В) Благодеяния, совершаемые телом
К ним относятся намаз, пост, паломничество, милостыня, джихад и другие богоугодные деяния. Все они укрепляют и усиливают веру, и поэтому усердное выполнение обязательных и желательных предписаний, посредством которых раб Божий приближается к своему Господу, выполнение их надлежащим, самым совершенным образом считается одним из важнейших факторов, способствующих усилению и увеличению веры.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие,которые смиренны во время своих намазов,которые отворачиваются от всего праздного,которые выплачивают закят,которые оберегают свои половые органы от всех,кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания,тогда как желающие сверх этого являются преступниками;которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры,которые регулярно совершают намаз.Именно они являются наследниками,которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (аль-Му’минун, 1-11).
Каждое из этих восьми качеств укрепляет веру и входит в смысл этого понятия.
Первым из них является намаз. Вера усиливается и растет, когда верующий совершает намаз с душой и борется со своими страстями, стремясь к тому, чтобы все его слова и движения в намазе, включая чтение Корана, произнесение молитв, стояние, сидение, поясные и земные поклоны, были осознанными.
В одном из аятов Аллах назвал намаз верой: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (аль-Бакъара, 143). В другом аяте Господь сказал: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (аль-‘Анкабут, 45). Из этого следует, что намаз является важнейшим из факторов, удерживающих человека от любых мерзких и предосудительных поступков, несовместимых с верой. Из этого также следует, что намаз включает в себя поминание Аллаха, которое питает и усиливает веру, поскольку далее Всевышний сказал: «Но поминание Аллаха – гораздо важнее…» (аль-‘Анкабут, 45).
Вторым качеством, которое укрепляет и увеличивает веру, является милостыня, причем это распространяется на любые обязательные и добровольные пожертвования. В хадисе сообщается, что Пророк, e, назвал милостыню доказательством веры. Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк, e, сказал: «Чистота – это половина веры. Слова «хвала Аллаху» заполняют чаши Весов, а слова «пречист Аллах и хвала Ему» заполняют то, что между небом и землей. Намаз – это свет, милостыня – это доказательство, терпение – это сияние, а Коран – это довод за или против тебя. Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая ее, либо приводя ее к разрушению».[83] Таким образом, милостыня – это доказательство веры, она питает и усиливает ее.
Третьим качеством является отказ от празднословия, от пустых и бесполезных разговоров и поступков. Правоверные всегда говорят и совершают то, что приносит пользу, отказываясь от дурных слов и поступков. И, несомненно, такое поведение не только является следствием веры, но и увеличивает ее.
Вот почему, когда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их последователи ощущали беспечность и ослабление веры, они говорили друг другу: «Посиди с нами, поверим часок!». Вместе они поминали Аллаха, вспоминали о Его духовных и мирских благах, и это восстанавливало их веру.
Четвертым качеством является целомудренное воздержание от мерзких поступков, в особенности, от греха прелюбодеяния. Несомненно, это также относится к важнейшим признакам веры и факторам, усиливающим ее. Верующий боится того, что он предстанет перед своим Господом, и удерживает свою душу от низменных порывов. Тем самым он отвечает требованию своей веры и укрепляет ее.
Сохранение вверенного на хранение имущества и соблюдение договоров – еще один из признаков веры. В одном из хадисов говорится: «И нет веры у того, кому нельзя довериться».[84] И если ты хочешь убедиться в вере и набожности раба, то посмотри, можно ли доверить ему тайну или свое имущество, выполняет ли он свои обязанности перед Аллахом и верен ли он своим обязательствам перед людьми. Если он обладает этими качествами, то он действительно является верующим и набожным человеком. В противном же случае его вера и набожность несовершенны настолько, насколько неполноценны эти его качества.
Наконец, последним из перечисленных в аяте качеств является регулярное своевременное совершение намаза и соблюдение всех его ограничений и требований. Это качество можно сравнить с ручьем, который орошает сад веры, питает его и помогает ему вырасти и постоянно приносить плоды.
Дерево веры нуждается в постоянном уходе – его нужно регулярно поливать. А для этого верующий должен днем и ночью совершать богоугодные деяния и поклоняться Аллаху. А наряду с этим его нужно очищать от камней и сорняков, которые вредят ему, и для этого нужно воздерживаться от запрещенных речей и поступков. И когда верующий добьется этого, тогда его сад оживет и расцветет и станет приносить всевозможные плоды».[85]
Из этого разъяснения нам становится ясна важная роль праведных деяний и их влияние на укрепление веры, а также то, что их частое совершение является сильным средством ее усиления.
Шейх-уль-ислам писал: «Совершенство веры – это выполнение того, что приказали Аллах и Его посланник, и воздержание от того, что запретили Аллах и Его посланник. Если же человек отступает от некоторых из повелений и совершает вместо этого некоторые из запретных деяний, то его вера становится несовершенной настолько, насколько часто он это делает».[86]
Таким образом, намаз – это часть веры, и хадж – это часть веры, и милостыня – это часть веры, и джихад – это часть веры, и все остальные богоугодные деяния, совершать которые велено Аллахом, – это тоже часть веры. Совершая эти деяния, раб Божий усиливает свою веру, и этот его поступок становится причиной ее роста при условии, что он поступает искренне ради Аллаха и в соответствии с Сунной Его посланника.
Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усеймин, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Вера увеличивается в силу определенных причин. К ним относятся различные проявления покорности Аллаху, которые укрепляют веру в зависимости от совершенства благодеяния, его рода и количества. Чем совершеннее благодеяние, тем больше оно укрепляет веру, а совершенство его определяется искренностью и приверженностью пути Пророка, e. Что касается рода благодеяний, то обязательные предписания лучше желательных; одни из них лучше и предпочтительнее других, и чем лучше благодеяние, тем больше оно укрепляет веру. А что касается численности благодеяний, то частое совершение их тоже укрепляет веру. Праведные деяния – от веры, и они обязательно увеличивают ее».[87]
Также следует отметить, что к праведным деяниям, усиливающим веру, относятся и призыв к Аллаху и общение с праведниками. Значимость этих двух благодеяний и та огромная польза, которую они приносят вере человека, обязывают нас поговорить о них здесь.
Призыв к Всевышнему Аллаху и Его религии, проповедь истины и терпения, разъяснение первостепенной основы религии и призыв к соблюдению ее заповедей и предписаний, побуждение к одобряемому, удержание от предосудительного и искренняя доброжелательность по отношению к мусульманам – все это усиливает веру. Благодаря этим деяниям раб Божий сам достигает совершенства и помогает в этом другим. Всевышний даже поклялся временем о том, что все люди терпят убытки, кроме тех, кто уверовал, совершает праведные дела и призывает к истине, то есть к полезному знанию, праведным поступкам и истинной религии, и призывает к терпению на этом пути. Первые два из этих четырех качеств позволяют человеку самому достичь совершенства, а два последних – помочь в этом другим.
Все это объясняется тем, что призыв к Аллаху и доброжелательное отношение к Его рабам являются одними из самых существенных причин увеличения веры. Проповедник ислама стремится к торжеству своего призыва, а для этого он должен уметь приводить убедительные доводы и находить правильные и кратчайшие пути к решению поставленных задач. Все эти обстоятельства усиливают и приумножают его веру.
Шейх-уль-ислам писал: «Вера человека иногда увеличивается благодаря его собственным усилиям, а иногда – благодаря усилиям других людей. В качестве примера можно привести тех, кто призывает уверовать, повелевает творить добро, удерживает от злодеяний, разъясняет особенности религии, ее доводы и доказательства, читает поучительные и назидательные проповеди и т.п.».[88]
Кроме того, воздаяние всегда соответствует роду самих деяний. И если человек стремится помочь рабам Божьим достичь совершенства, дает им полезные советы и призывает их следовать истине и проявлять терпение, то Аллах обязательно вознаградит его в соответствии с совершенным им благодеянием, одарит его светом от Него, духом, твердой верой и сильным упованием. Именно вера и сильное упование на Аллаха помогает одерживать победу над врагами – дьяволами из числа людей и джиннов. Ведь сказал же Всевышний: «Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа» (ан-Нахль, 99).
И еще, такой человек берется отстаивать истину, и если кто-либо принимается за это, то в зависимости от его правдивости и искренности перед ним открываются двери знания и веры.[89]
Следовательно, верующий, призывающий к одобряемому и удерживающий от предосудительного, должен быть правдивым и искренним. Только тогда его усилия принесут плоды, и чистая вера осветит как его душу, так и сердца тех, среди кого он проповедует. Наряду с этим, в своих проповедях он должен проявлять мудрость, доброту и терпение, должен хорошо разбираться в том, к чему он призывает других.[90] Если он обладает этими качествами, то его проповеди принесут хорошие плоды и с позволения Аллаха окажутся полезными, они станут причиной укрепления его собственной веры и веры тех, кого он призывает на прямой путь.
Что же касается общения с праведниками, посещения их собраний, проведения с ними времени и стремления извлечь из этого пользу, то это также относится к весомым факторам, укрепляющим веру. Собрания праведников всегда напоминают об Аллахе, пробуждают страх перед Его наказанием, вдохновляют на добрые дела и предостерегают от ослушания. Это и многое другое на этих собраниях непременно увеличивает веру раба Божьего.
Всевышний по этому поводу сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (аз-Зарийат, 55);
«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу.Воспримет его тот, кто страшится,и уклонится от него самый несчастный» (аль-А’ля, 9-11).
Это указывает на то, что верующие извлекают большую пользу из наставлений и собраний, в которых поминают Аллаха. Эти собрания делают их еще более энергичными и решительными, подталкивают их к совершению добра и совершенствованию. Они сильно отличаются от собраний, на которых люди беспечно развлекаются и празднословят, потому что они относятся к числу самых серьезных факторов, ослабляющих и разрушающих веру.
И поэтому наши праведные предки придавали особое значение собраниям, в которых поминают Аллаха, и изо всех сил сторонились тех мест, где люди беспечно развлекаются и забавляются. Мы уже цитировали некоторые из их высказываний, которые являются прекрасным свидетельством этого, в частности, изречения Умейра бин Хабиба аль-Хатми и Му’аза бин Джабала, да будет доволен ими Аллах.
В завершении этой темы мы упомянем последний фактор, усиливающий веру, который необходимо принимать во внимание и нельзя предавать забвению. Мусульманин должен приучать себя бороться со всем, что может привести к ослаблению или уменьшению его веры.
«Для укрепления веры необходимо не только прибегать к факторам, усиливающим ее, но и оберегать ее от того, что мешает ей. А для этого верующий должен прекратить грешить, раскаяться в своих прегрешениях, оберегать свое тело от всего запретного, бороться с искушениями, которые сеют сомнения и ослабляют стремление к вере. В основе веры лежит желание творить добро и любовь к нему, и поэтому попытки обрести ее будут неполноценными, пока человек не отбросит все несовместимые с ней дурные желания, и пока он не станет бороться с низменными порывами своей души. Когда же раб Божий защитит себя от искушений сомнениями и низменными желаниями, тогда его вера станет полной, и убежденность – сильной».[91] Помочь же во всем этом может только Аллах!
ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРЫ
До этого мы обсуждали факторы, усиливающие веру, а теперь перейдем к рассмотрению факторов, ослабляющих ее. Наряду с факторами, которые укрепляют веру, есть много других обстоятельств, которые уменьшают и ослабляют ее. И поэтому от мусульманина требуется изучать не только то, что усиливает веру, чтобы применять эти знания на практике, но и то, что уменьшет веру, чтобы остерегаться этого. Об этом сказал поэт:
Я изучил зло не ради него самого, а чтобы уберечься,
Ведь тот, кто не ведает о зле, может совершить его.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Хузейфы бин аль-Йамана, в котором говорится: «Сподвижники спрашивали посланника Аллаха, e, о добре, а я расспрашивал его о зле, опасаясь того, что оно постигнет меня».[92]
Ибн аль-Джаузи писал: «Поистине, разъяснение зла является формой предостережения от него».[93]
Поэтому от мусульманина требуется изучить факторы, которые ослабляют веру, ознакомиться со способами защиты от этого и уделять должное внимание этому вопросу. Более того, изучение его не менее важно, чем изучение путей укрепления веры.
Но прежде чем мы приступим к перечислению и разъяснению факторов, ослабляющих веру, я хочу отметить, что небрежное отношение к поступкам, укрепляющим веру, само по себе является одним из факторов, ослабляющих веру. Пренебрежение этими поступками и недостаточное внимание к ним обязательно ослабляет веру, делает ее несовершенной. Ведь если заботливое отношение к этим предписаниям помогает укрепить веру, то пренебрежение ими неизбежно ослабляет ее.
Шейх Мухаммад аль-Усеймин сказал, что вера ослабевает в силу некоторых обстоятельств, в числе которых он упомянул «отказ от совершения богоугодных поступков, и чем важнее религиозное предписание, которое не выполняет человек, тем больше ослабевает его вера. Более того, невыполнение некоторых предписаний, таких как намаз, может разрушить веру полностью».[94] Это подтверждается словами Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистил ее,и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (аш-Шамс, 9-10).
Этот коранический отрывок подчеркивает важность совершения богоугодных поступков и заботливого отношения к ним, что относится к важнейшим способам очищения души. Он также указывает на опасность пренебрежения праведными поступками и совершения грехов, что, в свою очередь, является одной из важнейших причин убытка и разочарования.
Ибн Джарир ат-Табари, да смилостивится над ним Аллах, в комментарии к этому аяту сказал: «Это значит: преуспел тот, кто очистил свою душу от неверия и ослушания и выправил ее благодаря праведным деяниям».
Затем он привел высказывания ранних мусульман, подтверждающие справедливость этого толкования:
Катада сказал: «Кто творит добро, тот очищает ее благодаря покорности Аллаху».
Он же сказал: «Преуспел тот, кто очистил свою душу благодаря праведным деяниям».
Ибн Зейд сказал: «Преуспел тот, чью душу очистил Аллах».
Муджахид, Саид бин Джубейр и Икрима сказали: «Преуспел тот, кто очистил ее…» (91:9), то есть тот, кто сделал ее праведной».[95]
Ибн аль-Каййим же передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Преуспел тот, кто очистил свою душу и выправил ее, покорившись Всевышнему Аллаху, и потерпел убыток тот, кто погубил свою душу и принялся ослушаться Всевышнего Аллаха».
Он же передал слова Ибн Кутейбы: «Это значит: преуспел тот, кто очистил свою душу, вырастил и возвысил ее благодаря покорности, благочестию, правдивости и добрым деяниям».[96]
Что же касается слов Всевышнего: «…и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (91:10), то в комментарии к ним Ибн Джарир сказал: «Это значит: оказался в убытке и не достиг той праведности, к которой стремился, тот, чью душу Аллах сделал бездеятельной и оставил без верного руководства, позволив ей предаться ослушанию и отказаться от повиновения Аллаху».
Далее он сообщил, что Муджахид сказал: «Это значит: кто ввел себя самого в заблуждение». Саид бин Джубейр сказал: «Это значит: кто сбил себя с верного пути». Катада же сказал: «Это значит: кто облек свою душу в грех и нечестие».[97]
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это значит: умалил ее значимость и скрыл ее, отказавшись от благочестивых поступков и погрязнув в ослушании. Грешник всегда держится в тени, ему не хватает смелости, его личность неприметна, а голова опущена. Поистине, если человек совершает мерзкие поступки, то он непременно скрывает свою душу, подавляет ее».[98]
Таким образом, тот, кто очищает душу, выполняя веления Аллаха и избегая всего, что запрещено, обязательно добивается успеха и преуспеяния. А тот, кто скрывает собственную душу, не выполняя приказов Аллаха и совершая запретные поступки, тот непременно оказывается в убытке и несет урон.
Что же касается причин уменьшения веры и факторов, ослабляющих ее, то таковых очень много. Тем не менее, их можно разделить на две группы, каждая из которых включает в себя целый ряд факторов.