Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)»
Глава 766: О том, кто дал отсрочку обеспеченному.
944 (2077). Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Некогда) ангелы приняли дух человека из числа живших до вас и спросили (его): “Совершил ли ты что-нибудь благое?” Он ответил: “Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку несостоятельному и проявлял снисходительность к обеспеченному”, и Аллах простил его».
Глава 767: О том случае, когда и покупатель, и продавец всё разъясняют (честно), ничего не скрывают и дают искренние советы.
945 (2079). Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе1 до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли2, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено3».
1 Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.
2 Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель — на условия и сроки оплаты.
3 То есть в конце концов полученная прибыль обернётся убытками.
Глава 768: Продажа фиников вперемешку.1
1 Имеются в виду финики разных сортов.
946 (2080). Сообщается, что Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал:
Обычно нам выдавали1 финики вперемешку, а мы отдавали по два са‘ (этих фиников) за один са‘ (более хороших), но (потом) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не (следует отдавать) по два са‘ за один и не (следует отдавать) по два дирхема за один2”».
1 Речь идёт о распределении среди мусульман того, что досталось пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после завоевания Хайбара.
2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заниматься этим как одной из разновидностей ростовщичества.
Глава 769: (Грех) занимающегося ростовщичеством.
Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Побойтесь Аллаха и откажитесь от (причитающейся вам) лихвы1, если вы (действительно) верующие»(“Корова”, 278).
1 То есть от процентов, под которые вы ссудили деньги.
947 (2086). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил брать деньги за собаку и за кровь1, и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе2, (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения3”».
1 То есть торговать собаками и пускать кровь за деньги, чем в прошлом обычно занимались цирюльники.
2 В доисламские времена женщины наносили себе татуировки, обозначая таким образом принадлежность к тому или иному племени.
3 Имеются в виду изображения живых существ.
Глава 770: Аллах уничтожит (плоды) ростовщичества и увеличит милостыню.
Аллах Всевышний сказал:
«Аллах уничтожит рост и увеличит милостыню1 и Аллах не любит любого неблагодарного грешника»(“Корова”, 276).
1 Имеется в виду, что прибыль, полученная с помощью ростовщичества, благословенной не будет, а приведёт к потерям, что же касается отданного в качестве милостыни, то это не только приумножит богатство, но и обеспечит человеку награду.
948 (2087). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клятва1 способствует сбыту товара, но уничтожает благодать /барака/2”».
1 Имеется в виду ложная клятва продавца.
2 Иначе говоря, то, что было заработано незаконным путём, в конце концов будет уничтожено и повлечёт за собой наказание.
Глава 771: Упоминание о кузнеце.
949 (2091). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Во времена джахилийи я был кузнецом. Аль-‘Ас Ибн Ва’иль, задолжал мне, и (однажды) я пришёл к нему, чтобы потребовать возврата долга. Он сказал: “Я (ничего) не отдам тебе, пока ты не перестанешь верить в Мухаммада!” Я воскликнул: “Не перестану я верить в него до тех пор, пока Аллах не лишит тебя жизни, а потом не воскресит!” Он сказал: “Так оставь меня, пока я не умру и не буду воскрешён, и тогда будет даровано мне богатство и дети и я верну тебе (свой долг)!” — и после этого был ниспослан (айат, в котором говорится): “Видел ли ты того, кто не уверовал в Наши знамения и говорил: “Непременно будут дарованы мне богатство и дети”? Разве он узнал о сокрытом или получил обещание Милостивого?”1»
1 “Марйам”, 77 — 78.
Глава 772: Упоминание о портном.
950 (2092). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: