Мебель и оборудование номера
Особенности, стандарты, требования
Созданию единой системы классификации гостиниц в мире препятствуют разные факторы, прежде всего, национально-исторические особенности стран и туриндустрии. В то же время многие гостиничные цепи, особенно транснационального характера, для повышения конкурентоспособности своих предприятий устанавливают собственные классификационные требования, как правило, более высокие, чем требования национальных отраслевых стандартов. В каждой стране действуют национальные стандарты, которые зачастую сильно отличаются друг от друга не только по типу категорий, присваиваемых гостиницам ("звезды", разряды и т.д.), но и по набору услуг и требованиям к номерному фонду. Однако это не означает, что вообще нет никаких общих ориентиров, лежащих в основе национальных стандартов разных стран. Наиболее распространенными системами классификации гостиниц являются:
· Система "звезд" - Великобритания, Германия, Австрия, Франция, Швейцария, страны Бенилюкса, Венгрия, Египет, Тунис и др.;
· Система букв (А, В, С, Д) - Греция;
· Система разрядов - США, штат Флорида.
При этом даже гостиницы, относящиеся к одной системе классификации, но расположенные в разных странах, имеют значительные отличия. Существует также ряд добровольных систем, основанных профессиональными ассоциациями, клубами и т.д., которые помимо национальных категорий присваивают свои категории, повышающие престиж данного предприятия.
Попытки разработать единую мировую систему классификации гостиниц имеют достаточно длинную историю. Еще в 1952 году Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) - предшественником Всемирной туристской организации (ВТО) - были предприняты первые шаги для достижения этой цели. Международной гостиничной ассоциацией (МГА) совместно с Международной торговой палатой и МСОТО был разработан первый проект единой международной системы классификации гостиниц. Согласно этой системе гостиницам предлагалось присваивать одну из четырех категорий в зависимости от оборудования предприятия, уровня комфорта и предлагаемых услуг.
На базе первых разработок МСОТО в 1967-1982 гг. все региональные комиссии ВТО одобрили, каждая для своего региона, региональные системы гостиничной классификации. Однако впоследствии крупные экономические группировки ЕЭС и ОЭСР не смогли провести какую-либо унификацию в этой области.
Большинство разработок региональных систем гостиничной классификации носит индикативный, рекомендательный характер.
С 1985 года по поручению VI сессии своей Генеральной Ассамблеи ВТО начала работу по гармонизации гостиничной классификации, и в 1989 году Секретариат ВТО выпустил Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Эти рекомендации касаются требований к зданию, оборудованиию, системам водо- и энергоснабжения, отопления и вентиляции, уровню санитарии и безопасности, возможности обслуживания инвалидов, гостиничным номерам и общественным помещениям, предприятиям общественного питания, прилегающей территории, набору предоставляемых услуг и обслуживающему персоналу.
Рекомендации ВТО
Безопасность и охрана
Гостиницы должны иметь противопожарное обеспечение и систему пожарного оповещения, аварийные выходы и лестницы, хорошо заметные указатели и инструкции (планы эвакуации) и пр., требуемые для общественных зданий. Безопасность проживающих и сохранность вещей должны быть обеспечены круглосуточно.
Санитарные требования
Во всех помещениях должны строго соблюдаться требования санитарии и гигиены. Сантехническое оборудование должно находиться в рабочем состоянии в любое время суток. Должна быть обеспечена эффективная защита от насекомых и грызунов. Персонал гостиницы должен периодически проходить медицинский осмотр и иметь сертификат, удостоверяющий отсутствие инфекционных заболеваний.
Питьевая вола
Если нет твердой гарантии качества водопроводной воды, гостиница должна быть оборудована специальными установками по обработке воды с целью обеспечения ее пригодности для питья. Лед для напитков должен изготавливаться только из питьевой воды.
Гостиничные услуги
Должны быть обеспечены: круглосуточная работа службы приема и размещения; регулярная смена белья (полотенца должны меняться ежедневно); неотложная медицинская помощь; хранение ценностей; стирка; доставка и отправление почты; продажа почтовых марок и почтовых принадлежностей.
Холл для приема
Холл должен быть оборудован необходимой мебелью или диванами, количество которых зависит от вместимости гостиницы.
Во всех общественных помещениях или в непосредственной близости от них должны быть расположены общественные туалеты для проживающих и посетителей. Обязательное оборудование: унитаз, туалетная бумага, умывальник с горячей и холодной водой (со смесителем), зеркало, мыло, полотенца (бумажные полотенца или электросушилка), корзина для мусора, вентиляция.
Коридоры
Все коридоры у номеров должны иметь круглосуточное хорошее освещение (естественное или искусственное).
Персонал
Весь обслуживающий персонал должен иметь профессиональную подготовку в соответствии с предоставляемыми услугами. Как минимум один из сотрудников должен иметь специальную подготовку в области обеспечения безопасности проживающих и как минимум один из сотрудников – в области обеспечения безопасности общественного питания.
Персонал гостиницы должен быть способным создать атмосферу гостеприимства, проявлять сердечность, терпение, сдержанность, быть готовым выполнить просьбы и пожелания проживающих. Персонал, вступающий в контакт с проживающими, должен носить униформу и иметь значок с указанием имени и фамилии. Униформа должна быть чистой и в хорошем состоянии.
Мебель и оборудование номера
В каждом номере должна быть кровать, шкаф (гардероб) с плечиками и полками или комод с ящиками, стулья (минимум по одному на проживающего), прикроватная тумбочка, прикроватный светильник, люстра на потолке или бра, переключатели освещения у входа в номер и около кровати, прикроватный коврик, плотные шторы на окнах, обеспечивающие светоизоляцию, корзина для мусора, пепельница(ы), графин с питьевой водой и стаканы, табличка "Не беспокоить", письменная информация о гостинице, вентилятор (в районе с жарким и влажным климатом). Размер номера должен позволять передвигаться и использовать все оборудование и мебель свободно, удобно и безопасно.
На каждом этаже должны находиться туалеты общего пользования.
Должно быть обеспечено наличие телефона для местных и междугородных переговоров. В гостиницах, где номера не имеют телефонов с выходом за пределы гостиницы (в основном, для гостиниц категорий 1* и 2*), на каждом этаже должно быть не менее одного такого телефона. Все вышеизложенные требования (рекомендации) касаются гостиниц всех категорий. Остановимся теперь на различиях в оборудовании номеров и общественных помещений гостиниц разных категорий.