Последствия грехопадения сказались на всем духовно-телесном составе человека.
Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом, однако после грехопадения тело утратило эти свойства, стало дебелым, тленным и смертным.
В жизнь человека вошли болезни. Взаимосвязь между грехом и болезнью может проявляться по-разному. Преподобные Варсануфий и Иоанн говорят, что иногда болезнь является непосредственным следствием каких-либо грехов: «Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности (в жизни), естественно за сим следуют... От тебя зависит быть нерадивым или жить нечисто и впадать в болезни, пока не исправишься». В других случаях болезнь посылается от Бога в наказание за грех — «для пользы нашей, чтобы мы покаялись». Некоторые болезни происходят от физиологических причин, другие — от демонов. Наконец, «бывает болезнь к испытанию, а испытание приводит к искусству» (Руководство к духовной жизни. Ответ 518; Ответ 514; Ответ 619).
Грехопадение сказалось на душевной составляющей человека. После грехопадения душа поработилась телу и, «соединившись с телом, заключилась во мраке тела» (Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 117).
Помраченными и больными оказались все свойства и способности души. По словам аввы Исаии Отшельника, естественное для души стремление к Богу враг изменил в постыдную похоть; ревность по Богу изменилась в противоестественную ревность и зависть людей друг к другу; способность гневаться на диавола, без которой невозможно отвергнуть его искушения, превратилась в гнев на ближнего из-за всяких ненужных и бесполезных вещей (Исаия Отшельник. Слово 2. 2).
Блаженный Диадох говорит о первоначальном единстве и последующем разделении душевного чувства: «Естественное чувство одно... но из-за преступления Адама оно разделилось на два действия»; поэтому иногда его влечет страстная часть души, то есть желание и раздражение, и тогда оно устремляется к мирским благам, а иногда оно соуслаждается разуму и тогда восхищается к небесным красотам (Слово подвижническое. 25, 29).
Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума. Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в памяти о Боге, блуждает по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается в познание окружающей его множественности предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но развлекается разнообразными помыслами и образами.
Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части: одну преподобный Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую — «боголюбивым умом», борющимся со злом (Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 7).
Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке как бы двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой — ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару» (Стихотворения о себе самом. 45: Плач о страданиях своей души).
Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 14-24).