Воля (Его) – извечный атрибут, осуществляемый Им Самим Всевышним (присущий его сущности)
Значение терминов
Создание - «التكوين» - вывод небытийного из небытия в бытие. И под ним понимают действие (фи‘л), сотворение (тахлик), созидание (иджад), произведение (ихдас) и изобретение (ихтира‘).
Краткое толкование
Создание (التكوين)
Ашаритские ученые высказались в пользу того, что атрибут «Создание» является лишь дополнительным, в его основе, по их мнению, лежат атрибуты «Могущество» и «Воля». Если Он создает что либо этими атрибутами, то это называется созданием, если Он при помощи них кого-либо питает, то это называется пропитанием, если кого-либо умерщвляет, то называется умерщвлением.
Что же касается шейха Абу Мансура ал-Матуриди, то по его мнению, «Создание», так же как и «Знание» и «Могущество», является реальным извечным атрибутом.
Некоторые ашариты еще высказались, что этот атрибут сам по себе созданный.
В качестве довода они заявляют, что этот атрибут не допустим без существования созданий, а поскольку они являются возникшими, то и этот атрибут должен быть возникшим, а не извечным, в противном случае и все остальные элементы бытия должны быть извечными.
На это мы отвечаем, что наличие этого атрибута не требует наличия созданий, атрибут «Создание» сам по себе извечный, а вот его связи с созданиями (бытием) возникшие, но это не говорит о том, что данный атрибут возникший. Точно так же, атрибут «Могущество» является извечным, несмотря на то, связан он с теми элементами бытия, на которые распространяется, или нет. Его связь с возникшим не указывает на то, что он тоже является возникшим.
Атрибут «Создание» существует извечно и является специальным атрибутом для создания элементов бытия в определенное, предначертанное время.
В подтверждение этих слов можно привести следующие доводы
1. Аллах описал Себя как «Творца» («الخالق»), и если бы этот атрибут не был бы извечным, то мы были бы вынуждены признать эту информацию ложной или же дать ей аллегорическую трактовку, но это в данном случае неверно, поскольку у нас есть возможность разъяснения этого слова, не прибегая к аллегории.
2. Существование возникшего зависит от божественной сущности.
3. Признание этого атрибута возникшим вынуждает нас сделать выводы о существовании еще одного такого атрибута, в итоге мы получаем замкнутый круг, который является абсурдом. Если же мы вообще исключаем наличие этого атрибута, то приходим к выводу о том, что создания не нуждаются в создателе, что является отрицанием Его функции.
4. Если бы этот атрибут был возникшим, то он либо возник в божественной сущности, но тогда, получается, что Аллах становится вместилищем для возникшего. Или же он должен возникнуть в чем-либо другом, но тогда получается, что все тела создали сами себя, а это абсурд.
По мнению аш‘аритов «создание» является сущностью созданий, а не чем-либо отличным от них, поэтому они и посчитали его возникшим. Что же касается матуридитов, то по их мнению, «создание» отлично от созданий, ведь «удар» («الضرب»), не является «тем, на кого он пал» («المضروب»), первое – это то, что совершает ударяющий, а второе – результат, проявляющийся в нечто ином. Итак, «Создание» – это извечный атрибут Аллаха, а создания – это те элементы бытия, которые возникли в результате действия этого атрибута. Т.е. «Создание» отлично от создаваемого.
Воля «الإرادة»
Это извечный атрибут, присущий божественной сущности.
В отличие от нас философы заявляют, что Аллах создает своей сущностью, а не действует Своей волей. Му‘тазилиты заявляют, что Он проявляет Свою возникшую волю вне места. Каррамиты заявляют, что Он проявляет Свою возникшую волю в Своей сущности.
Первым можно ответить, что доводы логики и доводы священных текстов свидетельствуют в пользу того, что у Аллаха есть атрибут «Воля». Вторым и третьим можно ответить, что приписывание Аллаху возникших атрибутов является абсурдом.
Лицезрение Аллаха
Лицезрение Аллаха Всевышнего (на том свете) допустимо с точки зрения разума и обязательно по преданию (из Корана и сунны). Имеется передаваемое доказательство об обязательности лицезрения Аллаха Всевышнего верующими на том свете. Но Он будет виден не в каком-либо месте и не со стороны отражения или соединения лучей или утверждения расстояния между наблюдающим и Аллахом Всевышним.
Значение терминов
Лицезрение - «الرؤية» – полное, совершенное открытие взору, дающее возможность узнать видимое. Различие между совершенным и недостаточным лицезрением в том, что второе является лишь образом увиденного, оставшимся в памяти, а первое – непосредственно лицезрением, нет сомнения в том, что оно более совершенно.
Допустимо с точки зрения разума - «جائزة في العقل» - т.е. непредвзято мыслящий разум допускает лицезрение Аллаха и в этом мире и последующем.
Обязательно по преданию - «واجبة في النقل» - подтверждается доводами Корана из сунны.
Но Он будет виден ни в каком-либо месте - «فيري لا في مكان» - лицезрение Аллаха не подобно лицезрению тел, которые мы видем в каком-либо месте.
Не со стороны отражения - «من مقابلة لا علي جهة» - Он будет виден, но не в верху, не внизу, не спереди, не сзади, поскольку направление является атрибутом, присущим только созданиям. Лицезрение не будет подобно лицезрению предметов в зеркале, когда мы становимся перед ним.
Соединения лучей - «أو اتصال شعاع» - т.е. это не подобно тому, как лучи, отраженные от предмета, собираются в хрусталике глаза и попадают на сетчатку.
Утверждения расстояния - «أو ثبوت مسافة» - лицезрение Аллаха не подобно лицезрению тел на близком или далеком расстоянии.
Краткое толкование
В отличие от му‘тазилитов ахл ас-сунна вал-джама‘а считают, что возможность лицезрения Аллаха допустима с точки зрения разума и подтверждается священными текстами.
Му‘тазилиты аргументируют свою позицию следующими доводами:
– В о-первых, согласно доводам разума, лицезрение подразумевает, что наблюдаемый объект находится в какой-либо точке пространства, имеет направление, отражение, располагается на определенном расстоянии от наблюдателя. Кроме того, образ наблюдаемого объекта должен отразиться в зрачке глаза. Все вышеперечисленное является отличительными атрибутами тел, Аллах же не является телом, поскольку это абсурд, а следовательно, и лицезрение Аллаха является абсурдом.
– Во-вторых, доводы из Корана:
1. В одном из текстов Корана сказано: «”О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя”. [Аллах] сказал: “Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь”» (7:143). Основными аргументами в данном аяте являются следующие.
А – Частица «لن» («не»), которая несет смысл полного отрицания возможности события в будущем или вообще когда-либо. Т.е. имеется в виду: «Никогда не увидишь», что является доводом в пользу невозможности лицезрения ни в этом мире, ни в последующем.
Б – Аллах связал возможность лицезрения с возможностью горы устоять на своем месте в то время, когда она начнет приходить в движение. Но поскольку движение и покой являются вещами противоположными, то их одновременное проявление в одном предмете является абсурдом. Привязывание действия к невозможному условию, говорить о невозможности этого действия.
2. В другом аяте Корана сказано: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры» (6:103). Основными аргументами данного аята служат следующие.
А – Постижение связано со взорами, т.е. с лицезрением.
Б – Слово «взоры» употреблено с определенной частицей, которая вбирает в себя все, что входит в это понятие, а именно все взоры, абсолютно, не способны его постичь.
3. Тем, кто обратился с просьбой увидеть Аллаха, Он дал строгий отрицательный ответ.
Если бы лицезрение Аллаха было допустимо, то аяты Корана, связанные с этим событием, не несли бы значения отрицания. Например, словами последователей Мусы (а.с.) сказано: «Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию» (2:55).
Последователи истины свою позицию аргументируют следующим образом:
– Во-первых, доводы разума свидетельствуют в пользу того, что тела и акциденции, которые мы видим, обладают атрибутом «бытие». Если бы их не было, то мы бы их не видели, ведь никто не спорит, что несуществующее увидеть невозможно. Следовательно, существование (бытие) является причиной допустимости ее лицезрения чего-либо. Т.е. все, что существует, можно увидеть. А поскольку Аллах также существует (является бытием), то Его тоже можно увидеть. Мы можем это отрицать только в том случае, если у нас будет довод, что лицезрение допустимо только в отношении тех вещей, чье бытие возможно. Или же если у нас будет довод о том, что невозможно лицезрение необходимого (ваджиб). Но таких доводов нет. Наши оппоненты могут возразить: «Вкус и запах тоже существуют, почему же мы тогда их не видим?» На это мы ответим: «То, что мы их не видим, еще не говорит о том, что их увидеть невозможно с точки зрения разума. Причина в том, что Аллах не создал в человеке качеств, позволяющих увидеть эти акциденции».
– Во-вторых, доводы из священных текстов.
А – Аллах в Коране сказал: «Лица [счастливых людей] в тот день будут сиять, взирать на Господа своего» (75:22 – 23). Слово «ناضرة» несет смысл – «сияющие», «прекрасные», а слово «ناظرة» - «смотрящие».
Б – В другом аяте сказано: «Воистину, в тот день их не допустят к Господу (они будут сокрыты от Господа)» (83:15); обратный смысл этого аята указывает на то, что верующие в Судный день не будут сокрыты от своего Господа, у них будет возможность Его лицезрения.
В – У ал-Бухари приводится риваят от Пророка (с.а.с.): «Вы увидите своего Господа также как видите луну во время полнолуния»[109].
Ответы на му‘тазилитские доводы
1. Логические доводы
А – Лицезрение зримых предметов не всегда привязано к упомянутым условиям, это понятие намного шире и не всегда привязано к этим условиям. Тем более, нельзя сравнивать явное (الشاهد) и сокрытое (الغائب). Наше зрение является лишь одним видом зрения, что же касается Аллаха, то Он обладает таким могуществом, что способен наделить нас таким зрением, которое не привязано к условиям, упомянутым выше. Кроме этого, нужно отметить, что вторая наша жизнь (потусторонняя), будет сильно отличаться от первой (мирской). Будут отличаться и тела, и акциденции, и движения (ходьба, сидение), и т.д., поэтому нельзя сравнивать мирское и потустороннее.
Б – Вполне можно допустить, что зрение может быть осуществлено без зрачка. Ведь Аллах видит нас без участия зрачка, точно так же и мы можем увидеть Его без посредства этого органа.
В – Зрение представляет собой один из наиболее полных видов познания, получения информации. А как известно, познание никогда не ставит условием нахождение изучаемого в каком-либо направлении. Например, сейчас мы познали Аллаха, не имея какого-либо образа или представления, и в Судный день мы точно так же Его увидим без какого-либо образа и представления[110].
2. Что касается слов Мусы (а.с.), то можно сказать следующее: «Мы считаем этот аят доводом в нашу пользу, ведь если бы лицезрение Аллаха было невозможным, то не было бы смысла для Мусы (а.с.) обращаться к Аллаху с подобной просьбой. Если бы лицезрение было невозможным, то вопрос Мусы (а.с.) свидетельствовал бы либо в пользу его невежества, либо легкомыслия и глупости, а как известно, пророки защищены от подобных качеств».
Далее, что касается мнения о том, что частица «لن» несет смысл абсолютного отрицания, то это неприемлемо. Если это так, то что могли бы сказать об аяте: «Но они никогда не возжелают ее (т.е. смерти)» (2:95), – но ведь Коран также сообщает о том, что они возжелают ее в Судный день, когда будут ввергнуты в огонь. В аятах Корана об этом сказано: «И они воззовут: “О страж ада! Пусть Господь твой покончит с нами”» (43:77) и «О, если бы [смерть] была концом [всего]!» (69:27).
Что же касается связи лицезрения с нахождением горы в покое, то она также является доводом в пользу возможности того, о чем мы говорим. Ведь нахождение в покое само по себе является возможным действием, следовательно, и действие, связанное с ним, также является возможным. Если покой будет преобладать над движением, то предмет будет находиться в покое, хотя буквальный смысл аята к этому и не сводится.
3. Что касается аята: «Ни один взор не постигает Его», то ответить можно следующее.
А – Постижение – это не просто лицезрение, но и полный охват зримого со всех сторон. Следовательно, лицезрение – это более общее понятие, чем постижение, и поскольку более узкое понятие не может отрицать более широкое, то мы можем заявить, что невозможность постижения не отрицает возможность лицезрения.
Б – Даже если мы согласимся, что постижение и лицезрение – это синонимичные слова, говорящие об одном и том же, то это еще не значит полного отрицания. Упомянутый аят не указывает на то, что постижение невозможно во все времена и при любых обстоятельствах, в том числе зрение и постижение этого мира и последующего.
Предшествование запрета общему высказыванию указывает на отрицание общего, а не общее отрицание, следовательно отрицание общего не отвергает возможность лицезрения в основе. Даже если оно отрицает возможность постижения Аллаха некоторыми взорами, то вполне допустимо, что у других такая возможность будет. В итоге мы можем сделать вывод о том, что в этом аяте отрицается постижение Аллаха неверными, поскольку они будут сокрыты от Него.
В – Одновременно мы можем заявить, что данный аят является доводом в пользу допустимости лицезрения, поскольку тематикой аята является восхваление, а разве есть смысл хвалиться тем, чего нет? Восхваление может относиться только к тому, что есть, даже если от него воздерживаются благодаря величию.
4. Что же касается аятов, повествующих об упрямцах, то в них речь идет не о порицании абсурдного, а о том, что эти люди обратились к пророку Мусе (а.с.), выражая свое упрямство и издеваясь. В противном случае пророк Муса (а.с.) им просто запретил бы обращаться к нему с подобными просьбами, ведь он запретил им просить у него изготовить для них истуканов. Об этом сказано в Коране: «Воистину, вы – невежественные люди» (7:138).
Возможно ли увидеть Аллаха при жизни, посредством зрения?
Как было сказано выше в доводах ахл ас-сунна вал-джама‘а, с точки зрения логики это вполне допустимо. Большинство мусульманских ученых также согласны с этим, но в то же время они единогласны в том, что на самом деле это могло случиться только с Пророком (с.а.с.). Что же касается лицезрения Аллаха сердцем, то этому вообще нет никаких препятствий.
Видел ли Пророк (с.а.с.) Аллаха в ночь вознесения?
Мусульманские ученые, отвечая на этот вопрос, разделились во мнениях. Большинство их считают, что он (с.а.с.) видел Его своим зрением. Этого мнения придерживался Ибн ‘Аббас. ‘Айша (р.А.а.) и ее последователи считали, что Пророк (с.а.с.) видел Аллаха сердцем, это также является широко известным мнением Ибн Мас‘уда.
В качестве наиболее яркого доказательства большинство ученых приводят аят: «Воистину, видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, – это только испытание от Нас для людей» (17:60). Ибн ‘Аббас по этому поводу сказал, что речь идет о том, что видел Пророк (с.а.с.) в ночь вознесения.
Противники этого мнения в качестве довода ссылаются на риваят Муслима и других от Масрука: «Я спросил у ‘Айши р.А.а.: «О мать, видел ли Мухаммад своего Господа?» Она ответила: «От твоего вопроса у меня волосы встали дыбом. Знай, что если кто-либо сообщит тебе о трех вещах, то он лжец. Если кто-либо скажет тебе, что Мухаммад видел своего Господа, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аяты: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает [все, что постигают] взоры. Он – проницательный, сведущий» (6:103) и «Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланца, который возвестил бы по Его дозволению то, что Он желает. Воистину, Он – высокий, мудрый» (42:51). «Если кто-либо сообщит тебе, что он знает, что будет завтра, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят: «Ни один человек не знает, что случится с ним завтра» (31:34). «Если кто-либо сообщит тебе, что он (Пророк (с.а.с.)) что-либо скрыл, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят: «О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом» (5:67). “Однако, он дважды видел Джибрила в его собственном облике”»[111]. В другом риваяте сказано: «Когда Пророка (с.а.с.) спросили: «Видел ли ты своего Господа?», – он ответил: «Свет, где (как) мне Его увидеть[112]?».
Что касается аята, приведенного большинством, то они ответили, что имеется в виду сновидение (ру’йа)[113].
Избранное (наиболее вероятное) мнение
Избранным является мнение большинства, гласящее о том, что лицезрение Аллаха допустимо и Пророк (с.а.с.) видел Его на самом деле. Потому что:
1) это допустимо разумом;
2) об этом сказано в аяте, упомянутом выше; что же касается слова (ру’йа), то оно употребляется и для видения в бодрствующем состоянии. Если бы видение было во сне, то это не привело бы к удивлению и смущению людей по данному поводу;
3) высказывание ‘Айши (р.А.а.) является ее личным мнением, именно поэтому она, чтобы подкрепить его, ссылается на аят;
4) Хадис: «Свет, где (как) мне Его увидеть?» – то слово «أنى» в одном риваяте приводится с «фатхами» над «хамзой», «нуном» и «алифом», а в другом риваяте – с «касрой» под «хамзой», удвоенным «нуном» и «йа» на конце[114]. И второй риваят, является доводом в пользу большинства.
А возможно, что в первом риваяте имеется в виду, что Он подобен свету, который можно увидеть, но невозможно познать его сущность.
Действия людей между принуждением и выбором
Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. Все они происходят по Его воле, желанию, решению (хукм), установлению (кадиййа) и предопределению (такдир).
Значение терминов
Установление - «قضيته» - Его предустановление.
Предопределение - «تقديره» - т.е. определение границ, пределов, уделов, количества созданий.
Краткое толкование
Разногласия с му‘тазилитами и джабритами[115]:
Джабриты утверждают, что раб совершает деяния по принуждению. Т.е. он невольно встает, садится, ходит, совершает поклонение и др., он не имеет никакого участия (выбора) при создании и осуществлении этих деяний. Все деяния человека связаны с волей Аллаха. В качестве довода они приводят аяты, которые указывают на то, что человек ни на что не способен без воли и предустановления Аллаха. Например: «Он – тот, кто придает вашему [зародышу] в утробах такой облик, какой пожелает» (3:6); «Твой Господь [о Мухаммад] создает, что пожелает, и избирает [кого пожелает], а у них нет выбора» (28:68); «Думали ли вы о том, что вы сеете? Вы ли заставляете произрасти [посев] или Мы заставляем?» (56:63 – 64).
Им можно ответить следующее:
Идея о принуждении ведет к отмене всех обязанностей, предписанных шариатом, поскольку принуждение и предписание обязанностей противоречат друг другу. На того, кто невольно совершает какие-либо деяния, не может быть наложена обязанность совершать нечто противоположное, поскольку наложение этих обязанностей было бы абсурдом. Если кто-либо утверждает, что Аллах заставляет человека совершать какие-либо деяния, то он обязан признать, что нет разницы между тем, кто например, дрожит (ощущает озноб) и тем, кто совершает действия осознанно. На самом же деле мы имеем обратное. Перед совершением деяния у человека появляется намерение, а затем решимость.
Му‘тазилиты по этому поводу заявляют, что человек сам является творцом своих деяний. Они были вынуждены сделать такое заявление, чтобы избежать отнесения зла Аллаху, ведь их убеждения построены на постулате о том, что Аллах обязан творить для своих рабов лучшие деяния.
Их убеждения основаны на следующих доводах
1. Если бы Аллах был творцом человеческих деяний, то Он не мог бы налагать на них обязанности.
2. Если бы Аллах творил человеческие деяния, то к Нему относились бы такие атрибуты, как стояние, сидение, принятие пищи, питье, прелюбодеяние, воровство и т.д.
3. Аллах в Коране, обращаясь к ‘Исе (а.с.), говорит: «Ты лепил[116] глиняных птиц» (5:110); создание птиц пророком ‘Исой (а.с.) является доводом в пользу того, что человек сам творит свои деяния.
4. В Коране сказано: «Благословен Аллах, наилучший из создателей» (23:14); аят указывает на то, что есть создатели кроме Аллаха, в противном случае Он не сказал бы: «лучший из создателей».
Убеждения последователей истины:
Ученые ахл ас-сунна вал-джама‘а считают, что все деяния, которые вершатся во вселенной, делятся на два вида.
Первый вид. Деяния, к созданию которых человек не имеет никакого отношения. Для этих деяний нет понятия принуждение или воля. К таким деяниям относятся: дожди, движение небесных тел, рост растений, сон, болезнь, бедность, здоровье, дрожь (непроизвольное сокращение мышц), биение сердца, работа пищеварительного тракта, смышленость, проницательность, глупость и т.д.
Эти деяния не входят в предмет спора, поскольку они создаются Аллахом помимо человеческой воли, они относятся к понятию «предустановление и предопределение с его добром и злом».
Второй вид. Деяния, при создании которых проявляется человеческая воля, например: еда, питье, вставание, сидение, ходьба, заработок пропитания, деяния, вмененные в обязанность человеку[117]. По своей сущности эти деяния являются созданиями Аллаха, а по своим качествам – нет.
Что касается сущности деяний, то именно Аллах создал у человека предрасположенность к этим деяниям, именно он создал разум, указывающий на их необходимость, именно Он даровал человеку могущество и силы для совершения этих деяний. Кроме того, Аллах создал все материальные и духовные элементы этих деяний. Но нужно отметить, что Аллах творит человеческие деяния только после того, как человек намерился и обрел решимость совершить задуманное деяние.
Что же касается характеристики того или иного деяния, например, будет ли оно праведным или греховным, добром или злом, то это уже связано с волей человека.
Предрасположенность и подготовленность, которыми наделил Аллах человека, позволяют ему вершить и благие, и дурные деяния, и выбор стоит именно за ним. Именно поэтому Аллах в Коране сказал: «Добрые деяния идут на пользу ему, злые деяния идут ему во вред» (2:286). Итак, этот вид деяний имеет двоякое происхождение, он создается Аллахом, но выбор стоит за человеком.
Доводы в пользу того, что Аллах создает человеческие деяния
Логические доводы. Если бы человек был творцом своих деяний, то ему были бы известны о них все подробности и мелочи, на самом же деле он об этом не ведает. Например, идущий пешком: ему неведомо количество шагов, остановок, сила движения, скорость, он даже может не осознавать движения мышц, органов, того, на какую высоту его ноги поднимаются и опускаются. Истинный Творец знает все эти подробности.
Доводы из священных текстов
1 – Аллах в Коране сказал: «Аллах сотворил и вас и то, что вы ваяете» (37:96), т.е. вас и ваши деяния,
2 – Аллах сказал: «Аллах – творец всего сущего» (39:62); имеется в виду все возможное, а не обязательное. Поскольку деяния входят в понятие «сущее», то они также являются созданными.
3 – Аллах сказал: «Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит?» (16:17). Аллах восхваляет Себя как создателя, следовательно, кроме Него, других создателей нет, ведь в противном случае восхваление теряет всяческий смысл.
Ответы на му‘тазилитские доводы
1 – Следует отличать понятие «творить действие» и «совершать (осуществлять) действие». То, что деяния созданы, еще не говорит о том, что Аллах вынудил человека их совершить, осуществить. Аллах создает деяния только после того, как человек обретет решимость и приступит к тому или иному действию.
2 – Действие приписывается тому, кто его совершает, а не тому, кто его создает. Например, известно, что Аллах создал белое и черное, а также другие акциденции тел, но это не дает нам права сказать, что Аллах белый, черный, движущийся и т.д. Точно так же, если Аллах создал в человеке силу, позволяющую совершить прелюбодеяние, и человек, воспользовавшись ей, совершил этот грех, мы не можем называть Аллаха прелюбодеем.
3 – Что же касается аятов, на которые ссылаются му‘тазилиты, то слово «الخلق» («создание») несет в себе смысл «التقدير» («ваять, определять размер»), т.е. «ты ваял глиняных птиц» и «Аллах лучший из ваятелей». Если кто-либо измерил кусочек кожи, чтобы отрезать от него часть, то в арабском языке говорят «я ваял кожу», используя глагол «خلق».
Предустановление и предопределение
Слово «предустановление» (القضاء) имеет несколько значений:
1) определять; в Коране по этому поводу сказано: «И установил Он из них семь небес» (41:12), т.е. определил их;
2) обязывать, налагать обязанность; в Коране об этом сказано: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (17:23);
3) объявлять, разъяснять; в Коране об этом сказано: «Мы предписали сынам Исраила в Писании: “Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными”» (17:4).
Слово «предопределение» также имеет несколько значений:
1) определять; в Коране об этом сказано: «Распределил на ней пищу» (41:10). Т.е. определил (соразмерил).
2) Обязывать, делать обязательным; в Коране сказано: «Мы предопределили вам смерть, и никто не опередит Нас» (56:60);
3) оповещать, разъяснять; в Коране сказано: «Кроме жены его, которой Мы предопределили остаться в числе нечестивцев» (27:57), т.е. мы оповестили о ее поступке и записали его в Скрижали хранимой.
Но кроме упомянутых значений слово «предустановление» несет значение «извечное знание Аллаха о событиях, которые должны произойти». А слово «предопределение» несет значение «осуществление упомянутых событий согласно Своему извечному знанию». Это относится и к тем деяниям созданий, которые они совершают по своей воле. Мы обязаны верить и в предустановление, и в предопределение. Т.е. мы обязаны верить в то, что Аллаху известны все деяния, которые совершат Его создания, и вся информация, связанная с ними. И, соответственно, мы обязаны верить, что Аллах осуществляет эти события, деяния, согласно Своему извечному знанию. И предустановление, и предопределение не являются принуждением Аллаха по отношению к Своим рабам в совершении каких-либо деяний или отказе от них.
По этому поводу имам ан-Навави в своем комментарии к сборнику Муслима пишет: «Ал-Хаттаби сказал: «Большинство людей считает, что предустановлением и предопределением Аллах обязывает, принуждает людей к совершению тех или иных деяний, на самом же деле все не так, как им представляется. Это всего лишь информация о том, что знание Аллаха предшествует деяниям людей, и Он осуществляет события согласно этому знанию»[118].
Ибн Хаджар ал-‘Аскаляни, комментируя хадис Ибн ‘Умара о вере, дает следующее определение «предустановлению»: «Предустановление – это знание Аллаха о состоянии вещей, что же касается предопределения, то это осуществление событий согласно знанию»[119].
Некоторые могут задать вопрос: знание Аллаха о событиях вынуждает эти события происходить, из этого следует, что события происходят помимо желания людей и их воли?
На это можно ответить: мы верим, что Аллах создатель, Он вершит то, что желает, в том плане, что создает средства и инструменты деяний. Что же касается совершения деяний, то это связано с человеческой волей. Именно поэтому мы говорим, что создание действия в человеке начинается только после того, как он сделает свой выбор, когда в нем появится решимость. Действие происходит неотвратимо, но Аллах не принуждает человека его совершать.
Доказательством этого служат следующие аяты.
1 - «Ho тот, кто давал и страшился, и считал истиной прекраснейшее, – тому Мы облегчим к легчайшему. A кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, – тому Мы облегчим к тягчайшему» (92:5 – 10).
2 - «Эта книга – нет сомнения в том – руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют» (2:2 – 3); как видите, здесь упомянуты средства, ведущие к руководству, а именно деяния людей.
3 - «которые нарушают завет с Аллахом, после того как заключили его, разрывают то, что Аллах велел соединить, и вершат нечестие на земле. Они и будут в убытке» (2:27); здесь ясно сказано, что людей, обладающих упомянутыми свойствами, Аллах вводит в заблуждение.
4 - «Воистину, тех, которые уверовали и вершили праведные дела, Господь наставит на путь за их веру и [введет] в сады благословенные, где будут течь ручьи» (10:9).
5 - «Которым Аллах ведет по путям мира тех, кто приемлет Его благоволение, выводит их по Своему соизволению из мрака на свет и направляет к правильному пути» (5:16).
6 - «Тем, которые ступили на прямой путь, Он приумножил наставления свои и даровал им благочестие» (47:17).
Тексты, говорящие о «Воле» и «Желании»
Здесь мы рассмотрим некоторые тексты, указывающие на то, что происходит только то, что желает Аллах, и что Он выводит на Истинный Путь.
Например, в одном из этих аятов сказано: «Если бы Аллах захотел, то многобожники не поклонялись бы [другим богам] наряду с Ним» (6:107). Здесь имеется в виду, что если бы Аллах пожелал, то никому не оставил бы права выбора и всех сделал бы монотеистами, однако Он пожелал предоставить человеку свободу выбора.
Другой пример: «Но вы не захотите этого, если только не угодно будет Аллаху» (76:30). Здесь сказано, что «воля» и «желание», которые вы имеете, дарованы вам по воле Аллаха, никто не в силах принудить Его наделить вас этими атрибутами.
Еще один пример: «Тот, кого ведет Аллах, идет по прямому пути; тому же, кого Он вводит в заблуждение, ни за что не найти ни покровителя, ни наставника» (18:17), т.е. Аллах создает либо первое, либо второе, но все это только после того, как человек сделает выбор и проявит свою решимость.
Еще один пример: «Если бы твой Господь захотел, то все, кто есть на земле, без исключения, уверовали бы. А ты разве стал бы принуждать людей к вере?» (10:99). В этом аяте речь идет о том, что если бы Аллах пожелал, то вообще не предоставил бы людям свободы выбора, а сделал бы всех верующими, следующими истинным путем. Он мог вообще не предоставить им возможности выбора того места, куда они стремятся. Однако Его воля такова, что он пожелал испытать людей, он даровал им разум и, предоставив волю, дал возможность избрать один из двух путей. Поэтому тех, кто предпочел средства, вводящие в заблуждение, Он вводит в заблуждение, а тех, кто предпочел средства, ведущие к прямому пути, наставил на него. В противном случае предыдущие аяты противоречили бы следующим, например: «Я отлучу от Моих знамений тех на земле, которые ведут себя надменно безо всякого права на то. Если они узрят какое-либо знамение, то не приемлют его с верой; если перед ними предстанет правый путь, то они не изберут его [своим] путем, а если же предстанет путь заблуждения, то ступят на него. И все это потому, что они отвергли Наши знамения и пренебрегали ими» (7:146). В другом аяте сказано: «Не пристало Аллаху сбивать с пути людей, которым Он указал прямой путь, пока не разъяснит им, чего следует опасаться. Воистину, Аллах ведает обо всем сущем» (9:115).
Праведные и греховные деяния
Его рабам принадлежат добровольные (ихтийариййа) действия [т.е. свобода выбора в них], за которые они вознаграждаются и наказываются. Хорошие из них происходят с довольством Аллаха Всевышнего, а скверные из них – не с довольством Всевышнего.
Краткое толкование
Мы установили, что деяния людей являются добровольными, они созданы Аллахом, но избраны и приобретены человеком. Кроме того, деяния являются объектом наложения обязанностей, именно поэтому человек получает либо награду, либо наказание. О добровольности человеческих деяний в Коране сказано: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует» (18:29). Что же касается воздаяния за деяния, то в Коране сказано: «Воздаяние за то, что они вершили» (32:17). Аллах же доволен праведными деяниями людей, которые соответствуют Его повелениям, и гневается на дурные деяния, которые Он запретил им.
Способность совершать деяния
Способность (истата‘а) есть вместе с действием, и она суть силы (возможности), посредством которых происходит действие. Этот термин применяется к здравости (благополучию) причин, орудий [действий] и органов.