Способ, посредством которого ум отделяется от тела
Первый пункт разделяется на три части:
— способ, которым элементы разрушаются;
— способ, которым они растворяются;
— и учение особого метода.
Способ, посредством которого разрушаются элементы
В коренном тексте сказано:
«Учение о способе, которым происходит разрушение элементов»
Это иллюзорное тело
— в первый момент порождения возникает сверху из Пространства,
— из Пространства возникает Ветер,
— из Ветра — Огонь,
— из Огня — Вода,
— из Воды — Земля.
Во время разрушения процесс развивается снизу вверх:
— первый элемент, который разрушается — это Земля,
— за ним следует Вода,
— затем Огонь,
— Ветер
— и, наконец, Пространство.
Знаки разрушения пяти элементов таковы:
— когда погибают пять внутренних органов (131),
пять объектов чувств более не воспринимаются ясно пятью чувствами.
— когда пять членов тела истощаются,
тело теряет силу.
— когда погибают пять хранилищ,
вытекают непроизвольно пять видов нечистот.
Учение о способе, посредством которого происходит растворение элементов
«Когда Земля растворяется в Воде,
тело теряет силу».
Человек оседает на землю,
как если бы был придавлен золотым камнем.
Внутренним знаком является то, что
видение проявляется как мираж,
и, поскольку человек не помнит настоящего состояния,
возникает ощущение,
что он оказался жертвой тайных происков.
«Когда Вода растворяется в Огне,
тело теряет блеск».
Рот и нос становятся сухими,
и человек чувствует сильную жажду.
Внутренним знаком является то, что
человек имеет видение,
подобное первому свету утренней зари,
и все, что видится, кажется изменчивым.
«Когда Огонь растворяется в Воздухе,
тело теряет тепло».
Внутренним знаком является то, что
возникают видения,
подобные светлячкам.
Появляется
кратковременное ощущение благополучия со знанием состояния, свободного от мыслей,
но затем человек утомляется и приходит в замешательство.
«Когда Воздух растворяется в Сознании,
делают последний выдох».
Глаза закатываются вверх, в голову.
Внутренним знаком является то, что
знание состояния, свободного от мыслей,
сияет во всей своей яркости
в состоянии блаженства,
полностью подобном светильнику,
который не колеблется ветром.
«Когда Сознание растворяется в Основе Всего,
дыхание прекращается».
Внутренним знаком является то, что
в момент остановки (внешнего) дыхания,
прежде чем прекратится внутреннее дыхание,
на мгновение сознание остается в стабильном состоянии.
Возникает видение,
подобное пространству без облаков,
движение мыслей останавливается,
мудрость,
свободная от отвлекающих мыслей,
сияет чистотой и ясностью без омрачения.
Это называется бардо мудрости.
В этот момент:
— обладающие высшими способностями, если они узнают это состояние, достигают просветления.
— обладающие низшими способностями, не узнают ясную и светящуюся природу сущностей реальности (Bon-nyid).
Учение особого метода
«В это время, которое предшествует смерти,
человек достигает границы
между счастьем и страданием,
Сила благих и дурных мыслей увеличивается».
Вот о чем гласит коренной текст.
В момент смерти,
поскольку индивидуум находится на границе
между впадением в сансару и достижением освобождения,
сила благих или дурных мыслей очень велика.
Если во время смерти отрицательные мысли возникнут в том, кто осуществлял добродетель в течение жизни,
тогда эти добродетели не будут иметь никакого действия
и человек низвергнется в измерение ада.
С другой стороны,
если во время смерти благие мысли порождаются кем-то, кто отрицательно действовал в течение жизни,
это зло не будет иметь действия
и человек отправится в измерения радости.
«Пусть в это время будут даны наставления,
преподанные безошибочно,
согласно способностям учеников».
Соответственно,
в это время, предшествующее смерти,
пусть будут даны тайные наставления введения в Великую Колесницу (132)
— относительности иллюзорной природы существования
и также наставления учений:
— о непривязанности за пределами желания
— и о порождении в уме бесконечного сострадания;
— учение о принятии прибежища с верой и преданностью;
— учение о переносе или мощном методе, приводящем к состоянию Будды,
— и молитва устремления вне надежды и страха.
Все эти наставления должны даваться в соответствии с предрасположенностью ума людей, получающих их.