Святой человек — Божий свидетель 3 страница
Люди, живущие только лишь в сфере материальных интересов, больше подвержены зависти, себялюбию и гордыне. По справедливому замечанию Чарльза Сперджена: «Счастья во дворцах меньше, чем в крестьянских хижинах».
В дружном благочестивом семействе, где царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания, самая простая трапеза, освященная молитвой, вкушается с истинным удовольствием, как святой Божий дар.
«Я помню; как во время войны, оккупации, пару дней не ел и зашел к товарищу, — рассказывает один проповедник. — На столе у него лежал огурец и больше ничего. Он разломил огурец с благодарственной молитвой, дат мне половину, и мы ели огурец, как нечто святое...»
Много сил, средств и времени поглощает у людей неумеренное стремление приобретать модную одежду, выискивая новые фасоны и материалы.
Слово Божие рекомендует христианам ходить в приличном одеянии (1Тим.2:9). Это означает, что одежда может быть и не из дорогого материала, но она обязательно должна быть чистой, опрятной, без вычурности и кричащих тонов.
У одежды капризный нрав. Покупка какого-то одного предмета одежды может коснуться смены всего гардероба, что требует дополнительных расходов. Примерно так же обстоит дело и с домашними вещами. Оклейка стен другими обоями вызовет у хозяев желание заменить ковер, диван или люстру. Так, незаметно, пища, одежда, предметы домашнего обихода начинают господствовать над членами семьи, заставляя их служить чреву и модным веяниям.
«Раз телу человека дано поддерживать себя скромной и простой пищей и питьем, одеваться в скромную простую одежду, охранять себя под скромной и простой кровлей, то очевидно, что и заботы о нем и работы для него нужно мало и скромно...» — писал великий христианский педагог Ян Амос Коменский.
На плечи семьянина ложится забота не только о насущных нуждах семейства, но и о будущем материальном обеспечении детей. Однако одно дело заготовить благоразумный запас, а другое – непомерно расширять его, постоянно откладывая крупные суммы на черный день. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, – говорит ап. Павел, – которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10).
Деньги сами по себе нейтральны, но жажда денег, порок сребролюбия духовно обкрадывает человека. Сребролюбие приносит в семью лишние тревоги, волнения и беспокойства.
«Пресыщение богатого не дает ему уснуть...» — заключает Слово Божие (Ек.5:11). В одной старинной притче рассказывается о том, как царь наградил крестьянина изрядной суммой денег за трудоемкую работу по устройству царского двора. Через некоторое время крестьянин вновь явился пред лицо царя и с полной искренностью просил правителя взять дар назад, объясняя это тем, что большие деньги внесли в его жизнь чувство сильного беспокойства.
Нередко червь сребролюбия подтачивает семейные устои из-за неразумного использования общего бюджета.
Супруги, привыкая к безрассудно-расточительной манере обращения с денежными средствами, ищут дополнительные источники дохода, опускаясь все глубже в пучину материальных интересов и теряя силы духовные.
Разумное ведение домашнего хозяйства предполагает умение целесообразно распоряжаться семейной кассой. Полезность устройства домашней бухгалтерии с конкретными статьями расхода признавали во все времена. Например, в письмах Н.В. Гоголя можно встретить добрые экономические рекомендации семейным людям: «Не водите общей расходной книги, но с самого начала года составьте смету всему вперед, обнимите все нужды ваши, сообразите вперед, сколько вы должны издержать в год, сообразно вашему достатку, и все проведите в круглые суммы. Разделите ваши деньги на семь куч... Сделайте так, чтобы эти семь куч пребывали несмешанными, как бы семь отдельных министерств. Ведите расход каждой особо, и ни под каким предлогом не занимайте из одной кучи в другую... Укрепляясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в деле душевного порядка».
Опыт жизни показывает, что внимательное наблюдение за рациональным использованием общих средств экономически дисциплинирует супругов. Бережливость, хозяйственность, домовитость — качества нужные и ценные в благоустройстве семьи, но христианин, развивая навыки строгого учета домашней финансовой базы, должен следить и за тем, чтобы рачительность и бережливость не превратились в скупость и скаредность. Ближайшие спутники скупого человека эгоизм, скупость интересов, подозрительность.
Для избавления от порочных стремлений к любостяжанию и скупости Слово Божие предлагает нам всячески развивать щедрую сострадательную любовь к ближнему: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною», — призывает учение Христа (1Ин.3:18).
Человек, вкусивший благого добра божественной любви во Христе, может ли проходить безучастно мимо нуждающегося?
«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается», — учит Библия (Втор.15:7,8).
Томас Карлейль вспоминает, как в детстве он встречал дома нищего, когда родители отсутствовали. Он разворошил свою копилку и отдал нищему все, что в ней было. Сделав это, он испытал неизъяснимое блаженство, оставившее след на всю последующую жизнь. Благотворя другим, отказываясь от личных удобств, мы извлечем высшую радость, прославим Бога и обретем неветшающее наследство в обителях неба: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:6,8).
Древние иудейские раввины часто приводили своим ученикам одну поучительную историю о том, как некий человек унаследовал большое богатство и, будучи необыкновенно щедр по натуре, в голодный год раздал его людям. «Твои родители собирали себе сокровища и прибавляли к унаследованному ими новое, а ты выбросил все на ветер?» — с негодованием приступили к нему братья. «Мои родители собирали свои сокровища здесь, а я собрал себе сокровище там, мои родители собирали сокровище маммоне, я же собрал сокровища для души. Мои родители собирали сокровища века нынешнего, я же собрал сокровища мира грядущего», – ответил благородный человек.
Великодушный и щедрый человек всегда находит благоволение в очах Бога и людей. Даже жилище его устоит от разорения во всякое время, ибо десница Господня охраняет и питает щедрого. Человек с открытым радушным сердцем не испытывает недостатка в друзьях.
Чувствуя его бескорыстную любовь, люди тянутся к нему с ответной любовью, предлагая помощь в затруднительных жизненных обстоятельствах. По примеру ап. Павла, он умеет жить и в скудости, и в изобилии, ибо ищет прежде всего Царства Божия и правды Его (Флп.4:12; Мф.6:33).
Можем ли мы сказать нечто подобное о евангельском безумном богаче, увлеченном эгоистическим житейским благополучием?
Собрав хороший урожай в поле и построив большие закрома, он помышлял обрести наивысшую радость и успокоение: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:19-21).
Почему не оправдались надежды богача, несмотря на то что он мнил себя дальновидным и предприимчивым хозяином?
Не уразумел богач, что бессмертная душа больше пищи и ее не насытишь материальными благами. Большие запасы хлеба, многоценные одежды, сытные блюда не спасут душу для вечной жизни с Богом, не избавят ее от черствости и равнодушия. Поэтому приблизимся к Богу, возлюбленные, и приблизятся к нам сокровища нетленные, ибо «не хлебом одним будет жить человек!» (Мф.4:4; Лк.4:4).
Пусть непрестанно бодрствуют идущие по многотрудной стезе супружеской жизни, дабы не погубить дни свои в суете, а лета в смятении (Пс.77:3?)!
Да поможет им Господь глубоко познать, в чем состоит надежда славного призвания Его и что великое приобретение – быть благочестивым и довольным! (Еф.1:18; 1Тим.6:6).
5. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ (1Фес.5:16)
Стремление к радостной счастливой жизни — врожденная потребность человека. Поэтому многие о заключении брачного союза образно говорят, что это шаг на пути в неведомое двух оптимистов. К сожалению, существуют факты, показывающие, что во многих семьях радостный оптимистический настрой гаснет в первые же месяцы совместной жизни.
Отчего это происходит? Почему так трудно сохранить улыбчивость, приветливость и радость в общении с близким человеком на долгие годы? Серьезная опасность подстерегает супружеский челн со стороны мелких житейских забот. Ведь все люди по-разному относятся к домашней работе.
«Ох, надоела мне эта стирка, мойка, чистка, — тоскливо вздыхает жена. — Изо дня в день одно и то же, конца и края нет, прямо сущая каторга...»
«Я тружусь на производстве, устаю как вол, а ты меня еще просишь помогать по хозяйству», — с досадой говорит муж.
Между тем любую, даже самую однообразную и грязную работу можно выполнять с радостью и удовольствием.
Один человек пришел на большую строительную площадку и спросил у трех каменщиков, что они делают. Первый каменщик ответил, что он кладет кирпичи, второй сказал, что он строит стену, а третий восторженно произнес: «Я строю великолепный собор!»
Третий строитель находится в лучшем положении, так как одухотворенное отношение к работе окрыляет его.
Характеризуя библейскую женщину-труженицу. Слово Божие подчеркивает, что она «с охотою работает своими руками» (Пр.31:13). Домашний труд для нее не тяжкое бремя, свои обязанности она исполняет непринужденно, легко и радостно. Она счастлива, и работа у нее спорится.
«Дайте нам человека, который пел бы, выполняя свою работу. Он сделает больше, сделает лучше, проживет дольше», — отметил Томас Карлейль.
И в истории христианства, и среди современных верующих найдутся люди с большим запасом жизнерадостного духа, который вселяет бодрость не только в самого человека, но и заражает окружающих светлым христианским оптимизмом.
У матери И.С. Проханова, Аграфены Савельевны, было хлопотливое Домашнее хозяйство: огород, куры, гуси, утки. Легко ли пожилой женщине справиться с множеством дел и забот по дому? Рано поутру, чуть забрезжит рассвет, со двора Прохановых на фоне разноголосого гомона беспокойной живности доносилось бодрое пение. Аграфена Савельевна, ухаживая за хозяйством, радостно пела любимый гимн: «Господь, пребудь Ты с нами!» Веселое добродушное сердце Аграфены Савельевны не знало ропота. Она постигла тайну благодатной радостной жизни через живую веру в Искупителя всех людей. Нельзя забывать, что Бог, Которым мы живем, движемся и существуем, является источником радости и веселья (Пс.4:8).
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас», — советует ап. Петр (1Пет.5:7). Он вникает во все человеческие нужды. Он может пребывать с нами в повседневных делах, наполняя бытовую жизнь радостным чувством.
Немалый вред терпит человек от завистливых мыслей и переживаний. Материальный достаток у соседа выше, чем у меня, у других есть та или иная вещь, а у меня нет, — все это вызывает горькую зависть, которая, поселившись в сердце, сковывает духовную активность человека, омрачает настроение и разрушает добрые отношения между людьми.
«Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое», — увещевает Слово Божие (Иак.3:16).
Как же преодолеть это нехристианское чувствование? Только через очищение сосуда сердечного от разрушительной гнили и осознание своего евангельского призвания. Ведь Бог поручает каждому человеку определенное служение и для наилучшего исполнения этого дела ставит его в особые, отличные от других условия.
Завидуя ближнему, человек может впасть в ненужное мелочное подражательство, в обывательскую погоню за модой, теряя самого себя. «Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим», — писал Монтескье. Да, действительно, воспаленное воображение завистливого человека зачастую преувеличивает уровень материального благополучия и успехи других. Завидовать ближнему — значит роптать на Бога. Поэтому блажен тот человек, который умеет радоваться не только за свои успехи и достижения, но и способен искренне испытать высшее удовлетворение за успехи своих близких, друзей, соседей, товарищей. «Всегда благословляй достигшего больше твоего и лей ему свою радость, чтобы ему было легче достигать еще больших вершин», — завещал один писатель.
Брачную жизнь сопровождают естественные «скорби по плоти» (1Кор.7:28).
Это телесные немощи, недуги и переживания, связанные с рождением и воспитанием детей, безвременные смерти, бесчисленные угождения ближнему ради поддержания мира и согласия в семье.
Скорби – неизбежные спутники земной жизни. Однако отношение к ним может быть различным. Древний философ-стоик задался однажды таким вопросом: «Покажи мне человека, который бы действовал согласно исповедуемым им началам. Покажи мне человека, который был бы болен и счастлив, в опасности и счастлив, при смерти и счастлив, в изгнании и счастлив, в поношении и счастлив?»
Люди с подобным складом души воспитываются у ног Иисуса Христа, Небесного Учителя. Ап. Павел, усердный труженик и великий страдалец за Христа, очень редко был побежден унынием.
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», — приветствует он верующих (Флп.4:4). А теперь представим себе обстановку, в которой было написано это радостное, исполненное огня пожелание. По историческим данным, послание филиппийской церкви ап. Павел направлял из римской темницы. Тело покрыто ранами, ноги забиты в колодки, руки сжимают кандалы. Если судить по-человечески, о чем должен был писать апостол, мучаясь от нестерпимой боли во всех членах? О терпении, о стойкости. Оказывается, нет. О личных терзаниях он почти не помышляет. Он пишет о радости в Господе.
Каким же путем подвижники Христовы находили выход из стесненных обстоятельств? Наученные Богом, они возвышались над ними, используя невзгоды как школу формирования христианского характера. «Только в страданиях я делаюсь истинным христианином!» — радостно заключил Н. В. Гоголь в годы усиленного богоискательства.
А сколько ударов личного семейного горя обрушивалось на глашатая евангельской правды И.С. Проханова?
В 1919 году во цвете лет от эпидемии холеры умирает жена Ивана Степановича, Анна Ивановна. В 1926 году погибает трагически сын Всеволод. Как тут не возроптать на Бога, не замкнуться наедине со своим несчастьем?
Тяжелое семейное горе не парализовало духовные силы и высокий жизненный энтузиазм Ивана Степановича. Он ободрился словами многострадального Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). И в благодарственном письме церквам, которые подвизались за него в молитвах к Богу, звучит дух непобедимого христианского оптимизма: «В самой тяжелой скорби я не забывал и не забываю, что наша задача не скорбеть, а уменьшать скорбь в мире, умножать и распространять радость повсюду...»
Ап. Павел ставит в пример церкви македонские, которые «среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью» (2Кор.8:2). Ясно, что верующие этих церквей были абсолютно уверены, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).
Франциск Ассизский во время трудного путешествия разговаривал с товарищем о совершенной христианской радости. Долго спорили друзья, и наконец Франциск сказал: «Не в том радость, чтобы чудеса творить, не в том радость, чтобы иметь много богатства... Она в смиренном исполнении воли Божией. Вот, положим, придем мы с тобой в монастырь, уставшие, голодные, постучимся в дверь и скажем привратнику: "Мы братья твои", а привратник нам в ответ: "Какие вы братья, бродяги вы несчастные, проваливайте отсюда!" И захлопнет дверь. Если мы не воздадим ему злом на зло, ругательством на ругательство, а смиренно и кротко промолчим, вот тогда мы и испытаем настоящую радость».
Да, все большие победы начинаются с маленькой победы над самим собой. И в семейной жизни человек может встретить все: несправедливые обвинения и претензии, гнев, раздражительность, непонимание близких. Как сохранить благодушие в таком случае? Полезнее всего вспомнить слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12). Движимый чувством христианской благожелательности, ап. Павел вывел один из благороднейших христианских принципов, которым может руководствоваться чадо Божие и в кругу семьи: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор.6:10).
Весьма существенно вредит жизнерадостности забвение того, что человек — личность трехсоставная. Дух, душа и тело находятся в самом тесном взаимодействии. Чрезмерное пренебрежение телесной стороной, несоблюдение правильного чередования труда и отдыха или стремление к излишнему комфорту и изнеженности отрицательно сказывается на общем состоянии духовно-телесного организма.
Интересными рассуждениями по этому поводу делится в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст: «Почему вы думаете, женщины так слабы? Неужели только от природы? Нет, но и от образа жизни и от воспитания. Для чего ты, жена, постоянно расслабляешь тело свое? Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть. А если будешь подвергать его бесчисленным болезням, то не будет у тебя ни здорового цвета, ни свежести, но постоянно будешь чувствовать себя дурно. Вы знаете, что как прекрасен бывает хороший дом, когда озаряет его ясная погода, так и красивое лицо делается еще лучше от веселого расположения духа, а когда душа уныла и прискорбна, тогда и лицо становится безобразное».
Ученые-ботаники как-то провели опыт. Они взяли небольшое деревце, которое долго росло в пустыне, и пересадили его во влажные тенистые места. И листья деревца, вместо того чтобы наливаться соком, вдруг начали блекнуть. Деревце привыкло и приспособилось к суровым условиям, поэтому комфорт подействовал на него расслабляющим образом. Неслучайно и Слово Божие говорит об образцовой женщине, что она «препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои», что «крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее!» (Пр.31:17,25). Как видно, веселость духа имеет непосредственную связь с телесной крепостью человека. Насыщенная разнообразным духовным, умственным и физическим трудом жизнь верующего человека рождает здоровый христианский оптимизм, благотворно влияющий и на телесное самочувствие: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр.17:22). По наблюдениям медиков, радостное настроение приводит даже к обновлению и омоложению клеток. Подавленное же состояние духа, наоборот, резко снижает сопротивляемость организма, подрывает его защитные силы, приводит к нарушению обмена веществ. Поэтому для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человек должен регулярно питаться радостью. Прилично ли иметь унылый дух наследникам Царства возлюбленного Сына Божия, которое есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17)?
Счастливым называют человека, если он утром с радостью начинает свой трудовой день, а вечером с радостью спешит домой, к семейному очагу.
«Дорогая сестра, обращайся с твоим мужем так, чтобы он радовался, когда он, идя домой, увидит окошко своего дома», — пишет Мартин Лютер. А если муж со своей женой живет и обращается так, что она охотно видит его уходящим и радуется, когда он возвращается, то дело обстоит хорошо.
По определению психологов, счастье — это уровень душевного комфорта. В Священном Писании слово «счастье» употребляется всего 9 раз. Однако на страницах Библии нам многократно встречается другое слово, его можно в какой-то мере назвать синонимом первого. Это блаженство, то есть особый сплав возвышенной радости, внутреннего покоя, благодушия, веры и любви (Мф.5:3-12).
«Обласкайте каждого, кто войдет к вам, — советует один проповедник. — Если к вам пришел одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы, уходя, он понял, что у него есть друг. Если придет скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью. Если придет слабый, помогите ему знанием того смысла жизни, который вам открылся».
Пусть каждая семья при Божием содействии овладеет благословенной наукой христианской радости!
Пусть муж и жена научатся дарить друг другу радости и никогда не забывают, что лицо — зеркало души, своего рода визитная карточка человека! (Мф.6:23). Пусть оно всегда излучает свет Христов, озаряется небесной радостью и несет отпечаток блаженной жизни в Господе, чтобы окружающие могли с удивлением сказать: «Что ты так сияешь?»
Потщимся не утерять дорогого общения с Подателем всяких благ и обретем в Нем радости непреходящие: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек!» (Пс.15:11).
ДОМ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 1 Кор.16:19
Христианская семья представляет собой не только группу людей, объединенных родственной кровью, общим жильем, хозяйством и бюджетом, но и домашнюю церковь, дом духовный, место созидания евангельского характера. «Дом — это школа, где под одной крышей собраны все волнения, напряжения и потрясения, которые характерны для земного мира, — заключает богослов Павел Биллхаймер. — Все, в чем мы нуждаемся для того, чтобы уподобиться Христу, может быть найдено в нашем доме».
Как сохранить семейную жизнь от кораблекрушения? У христиан есть верный и надежный компас, с помощью которого можно обойти все рифы, угрожающие безопасному плаванию семейного корабля. Это примеры и мудрые наставления из Священного Писания.
Новый Завет знакомит нас с жизнью одной благочестивой христианской четы. Рассказывается о благословенном труде супругов предельно кратко, но очень емкими, выразительными штрихами.
Ап. Павел называет Прискиллу и Акилу своими сотрудниками (Рим.16:3-4). Это благословенное сотрудничество носило многогранный характер. Во-первых, сходство ремесла: «Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян.18:1-3).
Акила и Прискилла оказались в Коринфе в связи с указом римского императора Клавдия об изгнании иудеев из Рима. Этот указ последовал в 52 году н.э. и был вызван тем, что среди иудейского населения то и дело вспыхивали различные волнения. Напряженная обстановка зачастую являлась следствием бурных споров иудеев с христианами о Мессии (Деян.13:50; 14:19; 17:13). Непродолжительно действовал указ Клавдия: иудеи опять стали селиться в Риме в большом количестве. Акила и Прискилла тоже возвратились в Рим. Ап. Павел шлет им горячее христианское приветствие, выражая благодарность за их самоотверженное служение:
«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь» (Рим.16:3-4).
Где бы ни пролегал их путь, с каким бы человеком они ни встречались, везде с помощью Господа они разбрасывали семена веры, добра и любви.
Глубина познания истины Божией и духовное усердие Акилы и Прискиллы глубоко проявились во взаимоотношениях с Аполлосом во время их пребывания в городе Ефесе. Родина Аполлоса – Александрия – была одним из центров тогдашней образованности и славилась своими религиозно-философскими школами. Весьма даровитый Аполлос соединял блестящую ученость с пламенной верой во Христа. Зная только начатки пути спасения, он красноречиво и дерзновенно свидетельствовал о Боге в ефесской синагоге (Деян.18:24-26).
Аполлос сразу привлек внимание Акилы и Прискиллы. Они быстро подружились с ним, радушно пригласили в свой дом и объяснили ревностному проповеднику, что крещение Иоанна имело переходное, подготовительное значение. Акила и Прискилла очень хорошо разбирались в людях. Эта черта характера более всего развивается в том, кто неравнодушен к ближнему, кто видит в каждом человеке неповторимое творение Божие, кто готов радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Обладая чутким сердцем и христианской мудростью, они нашли, что редкое дарование Аполлоса могло бы принести значительную пользу делу бла-говестия среди образованных греков. Коринфская община в свое время получила рекомендательное письмо на Аполлоса из Ефеса (Деян.18:27).
Не так уж долго продолжалось духовное общение Акилы и Прискиллы с Аполлосом. Краткая беседа ускорила богословское развитие Аполлоса. Благословенные результаты не преминули сказаться. Служение его стало более полновесным, активным и благодатным. В Коринфе он поливал то, что насадил ап. Павел (1Кор.3:6). Несмотря на то что часть неуравновешенных коринфян чрезмерно увлеклась огненным красноречием Аполлоса и сделала его имя даже знамением разделения, ап. Павел высоко ценил пламенную душу и обширные дарования Аполлоса (Тит.3:13; 1Кор.3:5,22). Встреча с Акилой и Прискиллой оставила глубокий след и в душе великого апостола язычников. Он увидел в них людей, которые любили Господа, заботились о своем духовном возрастании и помышляли о горнем. Их родственные души моментально объединились для совместного труда на ниве Божией. Ап. Павел нашел в этой супружеской паре не только надежных компаньонов в зарабатывании хлеба, но и достойных соратников в духовном труде. Акила и Прискилла почли за высшее счастье трудиться в винограднике Христовом, быть соработниками у Бога, содействуя многотрудному служению ап. Павла. Слова Христа: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26), вдохновляли Акилу и Прискиллу с радостью и терпением переносить тяготы скитальческого образа жизни.
Исследователи Библии спрашивают, почему в четырех случаях из шести, когда имена Акилы и Прискиллы упоминаются в Новом Завете, имя Прискиллы стоит перед именем ее мужа? Отдельные богословы выдвинули предположение, что Прискилла была знатной римской аристократкой. До нашего времени на Вентинском холме в Риме красуется церковь Святой Приски. Есть также и кладбище Прискиллы. На одном из христианских собраний Прискилла встретила скромного иудея, делателя палаток. Они полюбили друг друга и вступили в брачный союз. Естественно, что подобная версия не претендует на абсолютную точность. Одно можно сказать с уверенностью, что женщине Бог предназначил не менее ответственное служение, чем мужчине. Христианство вывело женщину из рабства и бесправия. Она уже не рабыня, но помощница мужа. Хотя по Божиему установлению муж является главой семьи, внутрисемейный климат во многом зависит от поведения жены. Называя жену немощнейшим сосудом, ап. Петр подразумевал не только хрупкость и слабость физической природы женщины. Женское сердце, если оно не управляется божественной волей, не свободно от стихийных желаний, женщина может терять чувство самоконтроля в словах и поступках. И только через живую веру во Христа женщина обретает внутреннюю уравновешенность, подчиняет свой темперамент высшим началам, приобретает благоразумие, терпение, способность здраво мыслить и действовать. Она вместе с мужем стремится к духовному усовершенствованию. Как сонаследница благодатной жизни, жена сердечными молитвами и мудрым поведением может поддерживать в муже высокое горение души. Мог ли бы великий проповедник Чарльз Сперджен так плодотворно трудиться для Господа, если бы у него не было преданной и чуткой супруги? Мог ли бы Вильям Бутс руководить Армией Спасения, если бы ему не содействовала его любящая и деятельная помощница Катарина? Мог ли бы Мартин Лютер продолжать дело обновления Церкви, не будь у него добродетельной жены-христианки?
Семья Акилы и Прискиллы – евангельский образец идеального супружества. Если в браке произошло столкновение двух «я» и совершилось только одно внешнее соединение, это неминуемо повлечет за собой раскол домашней церкви и отразится на потомстве самым отрицательным образом. Дети станут носителями родительских противоречий. Существует мнение: где люди, там и конфликты. В образцовом христианском семействе, где один ищет пользы другого, конфликты, если и случаются, не ведут к ослаблению семейных уз, а, наоборот, связывают их еще прочнее. Например, конфликт такого рода. Муж говорит жене: «Давай купим тебе новое платье». — «Ой, нет, вначале тебе рубашку...» — искренне протестует жена. Ясно, что в основе подобных конфликтов — любовь, свободная от пагубных эгоистических притязаний. Плохо устраивается семейная жизнь там, где каждая сторона считает себя полным собственником другого. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Земной брак есть подобие брака небесного, Христа и Церкви, а там свобода. Акила и Прискилла постигли тайну мудрой супружеской любви, суть которой не в том, чтобы только смотреть друг на друга, но чтобы смотреть в одном направлении. Как и все остальные люди, они имели житейские заботы. Но домашние хлопоты не захватили в плен душу, не заглушили роста плода Духа Святого, не приковали к земле.
Христос, Церковь, добрые дела для всех — вот чему была посвящена жизнь. Духовные интересы, дело Царства Божия они ставили превыше всего. И потому праздничная радость брака продлилась у супружеской четы на всю жизнь, каждый день они были новы и интересны друг для друга.
Что нужно для того, чтобы супруги ежедневно испытывали праздничное настроение?