Эта гармония и эта сила, что так реально ощутимы, и есть тот самый Дух Леса, которому поклонялись наши праотцы
Лес обладает неким единым сознанием, слагаемым из сознаний и чувствований всех его обитателей. Не отдельные растения и животные, а их совокупное и слаженное взаимодействие даст представление о том, что такое Жизнь Леса. Различные организмы, как клеточки тела, пульсируют в едином биоритме.
Зимой Лешие в лесах притихали.
Там активничали калинники: Морозко и Трескунец. Идя в лес, человек всегда был настороже. Но с другой стороны, он мог рассчитывать на помощь Леса.
Поэтому он старался понравиться Лесу. А это значило: не вредить лесу, не убивать зверей для развлечения, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже без нужды громко не кричать, не нарушать ритм Природы.
Так язычество воспитывало в человеке правильное и бережное отношение к окружающему его миру. Охотник обязан был попросить прощения у леса за убитое для пропитания животное.
Тёмный сумеречный лес подвергает “царя Природы” в неподдельный страх, даже когда нет никакой опасности. Это неуютное чувство, что там “кто-то есть”: за каждым деревом, под каждым пнем. А ведь когда-то, дух леса был доброжелателен к юному человечеству. Но “человек разумный” разорвал узы, связующие его с Природой. И не только исключил себя из общества живых существ, но и стал их врагом и прямой опасностью. И потому – страшное одиночество человека, оказавшегося в лесу, даже в родном лесу. И вокруг него полное безмолвие: неприязненные настороженные деревья, звери и птицы.
И оттого нападает на изгоя панический страх во владениях великого Пана-Лешего!
На северном берегу озера Верхнего огромные пространства – более ста тысяч квадратных километров – покрыты лесными массивами, в которых ежегодно теряются в среднем сто человек. Жертвами сурового края становятся в основном охотники и рыболовы, но в их число попадают моряки и пилоты, потерпевшие аварию. В интервью газете "Toronto Sun" Мак-Николсон, член местной поисковой команды спасателей, состоящей из 250 добровольцев, заявил: "Возникает нечто вроде клаустрофобии. Густые дебри обступают со всех сторон. Люди впадают в отчаяние и в панике бросаются куда глаза глядят, продираются через заросли, бегут до изнеможения. Помню, однажды нам пришлось одеть на одного несчастного смирительную рубашку. Он выбежал навстречу поисковой команде, но, казалось, не видел нас. Пришлось сбить его с ног и дружно навалиться – с трудом справились".
Леший в народном сознании так и не слился с обликом какого-нибудь демона, хотя церковь очень старалась. Исследователи устного народного творчества северных славян обращают внимание на то, что в сказках и преданиях крестьянину часто помогают лешие, черти и другая нечисть, противостоящая церкви, попу и попадье. Здесь пусть слабый, но отголосок народного мировоззрения: протест и неприятие христианства.
* * *
ВОДЯНОЙ. Если Леший – хозяин леса, то Водяной – хозяин рек, озер и ручьев. Особой силой наделялись родниковые Водяные. Ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна-Громовержца. Такие ключи назывались "гремячими", и это сохранилось в названии многих источников. Вода была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией.
Но, как и все стихии требовала уважения. Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного.
РУСАЛКА-БЕРЕГИНЯ. Изначально Русалки – родовые хранители, берегини русов, на что указывает само их имя от глагола “БЕРЕЧЬ”. Русалки-Берегини оберегали сородичей – Род русичей. Их чтили в образе священного дерева – Русской Берёзки. Берёза отождествляется только с Русью. Слово "Русалка" происходит от прилагательного "русая", то есть светловолосая.
Костомаров в "славянской мифологии" приводит народное название Русалок: "Краса – русая коса".
Фаминцын в "Божествах древних славян" называет Русалку "светлой, златовласой, русовласой богиней".
Сахаров в "сказаниях русского народа" сообщает предания о "русалках-девицах с русыми волосами". Афанасьев передает древнее воззрение на Русалку, как на "бледнолицую красавицу с русыми косами".