Святой человек — Божий свидетель 1 страница

Вы — свидетели Мои. Ис.43:12

Во время царствования Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса в Израиле нес пророческое служение ученик и преемник Илии Елисей. Много чудес для блага народа совершил силой Божией этот раб Господень. Не меньшим чудом была и его жизнь. Чудотворения и проповедь слились с образом жизни так сильно, что богатая женщина-сонамитянка, увидев его в окно, дала ему определение святого: «И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой» (4Цар.4:9).

Несомненно, что красота святости светилась во всем облике Елисея. И сонамитянка своим острым женским чутьем заметила на внешности Елисея небесный отпечаток, то есть сияние Божьего присутствия.

Пламенный служитель Христа Франциск Ассизский как-то предложил своему другу сходить в ближайшую деревню и проповедовать там Евангелие. Друг с радостью согласился. Они вошли в селение. Франциск почтительно кланялся прохожим, играл с детьми, внимательно выслушивал собеседников. Во второй половине дня он заторопился домой. «Франциск, а когда же мы будем проповедовать?» – разводя руками, спросил спутник. «Проповедовать? — кротко улыбнулся Франциск. – Каждый наш шаг, друг мой, каждое наше слово, каждое наше действие были проповедью».

Жизнь христианина называют пятым Евангелием. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы», — учит Христос в Нагорной проповеди (Мф.5:14).

В поэтичных сравнениях описывает красоту христианской святости русский богослов Павел Флоренский: «В горных местностях, когда все еще тонет во мгле, вдруг загорится снежная вершина, своей светоносной точкой свидетельствуя о реальности солнца, хотя нами непосредственно и невидимого. Так и святой, хотя и немощный человек, самим существованием своим есть свидетель духовного мира, живое свидетельство тайн вечной жизни, не потому, что сам он и без слов есть доказательство предмета нашей веры. Святой подобен записи Слова Божия, не на коже животных, не на пчелином воске и не на бумаге здесь пишется Откровение Божие, а на человеческом сердце, и святой стал живым свидетельством славы Божией, распискою завета между Богом и миром».

Бог желает написать Свое слово на наших сердцах: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). С пророком Иеремией перекликается голос ап. Павла: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). Христианин, исполненный силой Святого

Духа, пламенеющий любовью Божией, всюду, где бы он ни появился, приносит с собой благоухание и свет Евангелия. Уже одно его существование говорит: «Господь есть! Он недалеко от каждого из нас! Он твой Любящий Отец и Спаситель души! Вечная жизнь реальна!»

Христианин призван быть свидетелем Божиим. В Новом Завете слово «свидетель» употребляется более 170 раз. Кого мы можем назвать свидетелем в самом точнейшем и высшем смысле? Иисус Христос, Сын Божий, — Первый Свидетель. Беседуя с Никодимом о новом рождении от Духа, Господь прямо указал: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Ин. 3:11). На вопрос Пилата о Царстве Его Христос ответил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37). Иоанн Богослов пишет о Христе как о «свидетеле верном, первенце из мертвых» (Отк.1:5). Распятие Сына Божия, Его искупительная жертва явилась запечатлением божественного свидетельства. И вот для того, чтобы эта великая истина об искуплении рода человеческого не затерялась в истории, в плане Божьего домостроительства возникает необходимость свидетельства Его свидетельства. Вспомним прощальные слова Иисуса Христа перед вознесением: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

Ученики Христа стали свидетелями всей жизни Господа, Его божественности, страданий, смерти и победного воскресения. Ап. Петр называет себя «свидетелем страданий Христовых» (1Пет.5:1). Ап. Павел увещевает Тимофея «не стыдиться свидетельства Господа нашего Иисуса Христа» (2Тим.1:8). Апостолы, облеченные силой свыше, удостоверяли, что Христос – истинный Бог и что Он действительно свидетельствовал о Небесном Царстве. Христос, воскресший, победивший смерть и ад, озаряет светом воскресения души Своих последователей, устрояя из них благодатное Царство Божие. Это люди, через которых Господь созидает Церковь, низводит небесные благословения и показывает величие и красоту горнего мира.

Вряд ли кого оставит равнодушным потрясающий рассказ из книги Деяний апостольских о служении Стефана. Имя Стефан означает венец. Один из семи диаконов Иерусалимской общины, муж, исполненный веры и Духа Святого, вдохновенно благовествует о Спасителе перед синедрионом. Как бы в подтверждение истинности слов мужественного проповедника Господь осветил лицо Стефана божественной славой: «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (Деян.6:15). Церковное предание говорит о молодости и физической красоте Стефана. Но то, что сияло в нем в данный момент, значительно превосходило естественную красоту юности. Великая слава Божия, явление которой давно исчезло из храма, теперь ослепительно блистала на лице свидетеля Христова. Дух Стефана устремляется к небесам. Дивное видение открылось перед ним. Иисус, стоящий одесную Бога Отца, как бы встает со Своего престола, чтобы поддержать и принять служителя небесной правды (Деян.7:55-56). Град камней посыпался со всех сторон, лицо заливало кровью, но слава Божия сияла на нем по-прежнему. На последнем дыхании, по примеру Христа, Стефан великодушно прощает своих убийц: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60).

«Прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор.6:20). «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего», – призывает ап. Павел (Рим.12:1).

На заре христианства в Древней Греции распространялись всевозможные религиозно-философские учения, которые очень резко принижали значение тела. Часть колосских христиан оказались под влиянием идей философов-гностиков (Кол.2). Гностики не верили в воскресение тела. Они считали, что вся материя порочна и дурна. Тело есть источник зла, и его надо всегда содержать в жестких аскетических условиях. Ап. Павел определил гностицизм как самовольное служение, связанное с крайним изнурением тела и небрежением о насыщении плоти (Кол.2:23). Он вразумляет колоссян путем изъяснения премудрости Божией, явленной во Христе Иисусе. Он благовествует о Нем как о Едином Посреднике, о Едином Спасителе. Он учит, что чрезмерное телесное изнурение без благодатного преображения свыше может принести вред человеку.

«Нельзя пренебрегать потребностями тела, ибо очень часто душевная тупость и сухость происходят от того, что тело устало и напрочь забыто», — замечает богослов У. Баркли. Мы не сможем выполнять работу Христа хорошо, если не будем физически подготовлены для этого. Чтобы тело могло послужить Господу, удовлетворение телесных потребностей Слово Божие ставит в определенные рамки. Не запрещая в целом свойственного телу, оно предупреждает лишь о том, чтобы человек «попечения о плоти не превращал в похоти» (Рим.13:14).

Василий Кесарийский сравнил тело с конем, которому необходима узда. Тело, оставленное на произвол, может поработить дух. Оно также нуждается в искуплении, очищении и освящении. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» – спрашивает ап. Павел (1Кор.6:19). Человек, по учению Слова Божия, — целостная трехсоставная личность, состоящая из духа, души и тела: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23). Бог, сотворивший душу, сотворил и тело. Он заботится и о нашем физическом существовании (Мф.10:30; Деян.17:25-28).

Сам Господь не погнушался человеческой природой и принял в лице Иисуса Христа телесный облик: «Бог явился во плоти...» (1Тим.3:16). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам...» (Флп.2:6-7). Из-за грехопадения человеческая личность оказалась в состоянии дисгармонии, что привело к разладу между умом, сердцем и телом (Рим.7:22-23). Христианская духовная жизнь есть возвращение к изначальному совершенству. Бог открывает Себя человеку, чтобы человек с Его помощью сделался причастником Божеского естества (2Пет.1:4).

И когда испорченный грехом человек посредством благодати Божией начинает обновляться, сообразуясь вечной жизни, тогда тело становится храмом Духа Святого, происходит чудо воссоздания красоты и тела. «Красота спасет мир!» — писал Ф. Достоевский. Все духовно-прекрасное облагораживает человека, наводит на серьезные размышления, прививая ему хорошие вкусы и понятия.

Один из биографов индийского проповедника Евангелия Сун-Дар-Синга рисует замечательный портрет этого человека Божия, на котором Господь положил печать небесного совершенства: «До чего он не походит на других людей и даже на проповедников вообще. Раз повидав его, нельзя забыть тот ореол спокойствия и святости, который как бы исходит от него. В нем ясно чувствуется человек не от мира сего — ученик Христа, апостол. Про него можно сказать: "Вот человек, в котором ни на волос нет рисовки, пафоса и личных горделивых мыслей". Пока он стоит и молчит, это само спокойствие и скромность. Когда начинает говорить, это огонь, прожигающий души, старающийся выжечь из них слабые, больные места. Его голос звучный, его жесты искренние, его слова сильные и убедительные — все в нем показывает человека с особенной духовной силой. А по окончании речи, когда он, застенчиво улыбаясь, подает руку подходящим, это самая кротость и лучистая доброта».

Чем ярче сияет в человеке красота святости, красота образа Божия, тем в большей степени оказывает он духовное влияние на окружающий мир. Красота и украшательство, как известно, вещи разные. Красота христианина — это красота одухотворенной личности, человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом», — засвидетельствовал Давид (Пс.44:14). Золото всегда было символом небесного мира, небесной чистоты. Когда ап. Иоанн описывал красоту и великолепие Небесного Иерусалима, он упомянул о том, что улицы города — чистое золото (Отк.21:21).

О бессмертии человеческого духа учили великие мудрецы древности:

Эпиктет, Сократ, Платон. Слово Божие говорит нам не только о вечной жизни в духе, оно возвещает и о будущем воскресении тела: «.Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных... Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными...» (1Кор.15:40,44,52).

Победное воскресение Христа из мертвых – залог нашего будущего воскресения. «Мы ожидаем весны нашего тела, — пишет богослов раннехристианской Церкви Минуций Феликс. — Наши тела лежат в земле, как пшеница под зимним саваном, ожидая великой весны вечности».

Чем больше христианин преображается в образ Иисуса Христа, чем больше и усерднее заботится он об украшении души небесными добродетелями, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении:

«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).

Тот, кто рожден от Бога, должен возрастать в Боге, сообразоваться Ему: «Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3:12). Будем непрестанно взывать к Господу, чтобы соделал Он нас сосудами в чести, освященными и благопотребными Владыке, годными на всякое доброе дело (2Тим.2:21).

Да наполнится все существо наше Духом Бога живого! Да прославится Господь в детях Своих! Аминь.

10. БРАТСТВО ЛЮБИТЕ (1Пет.2:17)

Две величайшие потребности заложены в душу человека изначально:

стремление к общению с Богом и друг с другом. Предметы низкие и предметы высокие имеют силу собирать и объединять людей. Они же определяют глубину и характер дружеского межличностного общения. Ученик Господа евангелист Иоанн отмечает, что христианское братство образуется через связь верующих душ с Богом-Троицей и Церковью Иисуса Христа: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1Ин.1:3).

Любая дружба несет в себе элемент загадочности, а дружба христианская, церковная в отдельных случаях обеспечивает даже приток необычных дарований свыше. Христос отправляет учеников на дело благовестия по двое. Эта своеобразная мини-община получает от Бога благодатные Дары: власть над нечистыми духами, дары исцеления и знание тайны Царства Божия (Лк.10:1,9,17,19,20). Неслучайно Предтеча Христа, Иоанн Креститель, желая удостовериться в мессианском посланничестве Иисуса, посылает к Нему опять же не одного, а двоих учеников (Лк.7:19). Попарное упоминание соработников Христа очень часто встречается в Новом Завете. Некоторые пары связаны кровными родственными нитями. Например, Андрей и Петр – сыновья Ионы. Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея. Иаков Алфеев и Фаддей – сыновья Алфея. Другие пары были скреплены только духовными связями: Филипп Нафанаил, Матфей Левий и Фома Близнец, Павел и Тимофей, Лука и Сила.

Совместное служение умножает духовные способности избранных Божиих, наделяя их высокой властью и авторитетом. Они могут вязать и решить по слову Христа (Мф.18:18). Суть этой власти — в духовном ведении тайны божественной любви, в глубоком понимании законов Царства Небесного, в постижении воли Божией. «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — обещает Христос (Мф.18:19-20). Двое сумели превозмочь гордыню, двое победили раздробленность, двое достигли единодушия, единомыслия и предстали пред Богом как заново рожденные, как новое сообщество.

Совместное наполнение Христовыми чувствованиями, совместное приобщение к благодатной духовной атмосфере сделало из двоих верующих частицу Тела Христова, они стали живым воплощением Церкви.

И потому Христос посреди них, как душа посреди каждого члена тела. А Христос единосущен Отцу Своему, и Отец исполняет то, о чем просит Сын.

Дружбу первых проповедников Евангелия нельзя расценивать как мимолетное сотрудничество, но как дело и подвиг всей жизни.

Из глубины веков и до наших дней не утрачивает своего обаяния и духовной красоты дружеский союз ап. Павла и Тимофея. Его крепость и сила вряд ли объяснима с узкожитейской человеческой точки зрения. Большая разница в возрасте, несходство характеров, различие духовного опыта – все это, однако, не помешало Богу использовать два сосуда для совместного духовного поприща. Ни одно имя не связано так тесно с именем ап. Павла, как имя Тимофея. «А его верность вам известна, — пишет Павел, — потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:22). Он сопровождал Павла в труднейших миссионерских путешествиях, помогал апостолу переносить тюремные узы. Лебединой песнью называют богословы два послания Павла, адресованные лично Тимофею. Такое выражение обычно применяют, когда говорят о шедеврах какого-либо искусства, созданных на закате дней и воплощающих в себе наивысшее совершенство. Письма ап. Павла – это Божий глаголы, вдохновенное сердечное излияние, исполненное любовью к другу и делу Божиему.

«Что есть дружба? – вопрошает богослов Павел Флоренский. — Созерцание себя через друга в Боге». Да, дружба помогает нам совершенствовать себя и указывает пути, где и как надо работать над собой. Друг критикует и обличает нас, преследуя божественные цели. И мы принимаем обличения как добро и благо, ибо они исходят от любящего сердца. «Итак, старайтесь плотнее собираться для благодарения Бога и славы, – пишет ученик апостолов Игнатий. – Ведь когда вы бываете на одном месте, то побеждаются силы сатаны и убыстряется гибель его в единомыслии вашей веры. Сотрудитесь друг Другу, состарайтесь, собегите, сострадайте, соотдыхайте, сободрствуйте как Божий домоправители и слуги». Содействуя личному очищению и освящению, дружба верующих обезоруживает дьявола, облекает христиан в непобедимую броню праведности. Как видим, евангельская дружба существует не для внешнего украшения жизни, не для удобств, она призвана усовершенствовать и преображать нашу жизнь изнутри. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорит Христос (Ин.15:13). Слово Божие не подразумевает здесь единичного героического акта. Физически умереть за друга — подвиг, героическое дело, но он менее значителен по сравнению с подвигом ежедневного креста, с подвигом несения бремени друга своего. А этот подвиг предполагает требовательность к себе и снисхождение к другому.

Замысловатая притча Христа о неправедном управителе, который самовольно перечеркивает часть долгов у должников, поражает неожиданным, вроде бы даже неевангельским уроком. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» – провозглашает Христос (Лк.16:9). Для того чтобы завоевать души друзей. Небесный Учитель призывает не только к щедрой благотворительности, но и учит прощать. Если оценивать поступок управителя законнически, в нем можно усмотреть нарушение общепринятых норм. Строгое буквальное законничество не прощает грехов и мало учитывает смягчающие обстоятельства. Ревностный законник, наоборот, старается усугубить вину других, подчеркивая, что он «не таков, как прочие люди» (Лк.18:11).

Богатство неправедное в духовном смысле — это широта Божьего милосердия по отношению к людям. Человек склонен расточать это богатство на самого себя, забывая о других. Притча Христа указывает на закон царский, закон милости и любви, исходящий от Царя царей и Господа господствующих. Это Божия благодать, направленная на помилование и спасение душ во имя жертвы Христа. Вина каждого убавляется не за особые заслуги, не за добропорядочность, а потому что Бог милосерд, долготерпелив и многомилостив. Один христианин, встречая на улице несчастного пьяницу, всегда говорил про себя: «Вот кем был бы я, если бы не Божия милость». Желая узнать меру прощения, ап. Петр спрашивал у Христа: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?.. Не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз», — отвечает Христос (Мф.18:21-22). Во имя сохранения дружбы и христианской любви Иисус не ограничивает меру прощения. «Друзья дороже отцов и сыновей, — замечает И. Златоуст, размышляя о жизни первоапостольской церкви. — Вот дружба, когда кто не посчитает своего своим, но принадлежащим ближнему, а собственность ближнего считает чуждою для себя, когда один так бережет жизнь другого, как свою собственную, а тот платит ему взаимно таким же расположением. Великое дело — дружба, и непонимание ее произвело ереси. Еретические или искаженные представления о Боге, о душе и человеке возникают там, где налицо раздробленность сознания, взаимное отчуждение, отсутствие дружбы. Еретик, как правило, заражен страстью к самовозвышению и не приемлет основ христианской дружбы. Вот поэтому так опасен отрыв от церковного общения, пренебрежение братской дружбой. Поиск духовности вне Церкви, вне христианских отношений ведет нередко к ересям и заблуждениям».

Подлинная дружба не означает подавления одной личности другой или растворение самобытных характеров в некую безликую массу. Наоборот, дружба обеспечивает полный расцвет и раскрытие личности. По мысли Шиллера, дружба возникает не между двумя однозвучными душами, а между гармонически звучащими. На земле вряд ли отыщешь людей, во всем похожих друг на друга. Даже апостолы Христовы, и те очень сильно отличались один от другого: пылкий Петр, задумчивый и созерцательный Иоанн, суровый Иаков. Но сердца их, воспламененные любовью к Богу и к людям, взаимно дополняли, скрепляли и обогащали друг друга. Да и сама Церковь Христова, как всемирное сообщество верующих, представляет собой гармоничное и стройное здание, основанное Христом, «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф.2:21).

Чисто человеческих усилий недостаточно для укрепления дружбы. Ведь всякий дар совершенный «нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Христианская дружба подобна радиусам в круге. Близость к центру делает их близкими друг другу. Чем глубже связь с Богом, тем крепче и неразрушимее дружба христиан.

Такая дружба — отблеск Божией любви, живая частица Тела Христова.

Глава 2

ЭТИКА СЕМЬИ И БРАКА

Для полноты расцвета даров жизни Бог-Творец учреждает институт брака: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Единый Бог творит единую ячейку жизни. Мужчина без женщины как бы представлял собой некую незавершенность творения. Бог соединяет две части творения в нераздельное существо. Это соединение не было насильственным и механическим, не объяснялось грубо биологическим влечением. Адам, увидев Еву, испытал романтическое волнение, его охватили сложные чувства восторга, любви и удивления перед новым прекрасным созданием Божиим. Он заметил в этом создании существо, отличное от него и в то же время очень родное и близкое. Он принял Еву как чудесный дар от Бога. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, — воскликнул Адам, — она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:23-24). Брачный союз не был только природным единством, он не представлял единства на уровне чисто естественной жизни, на уровне естественных потребностей. Это была божественная модель, божественный очаг жизни. Два различных пола соединились на основе любви и взаимного посвящения. Такой союз явился отражением славы Божией, выразителем нетварного образа жизни в рамках тварной природы.

Бог создал человека существом социальным, то есть предназначенным для общения и взаимодействия с другими личностями. Бог создает социальные условия для человека: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).

Бог помещает первых людей в идеальную атмосферу. Едем – состояние абсолютного блаженства. Во всем царит удивительная и полная гармония. Человек слышит голос Божий. Адам и Ева не стыдятся друг друга, их жизнь гармонична и прекрасна. У них есть заботливый и внимательный Отец. Они живут в саду, орошаемом рекой, разделяющейся на четыре потока. Жизнь Адама и Евы блаженна, так как протекает под знаком Божьего завета. Адам и Ева — Божий соработники в деле воссоздания потомства и поддержания жизни на земле: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт.1:28). Способность человека к продолжению рода не сравнима с животным инстинктом размножения. В Библии она предстает как результат особого благословения Божия и имеет вертикальное измерение. Бог создает целостное гармоничное единение в любви, и эта любовь действует как созидательная сила. В иносказательном смысле первый брачный союз, первая семья – это частица того Древа Жизни, которое возвышалось в Едемском саду как источник бессмертия.

Библия изображает Бога-Творца как всемилостивого Подателя жизни. В любых обстоятельствах Бог действует к воссозданию жизни. Он – Источник животворных сил в человеке и в природе. Серии библейских рассказов подводят нас к мысли, что Бог иногда как бы преднамеренно избирает бесплодную историю, дабы явить Свою силу. Библия повествует о семьях, удрученных отсутствием детей. Все великие матери ветхозаветного народа – Сарра, Ревекка, Рахиль – были бесплодными, и только благодаря особому вмешательству Бога история спасения могла продолжаться из рода в род. «Дай мне детей; а если не так, я умираю», — приступила к Иакову обеспокоенная Рахиль (Быт.30:1). И патриарх должен был в молитве обращаться к Богу, чтобы его жена родила сына обетования. Подобная история произошла с Исааком и Ревеккой (Быт.25:21). Авраам и Сарра, престарелая супружеская чета, уже потеряли надежду на появление потомства и вдруг получили обетование о наследнике, которое Бог исполнил в точности. Это чудо было результатом доверия Богу, Который «животворит мертвых и называет несуществующее, как существующее» (Рим.4:17).

ХРАНИ СЕБЯ ЧИСТЫМ

Прочный фундамент счастливого брака закладывается задолго до дня свадьбы. По сути дела, весь ход предыдущей жизни набрасывает контуры будущего семейного здания. Уже в раннем детстве мужское и женское начало явственно заявляет о себе. Ведь особые свойства мужской и женской природы заложены благоволением Творца в наших древнейших прародителях: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Два разных мира, две живые галактики создал Господь для того, чтобы они, взаимно дополняя и обогащая друг друга, жили во славу Божию.

Будущие мужья и жены, отцы и матери, возрастая в родительском доме и вращаясь в кругу своих сверстников, вольно или невольно готовят почву для взрослой семейной жизни.

«Как юноше содержать в чистоте путь свой?» – озабоченно размышляет псалмопевец (Пс.118:9). Юность – это не только радужная пора жизни, но и время мучительных раздумий, постоянной борьбы с самим собой. Следование за Христом узким путем требует непрерывного духовного бодрствования. Искушения различного рода и тонкие соблазны подстерегают молодых людей на каждом шагу. Свойственная юности категоричность суждений и самоуверенность толкает неокрепшие души на безрассудные поступки. Не так-то легко молодому человеку контролировать свои чувства и влечения. Однако, если в юные годы молодежь не научится, облекаясь во всеоружие Божие, побеждать грехи и пороки, она будет терпеть одно поражение за другим от лукавых нападок сатаны.

«Если ты молод, постоянно думай о том, чтобы случайно не запачкать цвет юности, — писал Эразм Роттердамский. — Думай о том, чтобы по незнанию или недомыслию возраста не допустить сейчас того, что будет терзать всю жизнь, потому что сознание преступлений преследует нас наигорчайшим жалом. Если ты женщина, то этому полу ничто не приличествует больше, чем стыдливость. Если мужчина, знай, что ты достоин более великих дел...»

Нам известна горькая судьба библейского Самсона, растерявшего свои богатырские физические и духовные силы из-за легкомысленного увлечения плотскими страстями. Необузданная плоть ввела в грех Самсона, кроткого Давида, развратила мудрейшего Соломона, положила пятно на жизнь праведного Лота (Суд.16:19; 2Цар.11:4; 3Цар.11:3; Быт.19:33).

Предупреждая о разрушительной силе греха, Слово Божие призывает служителей Христа бороться за чистоту членов церкви: «Юношей также увещавай быть целомудренными» (Тит.2:6).

Дух нечистоты использует большие и малые лазейки для того, чтобы юного христианина или христианку лишить радости и красоты святой жизни. Например, забота, во что одеться. Этот вопрос чаще беспокоит сестер, ибо женщина стремится быть привлекательной во всех отношениях. Это желание вполне естественно, но, подбирая себе тот или иной фасон одежды, благообразная и рассудительная христианка знает, что внешний человек в большинстве случаев является отражением человека внутреннего. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли», – замечал А.П. Чехов. Есть люди, которые утверждают, что одежда, мол, сама по себе нейтральна, не стоит придавать ей особого значения, лишь бы сердце было чистое. Да, в какой-то мере одежда — дело личного вкуса и культурных особенностей той или иной страны. Слово Божие не устанавливает конкретных стандартов одежды, но выдвигает одно немаловажное условие: одеваться как прилично святым (1Тим.2:9; Тит.2:3).

Можно много рассуждать о соответствии внешнего и внутреннего мира человека, но апостольский совет недвусмысленно указывает на наличие возможного соотношения между душевным настроем и внешним видом. Нескромная одежда вызывает нескромные взгляды, легкомысленная одежда подталкивает на легкомысленные жесты и поступки, от беспорядочной и неряшливой прически незаметно для самого себя можно скатиться к беспорядочной неорганизованной жизни. Давно доказано, что одежда тоже дисциплинирует человека. Попробуем одеть слесаря в белый халат. Будет ли он вытирать грязные руки об него?

Слово Божие и многогранная жизнь евангельского братства учат молодежь прежде всего искать Царства Божия, ценить сокровища духа. К числу таких благословенных сокровищ принадлежит христианская дружба: «Нет уже Иудея, ни язычника... ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Эта дружба носит возвышенный характер, так как проистекает от любви к Богу и ближнему. Говоря о церковной дисциплине, ап. Павел устанавливает истинно христианскую норму взаимоотношений между лицами разного возраста и разного пола: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим.5:1-2). Община обретает духовное здоровье, если ее члены удерживают на высоте повседневное общение друг с другом. Духовный уровень молодежи зависит от мудрого родительского и пастырского попечения. Не всегда здесь удается избежать крайностей. Некоторые родители и пастыри оставляют молодежь один на один со своими трудностями и проблемами, а другие, наоборот, не спускают глаз, навязчиво и бесцеремонно вторгаясь в молодежную среду. Молодые люди жаждут самостоятельности и часто забывают о том, что из-за неопытности они легко могут быть уловлены сетями греха. В противоборстве с искушениями помощь старших им просто необходима. Эта поддержка будет действенна в том случае, если старшие не возвышаются над ними, как надсмотрщики, но, как близкие любящие друзья, стоят рядом, готовые вовремя уберечь юную душу от падения. Добросердечные отношения младших и старших поколений — это живая школа, где вырастают плоды благоуспешной брачной жизни. Вряд ли супруги будут любить друг друга, если они не научились жертвенно любить своих родителей, товарищей, друзей.

Наши рекомендации