Замечания личного характера: Христос и ваша речь
Вспомните, как в течение прошедшей недели вы разговаривали с другими людьми. Строилось ли ваше общение на твердом, надежном основании, которое Христос утвердил для нас? Ответьте на следующие вопросы:
1. Признаете ли вы смиренно свое бессилие и просите ли Господа помочь вам в важном разговоре?
2. В отношениях со своим ближайшим окружением пытаетесь ли вы своей речью достичь того, что только Бог может совершить посредством Своей благодати и силы?
3. Бывает ли так, что, отчаявшись, вы перестаете говорить, когда это нужно, или, наоборот, начинаете говорить так, что своими словом совершаете грех?
4. Готовы ли вы признать ваши слабости в сфере общения и согласиться, что то и дело испытываете определенные проблемы? Готовы ли вы попросить прощения у Бога и у тех людей, которых вы обидели, и впредь следовать новым принципам ведения разговора? (Это можно сделать, основываясь на обетовании Христа о том, что в нашей слабости Он будет проявлять Свою силу.)
[56] 5. Можете ли вы прислушаться к словам человека, который говорит вам, что вы грешите в своей речи? Или же вы предпочтете отрицать свой грех, оправдывать свое поведение, бить противника его же оружием, перекладывать вину на других людей и оставаться во грехе?
6. Благодарите ли вы каждый день Господа за Его заботу и за данную Им надежду на то, что ваша речь будет прославлять Бога и станет благословением для окружающих?
Прочтите Послание к Ефесянам 1:15–23. Попросите Господа помочь вам увидеть, какие благословения принес подвиг Христа, и уповать на то, что теперь ваш разговор может измениться в лучшую сторону. Попросите Его показать вам, что следует исправить, и с верой сделайте необходимые шаги в этом направлении. Наконец, положитесь на то, что Иоанн сказал о Слове: «...от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16), и верьте, что нескончаемый поток Его благодати может полностью преобразить вашу речь.
Глава 4
Идолопоклоннические слова
Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Послание Иакова 4:1
Давайте представим, что сейчас утро рабочего дня, и я сижу в офисе, размышляя о моей прекрасной супруге. Я думаю о том, что быть женатым на такой замечательной женщине – это великое благословение Господне. Я вспоминаю, что сделал ей предложение, когда мне было всего семнадцать лет! При этом я отдаю себе отчет в том, что в то время я не был достаточно зрелым для принятия такого решения и что мой брак является сегодня свидетельством любви и благодати Господней.
Находясь в моем офисе, я также думаю о том, насколько трудно для нас с Луэллой находить время для уединенного общения друг с другом. С нами по-прежнему живут четверо детей: двое сыновей посещают занятия в университете, расположенном в нашем городе, дочь учится в средней школе, а младший сын – в начальных классах. Не приходится и говорить о том, что в нашем доме редко бывает тихо и спокойно! Далеко в прошлом остались те дни, когда мы могли уложить детей спать и уделить некоторое время друг другу. Теперь дети ложатся спать намного позже нас. Сыновья нередко будят меня, когда я дремлю с газетой в руках, чтобы спросить, почему я не иду отдыхать. Подобно своему отцу, [58] я инстинктивно начинаю уверять их, что не спал. Однако недавно мой сын сказал, что видел, как я спал, потому что на газету капала слюна!
Как бы там ни было, размышляя о Луэлле, я благодарю Бога за нее и досадую на трудности семейной жизни, которые не позволяют нам проводить достаточно времени друг с другом. Мне приходит в голову мысль преподнести ей вечером сюрприз: поужинать вместе в ресторане, который она выберет по своему вкусу. Эта идея вызывает во мне прилив энтузиазма, и я уверен, что Луэлла тоже обрадуется! Едва дождавшись обеденного перерыва, я бегу в магазин, чтобы купить жене любимые духи, которые собираюсь преподнести ей в знак моей любви.
Послеобеденные часы тянутся своей чередой, и меня все больше увлекает мысль о том, как пройдет сегодняшний вечер. В мечтах он представляется мне следующим образом: я подъезжаю к дому, легко взбегаю на крыльцо, широко распахиваю входную дверь и вижу Луэллу, с нетерпением ожидающую меня. Она восклицает: «Ах, Пол, наконец-то ты вернулся! Я так скучала по тебе. Каждый день я с нетерпением жду твоего возвращения!» (Видите, как хорошо работает мое воображение!) В ответ я говорю жене: «Я весь день размышлял о том, как сильно я тебя люблю и насколько я благословен, имея такую жену! У меня родилась великолепная идея: давай сегодня поужинаем вместе в ресторане – только ты и я, – ты сама решишь, куда нам пойти». Луэлла отвечает: «Большинство женщин, которых я знаю, почли бы за счастье быть замужем за таким человеком!» «У меня есть еще один сюрприз для тебе, дорогая, – говорю я, вынимая из кармана маленькую коробочку. – Я купил тебе твои любимые духи!» «Какое счастье, не могу поверить! У меня такой замечательный муж! – восклицает жена в ответ. – Я сейчас же побегу наверх переодеваться. На свете нет ничего лучше, чем провести вечер с тобой». Итак, вторая половина дня проходит в мечтах о том, как я удивлю свою любимую жену.
Но вот рабочий день подошел к концу, и я направляюсь домой. К этому моменту мои мысли уже полностью поглощены мечтой о том, как я проведу вечер с Луэллой. Я абсолютно убежден, что она по достоинству оценит мое предложение. По дороге я напеваю песни, не отдавая себе отчета, на каких перекрестках я останавливаюсь на красный свет и на какие улицы поворачиваю. Я подъезжаю к дому, быстро взбегаю на крыльцо, широко распахиваю входную дверь, но никто меня не встречает! Однако от этого мой энтузиазм ничуть не ослабевает.
[59] Я вхожу в столовую и слышу голоса, доносящиеся из кухни. В них что-то не слышно особой радости. Оказавшись там, я вижу, что моя жена пытается примирить ссорящихся сыновей. Находясь в состоянии возбуждения, я не пытаюсь разобраться, что здесь произошло, и с ходу выпаливаю: «Луэлла! У меня есть великолепная идея!» Но никто, кажется, не замечает моего присутствия. Я еще раз повторяю свою фразу, и на этот раз жена реагирует: «Ты что-то сказал?» «Да! – отвечаю я восторженно. – Я думал о тебе на протяжении всего дня, и у меня появилась великолепная идея. Давай поужинаем вместе – только ты и я. Ты сама выберешь ресторан, а я закажу столик, пока ты будешь собираться».
Луэлла несколько мгновений смотрит на меня, а потом вздыхает. Это не совсем хороший знак. «Может быть, ты меня не поняла, – говорю я, предпринимая еще одну попытку. – Я хочу провести с тобой незабываемый вечер в твоем любимом ресторане». Еще один тяжелый вздох (похоже, дело обстоит совсем не лучшим образом), и наконец я слышу в ответ: «Знаешь, на что был похож этот день? Я чувствую себя так, как будто мне пришлось выступать в роли посла, ведущего мирные переговоры в разгар третьей мировой войны. Я страшно устала физически и морально. Честно говоря, мне совсем не хочется наряжаться и идти в дорогой ресторан. Конечно, я ценю то, что ты думаешь обо мне и любишь меня, но у меня есть предложение получше. Почему бы тебе на те деньги, которые ты собираешься потратить в ресторане, не сводить детей в кафе или куда-нибудь еще? Ты можешь посвятить им целый вечер, а я в это время приму горячую ванну и лягу спать пораньше».
Я не верю своим ушам и в ответ говорю: «Бог благословил тебя любящим и заботливым мужем, который мечтает провести с тобой время, а ты не ценишь его. Конечно же, ванна – это хорошо, а как же я? Обо мне ведь ты не подумала! Знаешь, что происходит с благословениями, которые Бог дает нам, но которые мы не используем должным образом? Знаешь, сколько женщин мечтает выйти замуж за такого человека, как я? Мы никогда не будем относиться друг к другу так, как Бог этого хочет, если не будем развивать и совершенствовать наши отношения! Кажется, нас объединяет только одно: я забочусь о твоей персоне и ты также заботишься о ней! Да, я увезу детей из дома, если ты этого хочешь! Мы не будем спешить с возвращением. Может быть, мы даже поедем в Огайо и там вволю наедимся пиццы. (Наша семья живет в Филадельфии.) Можешь наслаждаться одиночеством и лежать в ванне, пока твоя кожа не сморщится. Да, между прочим, [60] можешь вылить это в ванну, – говорю я, вытаскивая из кармана флакончик духов. – Но советую тебе подумать о наших сношениях и о том, насколько ты их ценишь».
К счастью, это вымышленная ситуация, хотя она слишком хорошо знакома многим из нас. Что же произошло? Как могло случиться, что мое намерение, явившееся следствием благодарности Богу и любви к жене, привело к вспышке негодования и потоку обвинений в ее адрес? Как мог человек, которого я так любил и ценил, стать объектом моего гнева? Что спровоцировал» этот поток упреков и обвинений? Что заставило меня обвинять жену, манипулировать ее чувствами и выставлять самого себя праведником, уверенным в своей правоте? Очевидно, что трудности в общении возникли не только из-за того, что я не владел искусством ведения разговора. Я умею ясно выражать свои мысли, и у меня хорошо получается убеждать других людей. Проблема кроется в другом – в идолопоклоннических словах. Многие из наших коммуникативных проблем возникают из-за того, что мы говорим как идолопоклонники.
Корень и плод
Чтобы понять, что я имею в виду, давайте рассмотрим два отрывка, и начнем со слов Христа, записанных в Евангелии от Луки 6:43-45:
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не стирают смокв с терновника, и не снимают виноград с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его.
Здесь Иисус использует образ, с которым мы все хорошо знакомы. Он приводит в пример дерево. Между его корнями и плодами существует органическая, нераздельная взаимосвязь. То же самое верно и в отношении слов. Слова – плод, сердце – корень. Наши проблемы в сфере разговора всегда связаны с проблемами, кроющимися в сердце. Вот почему мы никогда не решим коммуникативных проблем, если будем обращать внимание только на слова, которые произносим. Мы никогда не смогли бы увеличить [61] урожайность тех или иных сельскохозяйственных культур, если бы сосредоточивали внимание только на плодах. Если растение не приносит хороших плодов, значит что-то не в порядке со всем растением, включая его корневую систему.
Замечательное сравнение, использованное Иисусом, указывает на то, что наши слова формируются и контролируются мыслями и побуждениями, исходящими из наших сердец. Очень легко и просто во всем обвинять других («она меня так раздражает», «он просто выводит меня из себя») или винить обстоятельства, в которых мы находимся («у меня не было времени обсудить все это спокойно», «когда в доме четверо детей говорят одновременно, кроткий ответ никто не услышит»). Христос отмечает, что «от избытка сердца говорят уста». В ситуации, с описания которой началась эта глава, очень легко было во всем обвинить Луэллу за те эгоистичные, гневные, укоризненные слова, которые я произнес. Можно подумать, что меня расстроил и вывел из себя ее эгоизм, но Христос говорит, что это не так. Не жена явилась причиной гневных слов. Ее реакция на мое предложение послужила лишь поводом для того, чтобы я показал свое истинное «я». Слова, произнесенные мной, пролили свет на подлинные желания моего сердца.
Только исследовав свое сердце мы поймем, откуда берутся проблемы в наших разговорах. Язык – это неудержимое зло, потому что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Проблемы в общении с людьми указывают на проблемы, гнездящиеся в сердце. Окружающие люди и ситуации, в которых мы оказываемся, не заставляют нас говорить то, что мы говорим. Они лишь служат поводом для того, чтобы наше сердце раскрыло свое внутреннее содержание в словах.
Сью и Джим служили наглядным примером данной проблемы, когда, придя ко мне в офис, с гневом смотрели друг на друга. Мне приходилось постоянно вмешиваться, чтобы удержать разговор в нужном русле, поскольку супруги то и дело переходили от простого изложения отдельных фактов к неудержимому потоку взаимных обвинений. Казалось, это происходило всякий раз, когда они обращались друг к другу. Были ли у них серьезные проблемы в сфере общения? Да! Указывает ли Библия на определенные нормы и принципы ведения разговора? Несомненно! Однако неспособность Сью и Джима вести нормальный, дружелюбный, сдержанный и конструктивный разговор сразу же выявила корень их проблемы. Не понимая, что происходит в их сердцах, они не могли соблюдать правила общения, установленные Богом.
[62] Мне хорошо запомнился тот день, когда Сью сказала Джиму: «На протяжении многих лет я винила тебя в том, что мы не можем нормально общаться. Я постоянно жаловалась подругам, обвиняя тебя в холодности и безразличии. Но на этой неделе Бог показал мне, что все эти годы горечь обиды наполняла мое сердце и я была несправедлива к тебе. Я вела счет нанесенным мне обидам и была склонна критиковать все, что ты делал. Но сегодня я поняла, что до тех пор, пока мое сердце будет ненавидеть тебя, мои уста не смогут выражать любовь к тебе». Это прозрение, посланное Богом, помогло Джиму осознать, что и он виновен в тех же грехах. Исповедавшись друг другу, Джим и Сью заложили основание, на котором им удалось построить совершенно иные отношения.
В начале этой главы я описал ситуацию, когда слова, которые я говорил моей жене, были словами идолопоклонника. Каждое из них однозначно свидетельствовало о том, что в моем сердце пылала любовь – но не к Луэлле, а к себе самому! А из сердца, поклоняющегося идолам, будут исходить идолопоклоннические слова.
Господствующие желания
Что такое господствующие желания? Четвертая глава Послания Иакова (стихи 1–10) отвечает на этот вопрос.
Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль; смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
[63] Иаков дает свой ответ на вопрос, почему наш разговор часто превращается в спор, а развязать войну нам намного проще, чем поддерживать мир. Он не говорит о том, что вражда и распри возникают из-за нашего неумения избегать конфликтных ситуаций, он не упрекает нас в том, что мы не овладели искусством вести бесконфликтный разговор. Нет, Иаков идет в совершенно ином направлении. Он побуждает нас узнать, чего желает наше сердце. То, что я говорю, напрямую связано с тем, чего я хочу. Мои слова – это средство получить то, что важно для меня.
Давайте обратим внимание на ключевые слова этого отрывка. Иаков говорит: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете...» (Иак. 4:1, 2). С точки зрения апостола, вражда и распри являются следствием желаний, воюющих в наших сердцах. Заметьте, Иаков не говорит, что мы поступаем плохо, когда чего-то желаем. Если у нас нет никаких желаний, то мы серьезно больны! Мы всегда будем чего-то желать. При этом Иаков не утверждает, что проблема заключается в греховных желаниях, в желании того, что плохо по своей сути.
Вспомните историю, с описания которой началась эта глава. Речь в ней шла о моем желании провести вечер с женой. Проблема заключалась совсем не в этом желании, которое было вполне естественным, нормальным и здравым. У меня не было никаких плохих намерений по отношению к супруге. Желание быть рядом с пей родилось из чувства искренней любви и благодарности Богу. Иаков не говорит, что желать– предосудительно или что наша беда в том, что мы желаем чего-то греховного. В чем же тогда заключается проблема?
Ответ мы находим в этой важной фразе: «...от вожделений наших, воюющих в членах ваших». В наших сердцах идет война, война за власть. Иаков подчеркивает, что когда определенный набор желаний воюет за овладение нашими сердцами, это будет отражаться на наших отношениях с окружающими людьми. То, что управляет нашими сердцами, будет управлять и нашими словами. Действительно, можно доказать, что если некое желание овладело моим сердцем, то я смогу отреагировать на ваши слова только двумя способами. Если вы поможете мне получить желаемое, это принесет мне радость и я буду благодарен вам. Но если вы станете мне мешать, это будет раздражать меня и (что вполне вероятно) вызовет у меня бурю негодования. Я хочу чего-то, но из-за вас не могу этого получить, поэтому я буду ссориться и враждовать с вами!
[64] В течение того дня, который я описывал в начале главы, мое состояние постепенно менялось. Сначала у меня появилось хорошее желание провести вечер со своей женой. Возникнув, оно вступило в противоборство со всеми остальными желаниями и вело войну до тех пор, пока полностью не овладело моим сердцем. Это желание билось за власть, которую только Бог имеет право осуществлять. Когда Бог уже не управлял моим сердцем, желание обрело новое качество. К тому времени, как я вернулся домой, оно перестало быть выражением любви к Луэлле и благодарности Богу. Оно стало выражением моего эгоизма. Я больше не стремился угодить жене и проявить свою любовь и уважение к ней. Напротив, я хотел использовать ее в тот вечер, чтобы доставить удовольствие самому себе! Моя беда заключалась в том, что я не заметил, как мое первоначальное желание постепенно превратилось в нечто совсем иное.
У меня была великолепная возможность проявить свою любовь к Луэлле – дать ей отдохнуть в тот вечер. Если бы мной на самом деле руководила любовь к жене, я бы так и сделал. Тогда бы я смог послужить Богу, показав моим детям на личном примере, что мы должны любить ближнего как самого себя. К сожалению, тогда я уже не стремился выразить свою признательность и любовь к Луэлле. Я хотел, чтобы она угождала мне, и не желал слышать никаких возражений. Желание превратилось в требование. В тот момент оно стало управлять моим сердцем вместо Бога. Оно превратилось в то, что Писание называет идолом. Идолопоклонство – это состояние, при котором не Бог, а что-то другое или кто-то другой управляет сердцем человека.
Такое случается с нами намного чаще, чем мы склонны думать. Желание добиться успеха на работе перерастает в требование похвалы от начальника. Желание иметь достаточно денег, чтобы оплатить все счета, превращается в похоть сребролюбия. Желание быть хорошим родителем превращается в стремление сделать моих детей средством укрепления собственной репутации. Желание иметь друзей перерастает в желание добиться всеобщего признания и вызывает гнев, когда кто-то не хочет меня признавать. То, что однажды было нормальным, здравым желанием, начинает управлять мной и превращается во что-то совершенно иное. Вместо того чтобы быть движимым любовью к Богу и ближнему, мной управляет теперь стремление к тому, что принесет удовольствие лично мне, и я злюсь на всякого, кто стоит у меня на пути.
[65] Желание захватывает власть
Человек с сердцем идолопоклонника говорит как идолопоклонник. Своими словами он служит поработившему его идолу. Нам очень непросто быть независимыми от наших желаний. Часто бывает так, что они начинают управлять нами и занимать в нашей жизни положение, которого не заслуживают. Вот как это происходит: желание борется за то, чтобы овладеть нами и в результате становится требованием. Затем требование проявляет себя (и часто ощущается нами) как потребность. («Мне нужен секс», «Мне необходимо уважение») Ощущение потребности формирует ожидание. Если ожидание не исполняется, то это приводит к разочарованию, которое в свою очередь ведет к наказанию, как написано: «Желаете – и не имеете... препираетесь и враждуете...» (Иак. 4:2). Поэтому, когда Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы!» (Иак. 4:4), тема остается прежней. Апостол пытается объяснить нам нечто очень важное. Прелюбодеяние совершается тогда, когда я дарю любовь, обещанную одному человеку, кому-то еще. Духовное прелюбодеяние имеет место, когда я отдаю любовь, принадлежащую только Богу, кому-то или чему-то еще. Иаков указывает, что конфликты между людьми возникают из-за духовного прелюбодеяния! Я прелюбодействовал в своем сердце, когда строил планы на предстоящий вечер. Очень важно попять это! Мы не избавимся от гневных слов до тех пор, пока смиренно не признаем, что виновны в прелюбодеянии и идолопоклонстве, которые совершаются в наших сердцах.
Иаков поднял здесь очень важный вопрос. Возможно, его слова повергают нас в еще большее уныние, но тем не менее он указывает нам на единственно действенный способ решения проблемы общения. Евангельское обетование имеет больший охват, чем все современные методы и стратегии ведения разговора. Его цель – не просто временное затишье в словесной буре. Евангелие обещает ни много ни мало новое сердце, которое уже не находится в рабстве страстей и желаний греховной природы человека. Поэтому у Джима и Сью, у Пола и Луэллы есть надежда на подлинную и вечную перемену.
Как же происходит эта перемена? Нам нужно еще раз прислушаться к словам Иакова, который говорит: «Итак покоритесь Богу...» (Иак. 4-7). Все начинается с сердца. Мы должны отречься от идолов, заменивших нам Бога, и всей душой обратиться к Нему, так чтобы наши слова показывали, что нашим сердцем управляет только Бог. Иаков учит, что эта перемена проявляется [66] двояко. Нам следует «очистить руки» (Иак. 4:8), то есть наше поведение должно измениться. Должны измениться, если необходимо, и сами слова, и тон, с которым мы их произносим. Однако этого недостаточно. Иаков также призывает: «...исправьте сердца...» (Иак. 4:8). Наши мысли и побуждения должны стать иными. Должны измениться как содержание, так и манера ведения наших разговоров, и эта перемена должна коснуться всей сферы управления нашими сердцами.
Ужасная подмена
К тому времени, когда я вошел на кухню в тот воображаемый день, во мне уже произошла перемена. Сам того не осознавая, я заменил благодарность Богу и любовь к своей жене поклонением самому себе и требованием, чтобы жена служила мне. Я вернулся домой, не желая провести тот вечер без супруги. Мной руководило не желание, от которого я мог бы легко отказаться и которым мог бы прославить Бога, а требование, которое ощущалось мной как настоятельная потребность. Я ничуть не сомневался, что Луэлла с радостью примет мое предложение и тотчас же побежит наверх переодеваться. Когда же жена без особого энтузиазма восприняла мои слова, я сразу разозлился на нее и стал делать все от меня зависящее, чтобы она уступила моей прихоти. Мой гнев обрушился на человека, еще недавно бывшего объектом моей любви. При этом причиной гнева стала не Луэлла, а мои идолопоклоннические желания. Сами по себе эти желания не были греховными. Однако, овладев моим сердцем, они заняли место Бога и начали управлять мной. Хотя мои слова были эгоистичными, гневными и с их помощью я пытался манипулировать женой, более серьезная проблема заключалась в том, что они были идолопоклонническими.
Первая глава Послания к Римлянам (ст. 25) поясняет этот вопрос: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
В данном отрывке слово «заменили» – ключевое. Оно поясняет, что такое грех. Сердцу каждого грешника присуща тенденция заменять поклонение и служение Творцу поклонением и служением творению. Стремление к поклонению свойственно всем людям, но очень важно, кому или чему мы поклоняемся. Суть идолопоклонства в том, что поклонение, которое должно воздаваться только Богу, воздается Его творению или чему-то, имеющему отношение к творению. Это может быть страстное желание [67] любви, уважения, признательности или похвалы. Это также может быть человек, должность, финансовое положение или жилищные условия. Все что угодно может занять место Бога и стать объектом поклонения.
В своем сердце каждый грешник постоянно стремится уклониться от поклонения и служения Богу, что приводит его к поклонению и служению творению. Человек может идти на поводу у этого стремления постоянно, и тогда всю его жизнь можно охарактеризовать как сердечное идолопоклонство. Или же он может становиться идолопоклонником лишь на короткое время, как в истории, с описании которой началась эта глава. В таком случае желание порабощает человека лишь на несколько часов, но и этого бывает достаточно, чтобы натворить много бед.
С чем связано общение
Сейчас мы рассматриваем основные причины, по которым идет война слов. Писание говорит нам, что, если мы хотим, чтобы наше общение реально и надолго изменилось, мы должны начать меняться изнутри. Только победив идолопоклонство внутри себя, мы избавимся от идолопоклоннических слов. В первой главе мы упомянули, что Бог является Господом и Творцом человеческого языка. Все наши слова должны произноситься в соответствии с Его замыслом и для Его славы. Если это не так, значит, мы виновны в идолопоклонстве.
Библейская мудрость снова приходит к нам на помощь. Фарисеи, пытаясь уловить Христа, спрашивали Его о том, какая наибольшая заповедь в законе. Его ответ является одним из самых ярких и выразительных высказываний во всем Писании (см. Мф. 22:37–40). Христос говорит, что все учение Библии можно свести к двум положениям: необходимо любить Бога и необходимо любить людей. При этом мы должны обратить внимание на последовательность заповедей Христа, что очень важно. Любовь к Богу является основанием для всего остального. Если вы не любите Бога больше всего на свете, то не сможете любить ближнего как самого себя. Любой недостаток любви к ближнему, будь-то в словах или делах, отражает недостаток вашей любви к Богу (см. 1 Ин. 4:7–21). Вот почему Иаков говорит, что вражда между людьми происходит из-за духовного прелюбодеяния.
Слова Иисуса указывают на одну принципиальную ошибку, которую церковь часто совершает, когда пытается решить пробле-[68]-мы общения. Христос говорит, что в Божьей «картотеке» есть два отделения: одно называется «любовь к Богу», а другое – «любовь к ближнему». Все учение Писания можно разложить по этим двум отделениям. Наша ошибка состоит в том, что мы рассматриваем вопрос общения между людьми так, как будто он имеет отношение исключительно ко второму отделению. Решая коммуникативные проблемы в сфере брака, семьи, воспитания детей, дружбы, общественной и церковной жизни, мы слишком часто обращаемся непосредственно к библейским заповедям и принципам, касающимся данной темы, не исследуя тех стихов в Писании, где говорится о человеческом сердце. Поступая так, мы пренебрегаем главным. Именно на сердце надо обращать внимание в первую очередь, если мы хотим исполнять Божьи заповеди. Слова, произносимые в соответствии с Божьим стандартом и замыслом, всегда берут начало в сердце того человека, который любит Бога превыше всего и поэтому желает излучать любовь, общаясь со своими ближними.
Общение всегда связано как с любовью к Богу, так и с любовью к человеку. Если мы не определим для себя, что же мы по-настоящему любим и что же на самом деле управляет нашим сердцем, то никогда не сможем разговаривать друг с другом так, как Бог заповедал нам. Мы обязаны начать с сердца, потому что, как сказал Христос в шестой главе Евангелия от Луки, «от избытка сердца говорят уста». Иаков указывает, что мы ссоримся и враждуем из-за того, что нас порабощают желания. При помощи слов мы приобретаем и сохраняем то, что действительно важно для нас, то, чего мы по-настоящему желаем и для чего живем. Чтобы идолопоклоннические слова могли превратиться в слова, воздающие славу и честь Богу, нам необходимо начать со смиренного исследования собственных сердец. Чему или кому мы служим на самом деле?
Какие чувства вы испытываете, читая эти страницы? Возможно, вы думаете: «Ну, ты даешь, Пол! Раньше у меня была всего одна проблема, а теперь целых две! Я и не думал, что мои гневные слова направлены против Бога. Это приводит меня в уныние!» Не отчаивайтесь. Бог не показывает нам, что творится в нашем сердце, только для того, чтобы смутить и обескуражить нас. Обличая нас в грехе, Он являет нам Свою величайшую любовь. Он обещал довести начатое до конца, поэтому Он не допустит, чтобы наше сердце находилось в рабстве. Он действует в каждой ситуации, чтобы мы познали свободу, которую Он приобрел для нас Своей смертью. Поэтому Он обличает не только плоды нашего гре-[69]-ха (плохие слова), но и сам корень греха (идолов нашего сердца). Сознание собственной греховности является признаком того, что мы возлюбленные дети Божьи. А это означает, что мы не только получили прощение за свои грехи, но и постепенно избавляемся от них.
Не падайте духом! Ваш Искупитель пришел, чтобы помочь вам. Он всегда сражается на вашей стороне, так что вы можете выиграть войну слов.