Человеческая природа обожена в Иисусе Христе
a. Ипостасное соединение Божественной и человеческой природ во Христе, их взаимное проникновение и общение свойств имеют своим результатом обожение человеческой природы.
b. Однако во время земной жизни Спасителя обожение Его человеческой природы не было очевидным для окружающих его людей. Свв. Отцы объясняют это тем, что имело место два различных усвоения человечества Словом: 1) природное; 2) домостроительное, личное, или относительное. Первое как бы является сокрытым вторым и до Воскресения проявляется только один раз — во время Преображения.
Господу Иисусу Христу как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно.
В Иисусе Христе две воли и два действования.
Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.
· Не существует природы неипостасной, и Божественное естество также не существует вне Ипостасей, но всецело пребывает в Каждой из Них: «все — в Отце, все — в Сыне, все — во Святом Духе».
· Божеское естество в Одной из Своих Ипостасей «все и всецело соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью».
· «Отец и Дух Святой не участвовали в воплощении Бога Слова никаким другим образом, как только благоволением и хотением»
Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии
· «Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах:Богородица и Приснодева» Флоровский.
· Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτόκος)
· Она родила Бога Слова по человечеству. Сам Бог Слово был субъектом бессеменного зачатия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее.
· Преп. Анастасий Синаит писал, что «рождение в собственном смысле слова есть добавление ипостаси...», в случае же Христа единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося от нее по человечеству, т. Е. Воспринявшего в единство Своего Лица совершенную человеческую природу, в результате чего Божественная Ипостась Бога Слова стала Ипостасью для воспринятого человечества.
· Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Святая Дева мыслится и называется Богородицей не только ради Божеского естества Слова, но и по причине обожествления [Его] человеческой природы».
· Термин «Богородица» возник, по всей вероятности, в Александрийской школе. Церковный историк Сократ связывает появление этого термина с именем Оригена.
· Учение о Пресвятой Деве как Богородице догматически было закреплено на III Вселенском соборе.
· По словам прот. Георгия Флоровского, «имя Богородица подчеркивает, что Рожденный от Марии — не простой человек, не человеческая личность, а Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы. Это — краеугольный камень христианской веры»
· Пресвятая Дева Мария является «Приснодевой» (Ἀειπάρθενος)
· Она была Девой прежде рождества, пребыла истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа.
· По словам преп. Иоанна Дамаскина, наименование «Богородица» содержит в себе «все таинство [Божественного] домостроительства»
Билет 24
Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице.
Несторианство: краткая история и суть ереси.
· Несторианские споры, начались в 428 г., когда император Феодосий II пригласил антиохийского пресвитера Нестория занять Константинопольскую кафедру.
· Архиеп. Константинопольский Несторий принадлежал к Антиохийской богословской школе, христологию которой можно считать антитезой аполлинарианству.
· В антиохийской христологии основной акцент делался на полноте и совершенстве человеческой природы во Христе. Человечество Его нередко воспринималось как некий самостоятельный, отдельный человек, во всем подобный нам, соединенный с Божеством некоторой внешней благодатной связью
· Эти идеи явным образом проявляются уже у Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского, живших на рубеже IV и V вв. Учеником Феодора и был Несторий
· Главным недостатком христологии богословов Антиохийской школы одсудствиеудовлетворительных терминологических средств для выражения образа их соединения двух природ во христе.
· Христос отличался от ветхозаветных праведников в степени святости и близости к Богу, нежели отличием качественным.
· Несторий создал учение о так называемом «лице единения».
· Он признавал во Христе два лица, два различных субъекта — Божественный и человеческий. Эти два лица сходятся в некоторое третье лицо, которое Несторий и называет термином «лицо единения».
· Сын Божий и Сын Марии ипостасно разделены, ледовательно, путь к реальному обожению для человека по-прежнему оставался закрыт.
· Несторий проповедовал, что Деву Марию нельзя называть Богородицей, т. К. Она родила не Бога, а человека.
Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе.