Библия о происхождении зла и смерти.
Библейское откровение о Боге- личность, творец, промыслитель.
Библия о происхождении зла и смерти.
И произрастил Господь Бог из земли…дерево познания добра и зла» (Быт.2:9).
Это первое место, в Священном Писании, повествующее нам о зле.
Зло, как понятие и как действие приходит в этот мир от Бога, ибо никто иной, а Сам Создатель произрастил дерево, несущее плоды познания добра и зла. Таким образом, зло вводится в этот мир недействующим, пассивным, просто существующим.
Но зло, как и добро, должно было пребывать в действии.
Почему?
Потому что Бог обладает знанием и силой творить добро и зло (Быт.3:22) и, создавая этот мир, Бог наполняет его силами, которыми владеет Сам.
Вопрос, каким путем зло становится действующим?
И вот ответ. Бог придумал путь верный, при котором человек никогда не обвинит Бога в содеянном и не скажет Ему: «Ты Сам наполнил этот мир злом. Ты Сам его так создал», - этот упрек будет несправедливым (хотя он слышится повсюду). Бог в праве не принимать его, потому что есть аргумент: человек, это произошло с твоим участием и по твоему решению.
Давайте рассуждать.
Действительно, человеку были разъяснены основные правила бытия, в том числе дана некоторая информация и о зле, которое на тот момент, выглядело красиво и пахло хорошо, ибо зло было представлено в виде добрых, ароматных плодов. Поэтому человек и думать не мог, что зло может быть таким отвратительным, каким он увидел его впоследствии. Для него зло было только звук без вида и образа, человек не мог его бояться, потому что не знал о нём ничего, а так же он не знал, что такое смерть.
Вспомним, что Бог задумал человека как СВОЁ подобие. И вот, чтобы задуманное Богом совершилось, а именно, чтобы человек стал полноценным подобием Бога, человеку необходимо было познать зло. Для этого нужно было обратить его внимание на дерево познания добра и зла и развить у человека интерес к его плодам, несущим это новое знание, до сей поры ещё человеку неизвестное.
Итак, чтобы человек оказался перед выбором и проявил в действии заложенную в нём свободную волю, то есть, совершил поступок не по определению Бога, а самостоятельно, без подсказки от Него, человеку была предложена на первый взгляд противоречивая информация об этом растении (напомним себе, что посадил дерево Бог).
Кажется, что сказанное Богом, состоит в противоречии от сказанного змеем. Но вчитаемся в текст.
· Бог говорит: «…ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь…».(Быт.2:17).
· «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».(Быт. 3:4-5).
При анализе видно, что эти тексты не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, «…смертью умрешь…» и «…нет, не умрете…». В этом нет противоречия, так как смерть действительно вошла в жизнь человека, и он стал смертным (об этом говорит Бог), но не умер сразу в тот же день (об этом говорит змей).
· «Змей был хитрее всех зверей полевых…» (Быт.3:1).
Слово «хитрый» имеет несколько значений: 1) замысловатый, 2) мудреный, 3) скрывающий смысл, 4) изобретательный, 5) лукавый, 6) изворотливый.
Так вот, змей своей речью увлекает человека. Он говорит: «…нет, не умрете», имея в виду, что сейчас не умрете, но человеку не договаривает об этом и в то же время возбуждает сильный интерес к плодам этого дерева, говоря, что они дают новое знание, новую силу, ведь знание – это сила.
· «Будете как боги, знающие добро и зло…» (Быт.3:4-6).
Разве змей солгал? Сам Бог подтверждает эту правду.
· «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло».
(Быт. 3:22).
Этими словами Бога и было подчеркнуто возникшее подобие между Богом и человеком, Творцом и творением. Разница лишь в том, что Бог умеет справедливо управлять силами добра и зла, а человек ещё нет.
Бог не мог быть только добром и при этом называться Всемогущим и Всесильным. Бог – это добро и зло вместе.
Бог – это единство всех существующих сил, поэтому и говорит слово «…НАШЕМУ…».
Это множество сил настолько тесно и взаимно связано между собой, что в целом получается единый Бог, который заявляет о Себе: «Я!».
В Библии функции и качества Бога представлены Его именами: Создатель, Творец, Разрушитель, Испытатель, Искупитель, Каратель, Ревнитель, Милосердный, Долготерпеливый, Любовь, Спаситель… и так далее. Имен много, но это не отдельные личности, а составные силы единого целого, то есть Бога.
Точно так и человек вмещает в себя множество сил-противоречий. В нём легко уживаются «да» и «нет»; добро и зло; любовь и ненависть; страсть и терпение; печаль и радость; умение творить и разрушать, созидать и испытывать, и так далее, но при всём этом человек остается единым цельным существом.
Следовательно, обладать силами добра и зла и умение управлять ими, означает быть всемогущим – это и есть подобие Богу.
Бог со своей стороны не мог умолчать о существовании силы зла, не мог не сказать о ней человеку, образу и подобию своему, а человек со своей стороны захотел знать, что такое зло в натуральном виде, и сам своими руками открыл двери активному злу в свою жизнь.
То проклятие, которое изрек Бог на змея и на землю, – ничто иное, как введение в этот мир действующей силы зла. Только в отличие от силы добра, которую Бог изливал на землю обильно, не спрашивая разрешения у человека, зло вводится в этот мир осторожно, с предварительным объяснением и предупреждением, но все-таки вводится.
Путь, по которому зло идет в этот мир, прокладывается и Богом, и человеком совместно. Они оба участвуют в том, чтобы зло пребывало на земле активно, то есть проявлялось в действиях человека.
Вот и подошли к моменту, когда можно сделать вывод.
Итак, «первородный грех» – есть вариант развития жизни на земле, и наказание за него естьнаполнение видимого, созданного Богом мира, всеми силами, которыми владеет Создатель.
Подумайте вот над чем.
До того момента, когда человек, по своей свободной воле, вкусил плодов дерева познания добра и зла, ещё сохранялось единство между Творцом и творением.
Бог, сотворенный земной мир и человек – пока всё объединено.
Есть только одно единое «Я» – Бог, по воле которого всё происходит.
Пока еще нет другой воли, которая действовала бы самостоятельно и независимо от этого единого «Я» - Бога.
Но, при совершении действия, которое не было программой Бога, а являлосьсобственным выбором человека, происходит отделение творения от Творца, и в видимом сотворенном земном мире рождается второе «Я» – человек, который может принимать решения и выполнять их независимо от Бога-Творца, а по своей свободной воле.
Таким образом, «первородный грех» – это ничто иное, как «разрыв пуповины». Этот разрыв осознали и Бог, и человек. Подтверждение этого осознания мы находим в словах Бога:
· «…Адам, где ты?» (Быт. 3:9-10),
и в словах Адама:
· «…Голос Твой я услышал в раю и убоялся и…скрылся» (Быт.3:9-10).
Раньше человек и думать не мог о том, чтобы скрываться от Бога, а Богу не было нужды искать человека со словами «…где ты…» , потому что они были едины.
А теперь не так. Единство между Богом и человеком нарушилось. Теперь есть мир человека – это наш земной мир, в который Бог не считает Себя вправе вмешиватьсядо тех пор,пока человек добровольно не пригласит Его туда.
Бог уважает Им же Самим данную свободную волю человека и не вмешивается в нашу, человеческую жизнь властью и насилием, а только подсказкой, советом, откровением. Даже тогда, когда человеком совершаются очень плохие дела. Например, в случае с Каином и Авелем. Бог увидел мысли Каина, но не предотвратил грядущую беду Своими решительными действиями. Бог только призываетКаина контролировать свои желания и мысли. Каин не прислушивается к предостережениям Бога и совершает разрушающий жизнь поступок. Бог, после своего предупреждения, смотрит на происходящее и страдает.