страх отсутствия в себе какого-либо смысла, не отпускающий тебя ни на минуту. Как будто ты сюда забрел случайно и знаешь только, что побредешь назад, ибо лишь это видится определенным.
2. Мы уже сталкивались с подобным описанием, но речь шла вовсе не о тебе. А ты подобную нелепую, так точно обрисованную идею принимаешь за себя. 3дравый смысл мог бы сказать тебе, что мир, увиденный чьими-то глазами, не представляет для тебя большого смысла. Кому такое видение пошлет обратно свои вести? Конечно же не тебе, чье зрение не зависит от глаз, взирающих на мир. Не будучи твоим, что оно может показать тебе? Увиденное видением недоступно для толкований мозга. 8Ты мог это понять. Мозг растолковывает вещи телу, являясь его частью. Ты сказанного им не понимал. Од-нако усердно слушал. Настойчиво и очень долго ты силился понять его послания.
3. До твоего сознания покуда не дошло: нельзя понять того, чему не удалось тебя достичь. Ведь ты не получил вестей, тебе понятных. Ибо ты слушал то, что лишено способности к общению. Подумай же, что происходит в этом случае. Когда ты отрицаешь свою сущность, твердо уверенный, что ты — "нечто иное", это "нечто иное", созданное тобою вместо себя, становится твоим зрением. Но видит, очевидно, "нечто иное", которое, не будучи тобою, тебе увиденное разъясняет. Конечно, твое видение всё это сделало бы полностью ненужным. Но если ты закрыл глаза, а к этому объекту обратился с просьбой вести себя и разъяснять тебе увиденный им мир, то нет причины его не слушать или подозревать во лжи. Благоразумие могло сказать, что это — ложь, коль скоро ты ее не понимаешь. У Бога нет секретов. Он не ведет тебя сквозь мир страданий, чтобы в конце пути открыть зачем он так с тобою поступал.
4. Что можно утаить от Божьей Воли? И всё же ты полагаешь, будто у тебя есть тайны. Но что такое тайна, как не другая "воля", лично твоя, раздельная с Его? 3дравый смысл подсказал бы, что эту тайну вовсе не нужно хоронить в грехе. Что грех — всего лишь навсего ошибка! Пусть же твой страх перед грехом не оградит ошибку от исправления, ибо влечение к греху есть только страх. 3десь — та единственная эмоция, которую ты создал, чем бы она тебе ни представлялась. Это эмоция тайн, собственных мыслей и тела. Это — эмоция, обратная любви, вводящая различия, ведущая к утрате одинаковости. Эта эмоция удерживает тебя незрячим, зависимым от "я", которое в своем воображении ты создал сам, чтобы вести тебя по миру, созданному им для тебя.
5. Зрение было тебе дано вместе со всем, что твоему пониманию доступно. Что зрение говорит тебе, понять не трудно, ведь каждый видит только то, что в его представлении он есть. И то, что твое видение тебе покажет, будет понятно, ибо оно есть истина. Лишь твое видение способно передать тебе то, что ты способен видеть. Оно к тебе приходит непосредственно и не нуждается в интерпретации. То, что нуждается в трактовке, тебе чуждо. Не сделает его яснее и толкователь, коего ты не в состоянии понять.
6. Из всех посланий, которые ты получил, но не сумел понять, лишь данный курс открыт твоему пониманию и вполне доступен. В нем — твой язык. Он непонятен лишь потому, что всё твое общение покамест инфантильно. 3вуки, которые и слышит, и издает дитя, крайне недостоверны, они обозначают для него разные вещи в разное время. 3вуки, услышанные им, и видимые им картины еще крайне неустойчивы. Но то, что слышит он, пока не понимая, станет его родным наречием и способом общения с другими, а их — с ним. И странные, мелькающие, хлопочущие лица станут его утешителями, и он узнает свой дом, и в нем увидит их с собою вместе.
7. Так в каждых святых взаимоотношениях способность к общению и замещению им разделенности рождается вновь. Свя-тые отношения, не так давно родившиеся из порочных, но всё же древнее чем иллюзия, которую они сменили, нынче, в новом своем рождении, подобны малому дитя. Однако, с младенцем сим к тебе вернется видение, и он заговорит на языке, тебе понятном. Он не взлелеян "чем-то иным" что ты считал собою. Он не был ему отдан и не был принят ни чем, кроме тебя. Ибо два брата не сочетаются иначе, нежели во Христе, в Чьем видении они одно.
8. Мой брат святой, подумай, что тебе дано. Это дитя тебя научит всему, что ты не понимаешь, сделает всё доступным для тебя. Его язык не будет тебе чужд. В общении с тобой ему не нужен переводчик, ведь это ты учил его всему, что знает он, поскольку ты это знал. Он не пришел бы ни к кому, кроме тебя, он никогда не обратился бы к "чему-нибудь еще". Нет одиноких там, куда пришел Христос, ибо Он не нашел бы дома в разделенных. Но должен Он родиться снова в Своем старинном доме, новом на вид, но древнем как Он Сам, крошка-пришелец, чье выживание целиком зависит от святости твоих взаимоотношений.
9. Не сомневайся, Сына Своего Господь не вверил недостойному. Соединяться стоит только с тем, что часть Его. А не принадлежащее Ему на единение не способно. Общение восстановлено в объединенных, поскольку оно невозможно посредством тел. Что же тогда соединило их? 3дравый смысл скажет, что они видели друг друга не телесным зрением, общались на языке, телу неведомом. Не устрашающие картины или звуки мягко притягивали их друг к другу. Скорее, каждый в другом увидел совершенное убежище, где его Я могло родиться вновь в покое и сохранности. Об этом сказал ему его же здравый смысл, а он поверил, поскольку это было правдой. 10. Таково первое прямое восприятие, которое ты в состоянии создать. Ты создаешь его через осознанность более древнюю, нежели восприятие, и всё же в одно мгновение возрожденную. Ибо что время для вечно истинного? Взгляни, что принесло тебе это мгновенье: признание, что «нечто иное», тобою принимаемое за себя — иллюзия. Немедленно явилась истина и показала, где должно находиться твое Я. Отрицание иллюзий взывает к истине, поскольку отрицать иллюзии есть то же, что признавать необоснованность страха. А в дом святой, где страх бессилен, приходит благодарная любовь, признательная за единство с вами, соединившимися, чтобы позволить ей прийти. И. Христос приходит лишь к подобному Себе, к такому же, а не к иному. Ведь Он всегда притягивается к Самому Себе. А что еще Ему подобно в той же мере, что и святые отношения? То, что притягивает брата и тебя друг к другу, притягивает к вам Его. 3десь Его доброта и непорочность укрыты от атак. Сюда Он может уверенно вернуться, поскольку вера в другого всегда есть вера в Него. Ты прав наверняка, увидев в брате избранный Им дом, ибо ты в этом доме пребудешь и с Ним, и с Его Отцом. В том Воля твоего Отца и твоя собственная воля, единая с Его. А потянувшийся к Христу, столь же определенно потянулся к Богу, как оба Они тянутся ко всем святым взаимоотношениям — дому, Им приготовленному по мере обращения земли в Царство Небесное.
II. Непогрешимость брата
1. Антипод иллюзий — не разочарование в них, а истина.Для эго истина бессмысленна, поэтому иллюзии и разочарование эго воспринимает единственной альтернативой, а вовсе не одним и тем же. Однако в истине они одно и то же. То и другое приносит равные страдания, хоть каждое и кажется путем избавления от страданий, навязанных другим. Каждая иллюзия несет страдания и боль в тяжелых складках мрачных одеяний, скрывая в них свою никчемность. В подобные тяжелые и мрачные одежды рядятся те, кто в поисках иллюзий скрываются от радости истины.
2. Истина суть антипод иллюзий, поскольку она предлагает только радость. Разве радость не — антипод страданий? Уход от одного вида страдания к другому навряд ли служит избавлением. Переменить иллюзии — не значит что-то изменить. Поиски радости в страданиях бессмысленны; кто в горечи найдет блаженство? В сем страждущем и мрачном мире возможно, выбрав некие его аспекты, увидеть их отличными от остальных и этому отличию дать имя радости. Но восприятие отличий там, где их нет, определенно не изменит ситуации.
3. Иллюзии приносят ощущения вины, страдания, а заодно болезнь и смерть тем, кто в них верит. Форма, в которой они приемлются, не важна. 3дравый смысл не принимает печаль за радость. Радость — вечна. Можешь не сомневаться, что любое видимое счастье, если оно непродолжительно, есть на самом деле страх. Радость не обращается в печаль, ведь вечное не изменяется. Печаль, однако, может обернуться радостью, поскольку время уступает вечному. Только вневременное остается неизменным, во времени же всё меняется со временем. Однако, чтобы была реальной, а не мнимой перемена, иллюзии должны уступить место истине, а не другим, таким же нереальным снам. Нет между снами разницы.
4. Здравый смысл тебе подскажет единственный и верный способ избавления от страданий: узнать страдание, затем уйти, избравши путь иной. Всё истинное себе подобно, и все страдания подобны, но друг от друга они отличны в любом аспекте, в каждом без исключения случае. Поверить, что существует, пусть единственное, исключение значит смешать подобное с отличным от него. Одна иллюзия, взлелеянная и защищенная от истины, всю истину лишает смысла, а всем иллюзиям придает реальность. Такова сила убеждения. В ней компромиссов нет. И вера в невиновность обернется верой в грех, если ею обойдено и от прощения отстранено хотя б одно живое существо.
5. Об этом тебе скажут и здравый смысл, и эго, но выводы их будут разными. Эго заверит тебя нынче, что невиновных нет. А если такое видение — единственное средство избавления от вины, то вера в грех должна быть вечной. 3дравый же смысл глядит на всё иначе, видя в источнике самой идеи то, что делает ее либо истинной, либо ложной. Так и должно быть, если идея подобна своему источнику. Тогда, подсказывает здравый смысл, раз избавление от вины было дано как цель Святому Духу Тем, Чья Воля невозможного не знает, средства для достижения ее более чем возможны. Они должны существовать и быть в твоем распоряжении.
6. Это — решающий период в данном курсе, поскольку именно здесь становится окончательным твое размежевание с эго. Ведь если у тебя есть средства для того, чтобы позволить осуществиться цели Святого Духа, то ими нужно пользоваться. Пользуясь ими, ты укрепляешь веру в них. Для эго подобное неосуществимо, а кто же начинает дело, не сулящее ему надежды на завершение? 5Ты знаешь, что осуществимо всё, на что есть Воля твоего Творца; но созданное тобой в это не верит. Нынче тебе необходимо выбрать между собою и иллюзией себя. Не то и другое вместе, а одно из двух. В попытках
обойти это единственно возможное решение резона нет. Решение должно быть принято. Вера и убежденность могут достаться каждой стороне, но здравый смысл тебе подскажет, что все страдания — по одну сторону, вся радость — по другую.
7. Ты нынче брата своего не покидай. Ведь одинаковые, вы не решаете чего-либо по-разному или поодиночке. Либо вы жизнь подарите друг другу, либо смерть; каждый из вас другому либо спаситель, либо судия, дарящий брату своему пристанище, либо — жестокий приговор. В данный курс можно поверить полностью, либо не верить вовсе. Ведь он — либо абсолютная истина, либо абсолютная ложь, частично верить в него нельзя. Либо ты полностью избавлен от страданий, либо от них не избавлен вовсе. 3дравомыслие подсказывает, что нет земли срединной, где можно остановиться и в неопределенности выбирать меж мукой адскою и радостью Небес. Покамест ты не выбрал Рая, ты пребываешь в муках и в аду.
8. Ни единой доли Рая тебе не отделить и не вплести в иллюзии. И ни одну иллюзию с собою в Рай не взять. Спаситель не бывает судией, а милосердие — осуждением. Видение не осуждает, оно благословляет. Все те, чья функция спасать, будут спасать. 6Как Он всё это осуществит — вне сферы твоего разумения, а вот когда — ты должен выбрать сам. Ибо ты создал время и можешь им распоряжаться. И ты — раб времени не более чем созданного тобою мира.
9. Давай рассмотрим тщательней иллюзию того, что созданное тобою имеет силу поработить своего создателя. Ведь это убеждение и явилось причиной разделения. Сама идея будто мысли покидают разум мыслящего, будто они отличны от него и противостоят ему — бессмысленна. Будь подлинной подобная идея, мысли были бы не продолжением разума, а его врагами. 3десь перед нами иная форма той же ключевой иллюзии, с которой мы встречались много раз. Только если Господень Сын способен оставить разум своего Отца, сделать себя отличным от Него, противящимся Его Воле, смогло бы я, им созданное, а также всё созданное этим я, стать Сына властелином.
10. Узри великую проекцию, но глядя на нее без страха, прими решение исцелить ее. Ничто, тобою созданное, над тобой не властно, если, конечно, ты не разделен со своим Творцом и твоя воля не противна Его Воле. Ибо только поверив, что Сын Его способен стать Его врагом, можно поверить, будто всё тобою созданное — твое на самом деле. Случись такое, ты обрек бы на муки Его радость и сделал бы Его другим. Но все страдания, которые ты создал, были лишь твоим собственным страданием. Не рад ли ты узнать, что они — ложь? И разве не приятна новость, что ни одна тобою созданная иллюзия не заместила собою истины?
11. Лишь твои мысли неосуществимы. Но не спасение. Видя в своем спасителе врага, нельзя его узнать. Однако, можно узнать в нем то, что он на самом деле есть, когда на то есть Божья Воля. Всё, чем Всевышний наделил твои святые отношения, доселе пребывает в них. Ибо всё, что Он отдал Святому Духу для передачи тебе, Он отдал. Разве же ты не обратишь свой взор к спасителю, данному тебе? Разве ты с благодарностью не обменяешь роль палача, тобою отведенную ему, на его истинную роль? Так получи же от него всё, данное ему Всевышним для тебя, вместо того, что ты пытался дать себе.
12. Вне тела, тобою вклиненного между собой и братом, сияя в свете золотом, что достигает их из яркого, бесконечного, и вечно разрастающегося круга, находятся твои святые отношения, любимые Предвечным. Как тихо они покоятся во времени, и всё же вне его, бессмертные, и вместе с тем земные! Как велика их мощь! Ждет время, покорное их воле, земля становится такой, какой ее желают видеть. 3десь нет раздельной воли, нет и желания разделенности с чем бы то ни было. Желания святых взаимоотношений истинны и воля их не знает исключений. Любая иллюзия, привнесенная в сферу их прощения, по-доброму оставленная без внимания, исчезает. Ибо в их центре заново рожден Христос, чтоб осветить свое жилище видением, которое не замечает мира. Разве ты не желаешь, чтобы сей дом святой стал и твоим? В нем нет страданий, он полон радости.
13. Всё, что тебе необходимо сделать, чтоб тихо и спокойно здесь пребыть с Христом, это разделить с Ним Его видение. Быстро и радостно дается Его видение любому, желающему видеть брата своего безгрешным. Никто этим желанием не обойден, коли ты хочешь полностью освободиться от последствий греха. Разве ты пожелал бы для себя частичного прощения? Разве Рай достижим, пока хотя бы один грех всё еще искушает тебя остаться в муках? Царство Небесное — дом безупречной чистоты, Предвечным сотворенный для тебя. Взгля-ни на брата своего святого, такого же безгрешного как ты, и разреши ему вести тебя туда.