Мы все связаны друг с другом

Миллионы людей интересуются спортом. Если вы любите смотреть футбол или бейсбол, вы, вероятно, болеете за одну из команд и отождест­вляетесь с ней. Когда вы смотрите ка игру, вы радуетесь или впадаете в отчаяние. Возможно, вы раскачиваетесь в кресле и.пытаетесь сами “под­толкнуть” мяч. Если наблюдать за игрой, не болея за одну из команд, это не приносит такого удовольствия. Во время войны мы тоже становимся на чью-то сторону, обычно на сторону тех, кому угрожают. Движение за мир порождается этим чувством. Мы сердимся, мы кричим, но очень ред­ко мы поднимаемся над этим, чтобы взглянуть на конфликт таким обра­зом, как мать смотрит на своих дерущихся детей. Она желает только их примирения.

“Чтобы сражаться друг с другом, цыплята, принадлежащие одной ку­рице, раскрашивают себя в разные цвета”. Это известная вьетнамская пословица. Мы перекрашиваем свое лицо, чтобы сделаться чужим по от­ношению к нашим братьям и сестрам. Мы можем стрелять в других, только когда считаем их чужими. Настоящее стремление к примирению появляется, когда мы смотрим взглядом сострадания, а это происходит, когда мы ясно видим природу взаимного бытия и взаимопроникновения всех существ.

Нам нередко выпадает встретить человека, любовь которого прости­рается на животных и растения. Мы также знаем людей, которые пони­мают, что бедствия, болезни и угнетение уничтожают миллионы людей на Земле, и ищут способы помочь их страданию, хотя сами живут в безо­пасной ситуации. Они не могут забыть про угнетенных, несмотря на оби­лие собственных забот. Эти люди, по крайней мере до какой-то степени, поняли взаимозависимую природу жизни. Они знают, что выживание

слаборазвитых стран неотделимо от выживания материально благополуч­ных и технически развитых стран. Бедность и угнетение ведут к войне. В наше время каждая война влияет на все страны. Судьба любой страны связана с судьбами всех остальных стран.

Когда же цыплята одной курицы смоют с себя краску и опознают друг в друге братьев и сестер? Чтобы положить конец опасности, каждый из нас может сделать это и сказать другим: “Я твой брат. Я твоя сестра. Мы одно человечество, и наша жизнь едина”.

Примирение

Что можно сделать, если мы причинили людям боль, и теперь они считают нас своими врагами? Эти люди могут принадлежать к нашей семье, к нашему сообществу или к яругой стране. Я думаю, что вы знаете ответ. Сделать надо не так много. Во-первых, надо сказать: “Я виноват. Я причинил вам зло из-за своего невежества, из-за недостатка внимательно­сти, из-за недостатка способностей. Я буду стараться измениться. Сейчас я не смею вам ничего больше сказать”. Иногда у нас нет намерения при­чинить зло, но мы недостаточно внимательны и недостаточно способны, и в результате этого причиняем людям боль. Важно быть внимательным в нашей повседневной жизни и разговаривать таким образом, чтобы нико­му не повредить.

Второе, что надо сделать, это раскрыть лучшую часть себя, свое цве­тение, преобразить себя. Это единственный способ показать в действии то, что вы только что произнесли. Другой человек сразу заметит, что вы обновились и посвежели. Тогда появляется возможность подойти к этому человеку. Вы можете подойти к нему как цветок, и он сразу заметит, что вы стали совсем другим. Вам не придется ничего говорить. Просто, уви­дев вас таким, он примет и простит вас. Это называется “говорить своей жизнью, а не только словами”.

Когда вы увидите, что ваш враг страдает, это начало прозрения. Когда вы найдете в себе желание, чтобы другой человек перестал страдать^ это признак настоящей любви. Но будьте внимательны. Иногда вам может "показаться, что вы сильнее, чем на самом деле. Для того, чтобы реально проверить свою силу, попытайтесь поговорить с этим человеком или по­слушать его, и тогда вы сразу поймете, насколько подлинно ваше любя­щее сострадание. Для того, чтобы проверить себя, вам нужен другой че­ловек. Если вы медитируете на какой-то абстрактный принцип, такой как понимание или любовь, это может быть просто ваше-воображение, а не реальное понимание и любовь.

Примириться, не значит подписать соглашение с двуличием и жесто­костью. Примирение противоположно всем формам амбиций и не при­держивается ничьей стороны. Большинство из нас хотят принять одну из сторон в любом столкновении или конфликте. Мы оцениваем хорошее и плохое на основе слухов и домыслов. Действуя в такой ситуации, мы опираемся на негодование, но даже правильного и обоснованного негодо­вания недостаточно. Наш мир не испытывает недостатка в людях, же­лающих броситься в действие. Напротив, нам не хватает людей, способ­ных любить, не принимая ничью сторону, способных охватить полноту реальности.

Нам необходимо продолжать практику внимания и примирения, пока мы не увидим исхудавшего ребенка из Уганды или Эфиопии как своего собственного, пока голод и боль в телах всех живых существ не станут нашими собственными. Тогда мы поймем, что такое настоящая любовь ко всем без исключения. Тогда мы сможем смотреть на все существа взгля­дом сострадания и сможем выполнять настоящую работу для того, чтобы облегчить страдания.

Наши рекомендации