Утешение от лица всего братства благочестивому брату, с душой разлучающемуся
«С миром оставайтесь, братия мои, и молитесь обо мне, потому что разлучился я с сонмом вашим. Да присоединит меня Христос к присным Его».
– Как Лазаря Сын Божий воззвал из гроба, так и тебя воззовет и воскресит, чтобы поставить одесную Себя.
«О том весьма скорбит и сокрушается дух мой, что в той стране, в которую отхожу, нет места молитвам!»
– В тот последний день, когда восстанут все мертвецы в шеоле, и тебя упокоят щедроты, и ты присоединен будешь к святым.
«Лишен я теперь дара слова, онемела цевница моя. Ваша молитва да будет для меня ходатаем на Суде. Прекрасна страна сия и услаждает взирающего на нее, но поемлет меня смерть и принуждает идти во тьму шеола».
– Кающимся явлены будут щедроты Правды, и ты получишь воздаяние с ними, когда будут они воскрешены.
«Великий ужас объемлет меня, возлюбленные мои, потому что не имеют там места ни дар, ни молитва. Чем же мне оправдаться?»
– С высоты воссияют щедроты на праведников, и ты получишь воздаяние вместе с ними, когда будут они воскрешены.
«Здесь только можно молить человеку о прощении долгов своих, а там дела его предварят его у Судии».
– Спаситель твой — на небесах, как говорит Давид; Он и в шеоле, для умоляющих Его.
«Горе тем, которые, подобно мне, беспечны! Не знал я, что постигнет меня там, и умножал вины свои».
– Горе смерти и сатане, когда увидят, что ты одесную и воспеваешь хвалы.
«Трепещу, и содрогается дух мой, ибо не знаю, как примет меня Судия».
– С тобой — оружие крестное, вместо ходатайственного писания возьми с собой Крещение, Плоть и Кровь Христовы.
«Прискорбна и многобедственна здешняя жизнь, и там нет мне уврачевания. Воскреснут мертвии Твои, Господи, — говорит пророк, — восстанут мертвые тела их из праха (Ис. 26:19). Восстанут мертвые, но меня смерть лишила и жизни, и служения, потому что сатана вовлек меня в дела богопротивные».
– Благость прострет крыла свои и избавит тебя от осуждения, когда предстанешь на испытание Божию Величию.
«Горе мне, ибо в праздности провел я все дни свои здесь, в преходящем мире, и занимался тем, что бесполезно!»
– Господь наш возвратил к жизни сирого сына вдовицы, и тебя воззовет Он к жизни и воскресит в раю.
«Окружили меня сети смертные и преградили мне стези. Ты, Господи, будь моим сопутником в стране ужасов!»
– Все роды и поколения сынов человеческих пьют чашу сию, и тебе не должно скорбеть о том.
«Не насладился я здешней жизнью, как замышлял; что приобрел, то остается здесь, а меня уже нет».
– О, если бы и нам достигнуть той обители, которой достиг ты, и в том мире увидеть друг друга с открытым лицом!
«Смерть горька, разлучает с близкими; ни родители, ни братья не могут избавить меня».
– Умер и глава пророков Моисей, умер и первосвященник Аарон, умер и Иисус, который останавливал солнце, поэтому не страшись и ты.
«Не так крепки зубы у львов, как крепка смерть; она похищает дочь у матери».
– Посрамятся смерть и сатана, когда востребуются у них все роды и поколения сынов человеческих.
«Покрой меня, Сын Божий, крылами щедрот Твоих, да не будут пред Тобой обнаружены вины мои и да не посрамят меня».
– Нетленными изыдут мертвецы из гробов своих, и глас трубы сокрушит затворы шеола.
«В надежде и с упованием на Тебя, Господи, почил я. Не оставь меня в шеоле плакать с неверными!»
– Кто внял Ионе, когда умолял он из чрева китова в сердце морском, Тот и тебя воззовет и исхитит из геенны.
«С миром оставайтесь вы, предающие меня погребению, и мне дайте мир ваш, потому что путь, в который иду, вечен».
– Прекрасно было сожительство твое с нами, вожделенен вид твой, и память твоя не погибнет у тех, которые любили тебя.
Размышление при гробе
Сел я однажды при гробе, в который скоро буду положен, и мысленным оком рассматривал бывшие там мертвые тела.
И видел я там обратившиеся в прах тела, приятные прежде на вид; на прекрасных ланитах стали искаженными все черты. Увидел, что стройно сложенные тела лежат простертыми во прах, распался их образ, согнили их плоти. Увидел там обезображенными прекрасные очертания лиц, лишившихся стройного сочетания, и их перемешавшиеся между собой члены. Увидел, что глаза соделались глубокими скважинами, а красноречивые уста онемели и не имеют уже своего приятного устройства. Увидел, что доброцветность тела исчезла и обратилась в дым, голые кости отделены одна от другой. Увидел тление нашего естества, глубокое его падение и уничижение, и в ужасе дивился тому, как унизил нас сатана.
«И меня постигнет то же самое, — представлял я в уме своем, — и я скоро буду заключен во тьму». Подумал о сем, и полились у меня слезы.
Возвел я взоры на приятный воздух, посмотрел и на обитель шеола и, увидев, что ожидает меня там, с горькими рыданиями стал плакать сам о себе. Представил себе красоту естества и разрушение, какое постигнет его, и в жестокой горести пролил слезы о том, что Адамом причинено нам, сынам его. Представил себе, как люди живут в этом вожделенном мире и потом истлевают во гробе, — и горько возрыдал. Посмотрел на живых на земле и на мертвых во гробе и содрогнулся, смущенный тем, что ожидает человеков.
Сегодня ещё простирают к нам слово на земле, наутро в шеоле безмолвны; сегодня ещё привлекают красотой, наутро обезображены и возбуждают отвращение. Сегодня услаждается благовониями, а наутро плоть его издает смрад; сегодня ходит ещё по земле, а наутро стопы его неподвижны. Сегодня повелевает и высится на земле как бог, а наутро, неподвижный и безмолвный, заключен во тьме среди мертвых.
Славен был Адам в начале, конец же Адамов низок и ненавистен; начало — в раю, а конец — во тьме. Высокий и славный в начале, глубоко унижен стал Адам при конце; начало его — среди деревьев райских, конец же — во мраке шеола.
Вожделенно было первое жилище его, отвратительно и ужасно последнее водворение; первое было на высоте величия, последнее — во прахе земном.
Славна была первая его область, во второй — много было ему трудов; последняя — горька, мрачна, исполнена всякого горя.
О, какой страшный удар! С какой высоты и какое глубокое падение! Из райской обители падает во гроб!
Вместо того, чтобы беседовать с духами и обитать в раю, — отдаем мы плоть свою в добычу моли, и тле, и червю. Вместо первой славы, какой Адам облечен был в Едеме, окружают и точат его во гробе тля и моль.
Эта прекрасная членосоставность, какую в начале образовал Отец, став трупом во гробе, обратилась в гнездилище червей. Из Едемской славы, в какую вознесен был Адам, в шеол низверглись чада его, и тля поедает их плоть.
Такое горькое падение постигло нас за Евин грех; праматерь сама ввергла чад своих в унижение, смерть и тление. Сатана злокозненно через змия обаял Еву, а через нее соблазнил главу нашего рода. И сие-то погубило нас, довело до такого горестного позора!
Вот что действительно видел я, братия, вот о чем размышлял в уме своем, сидя при гробе.
Когда же смотрел я на покоящихся там мертвецов, потекли в уме моем мысли, наводя меня на что-то сокровенное. Увидел и приметил я теперь, возлюбленные, что смерть — образ Божией правды, потому что похищает всех равно. Не стыдится ни царя, ни великого, ни малого, — но поемлет всех вместе, и царя, и бедного, и нищего. Как правда в день воздаяния не смотрит на лица, так и смерть в день кончины не щадит никого. И царя, как и всякого другого, поемлет бедным и обнаженным, и его связывает, как последнего из людей, и его ввергает в шеол, — туда же, где и все. И власть, и величие отъемлет у князей, потому что уже ни величия, ни власти нет у того, кто вошел во врата смерти.
Сгнетает (сдавливает, сгибает) она высокорослых, сильных и гордых, заставляет, наклонясь, входить в тесную дверь гроба, в котором заключает их. Надменных и горделивых вводит и заключает она в жилище мертвых, с угнетенными и несчастными равняет их в шеоле.
Смиряет она гордого, уничижает превознесенного и наравне с незнатными и простолюдинами в наследие дает им тление в шеоле.
Приди же, мудрец, и рассмотри здесь Божию правду, и прославь Правосудного, Который не взирает на лица великого и богатого. Посмотри на царя в его порфире, в величии, в славе, потом посмотри, как обратился он в персть, и прославь вечно Превознесенного. Посмотри на царя, когда украшен он великолепными царскими одеждами, а потом посмотри, когда он в шеоле, среди мертвых, когда моль и червь стали для него постелью. Смотри: повелевал и высился он, как бог, и вот — с уничиженными в шеоле, как и все прочие, истлевает безмолвно.
К такому великому равенству (увидел я) приводит смерть, которая поемлет всякого. Общее всех тление служит для нас образом Божией правды. Страшный день смерти, возлюбленные, подобен великому дню отмщения; и тот, и другой равно правдивы. И день смерти, восхищающий отсюда царя, неумолим для него; и правда не убавит воздаяния, какое заслужено человеком.
Все по естеству равны: и в рождении, и в смерти, и в разрушении. Ни один не хуже другого, никто не лучше ближнего своего. И воскресение для всех одинаково. В великий день обновления воскреснут все, — и добрые, и злые вместе.
Для всех одинаково воскресение, потому что восстанут все в одно время. Но различно воздаяние, потому что каждому воздано будет по правде. Не всем (будет) равное воздаяние, как (хотя) для всех равно воскресение, но каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам для себя уготовил.
В воскресении — равенство, а в воздаянии — разность; восстанут все вместе, награды же примут разные. Там, в великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовил себе здесь.
Как здесь, в этой временной обители, каждый настроил себя, так и во время воздаяния войдет он в место упокоения. Отныне до наступления конца будем возглашать хвалебную песнь и славословить щедроты Правосудного, Который приидет воскресить тела наши. Благодарение Отцу, из недр Своих родившему и пославшему к нам Сына, Который сошел, вкусил нашей смерти и в Своем воскресении показал наше воскресение!
Так мудрый врач сам сначала вкушает то врачевство, которое дает больному, чтобы и больной смелее принял его.
Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода, поэтому Сам сошел, по милосердию Своему, вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали её. Поэтому от Христа и доныне смерть для нас есть один сон и разлучение души с телом до дня обновления нашего.
Благословен Благий и Милостивый, в воскресении Своем показавший наше воскресение и даровавший залог нашего воскресения тем, что Сам соделался первенцем мертвых!
На Тебя взирают умершие, ожидая Тобой восстать из гробов. Воссияй им как свет, возвесели скорбящих!
Вот, Господи, мертвые, подобно семени, сокрыты в земле. Пошли дождь жизни, и тела их воскреснут как семена.
Вот, мертвые лежат в земле, как семена в бороздах, пошли животворную росу Твою, и тела воскреснут как семена.
Тебя ожидает покой их, чтобы воссиял Ты для них в жилище мертвых и возбудил их в нетлении славословить Тебя за спасение Твое.
Воскреси, о Благий, мертвенность нашу, восставь истлевшую нашу плоть, обнови её из праха, — Тебя ожидает обновление наше!
От мертвых и от живых, и от всех сотворенных Тобой миров хвала Тебе, Господи, в род и род, и славословие во веки! Аминь.