Религия в системе культуры
Религия представляет собой одно из важных измерений культуры. Многие культурные процессы протекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формирует ценностную систему, духовно ориентирует человека. Основные подходы к пониманию места религии в культуре: В «горизонтальном измерении» религия предстает как одна из сфер культуры, имеющая самостоятельную ценность наряду с такими ее формами, как искусство, мораль, философия. В рамках такого подхода подчеркиваются функциональные аспекты религии. В «вертикальном измерении» религия интерпретируется как основание всей действительной культуры, которая вырастает из стремления к абсолютным ценностям. В концепции П. А. Флоренского вся культура ведет свое происхождение из культа, под ее воздействием человеческое существование приобретает высший смысл и абсолютное измерение. Взаимодействие религии с другими формами культуры: Являясь одним из стержневых элементов культуры, религия находится в сложном взаимодействии с другими формами культуры: искусством, моралью, философией. Религия и мораль: Религию и мораль объединяет нормативность, аксиологичность, функциональность. Обычно взаимодействие религии и морали объясняется на основе подчиненности морали религии. Религия выступает в качестве общей санкции, легитимации по отношению к моральной системе. Мораль должна опираться на святыни, на нечто безусловное. При этом мораль может иметь тенденцию «поглотить» религию, приблизить божественное к земному, к человеческим взаимоотношениям. Религия и искусство: Близость религии и искусства проявляется в эмоциональности, субъективности, устремленности к совершенству, использовании созерцательных и медитативных приемов. И эстетическое, и религиозное миропонимание представляет собой прямое, неконцептуальное постижение реальности и зависит от вдохновения, гениальности и других форм одаренности. Существенные различия религии и искусства могут проявляться в характере утверждаемых ценностей, в средствах выражения, особенностях и целях творческого акта.
Типология религий.
Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям. По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа: архаические религии и религии цивилизованных обществ.
По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога) - надотеистические и теистические.
Существует разделение религий по составу пантеона наполитеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии, имонотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам. Собственную систематизацию религий предложил Г. Гегель. Он разделил все религии на три группы - стадии, последовательно сменявшие друг друга: религия природы (Древний Восток), религия духовной индивидуальности (иудея, греки, римляне), абсолютная религия(христианство).Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые, (или вселенские).Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д. По этим же причинам, но имевшим направленность вовне, возникли интернациональные, или мировые, вселенские религии, получившие широкое распространение среди разных народов. Их всего три: буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна;христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм.