D. Понимать свою бедность и ограниченность, а также свою зависимость от Бога
Это тоже с трудом понимается нашим плотским умом. Это я бедный? Да нет, вроде все нормально. Да человек все может. Посмотрите на изобретения, на прогресс, науку. Вон что может медицина. А вон люди в космос летали. И часто люди стараются окружить себя подобными доказательствами, которые точно не скажут о бедности и ограниченности.
Но в действительности очень часто медики и врачи вынуждены говорить: «мы ничего не можем», «мы не знаем». Подобно животным, которые раздуваются, чтобы казаться больше люди ищут то, что придало бы им важности. Но разберешь все это и видишь тоненький, худенький скелетик.
Христос в нагорной проповеди говорил
Матф 5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищий – это не бедный. Бедный хоть что-то имеет. Нищий не имеет ничего. Христос говорит, что именно такой человек, понимающий свою нищету, есть блажен.
В чем еще может выражаться не признание своей бедности и ограниченности? Я замечаю за собой, что я иногда слушаю проповедь, и подхожу с таким отношением, типа: «ну, ну, что еще скажешь, а это знаю, это знаю, это ошибка. Это не от сюда». И сидишь как критикан просто. А особенно стыдно после этого, когда ты слышишь отзывы людей, что их эта проповедь коснулась. Людей касается слово, а я непробиваем! Я уже все знаю, всего достиг и усовершился. Доступ к благодати мне заблокировала гордость. И напротив, когда ты смирен, то можешь из ничтожного вывести урок полезный. Не знаю, замечали ли вы такое в своей жизни. Или в ответ на слово, звучащее с кафедры, я иногда начинаю думать, что это относится к этому человеку, а это к этому. А я? А у меня в этой области все нормально.
Рим 12:3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
А понимая свою бедность и ограниченность мы понимаем, что ой как во многом зависим от Бога. Разве я сам себе даю жизнь? Разве я сам себе даю здоровье, чтобы работать, силу, заработок? Не Бог ли чудно устроил мой организм, что в нем все работает, не Бог ли дает хлеб нам каждый день? О, конечно, мы сегодня живет в достатке. Но в этом то и беда, что мы не понимаем, что все, что мы имеем – мы имеем из руки Божьей.
Кроме того, понимая свою зависимость от Бога значит признавать, что все, что есть в тебе хорошее – это от Бога. Я вам могу про себя сказать, что самой большой мой враг – это я сам. Я знаю, что без Божьей благодати, я совершил бы любой грех, и только Он один сохранят меня от этого. Все что мне есть хорошее – это точно не мое. Это Бог. Все , что есть плохое – уж очень сильно попахивает Артемом. Я знаю .что без Бога все, что я могу – это зловонить.
И сейчас я здесь стою не потому, что я самый умный, Д’Артаньян стою здесь, не потому что я уже полностью освоил тему смирения и всему научился. Я точно также как и вы учился этому, просто неделей раньше. И без Божьей благодати, без Божьего дара я никогда бы не стоял бы здесь, и не смог и 2-х слов связать, не то, что говорить проповедь. Он правду сказал: «без Меня не можете делать ничего…», только смердеть.
Когда мы понимаем свою зависимость от Бога, то мы не воруем у Него Его славу. Мы понимаем, что вся слава принадлежит только Ему, Его благодати.
Иак. 4:13-16 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль "; 14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое ", - 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
E. Быть готовым учиться
Еще одной ступенью, чтобы возрастать в смирении является способность слушать и учиться. Это означает
•Во-первых, признание того, что мы не всё знаем, и то, что мы знаем не всегда правильно.
Помните, мы не горшки, мы глина в руках горшечника. Горшки нужно Богу крушить. Когда человек имеет такое упорство, Бог с такими людьми жестко разговаривает.
Один брат опрашивал видных служителей, он спрашивал, что самое важное в христианине, большинство говорило – способность меняться. Как только ты это теряешь…Черепки нуждаются в ударах, глина – в мягких руках.
Притч 15:31-33 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. 32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. 33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение
•Во-вторых, готовность практически учиться Божьему знанию
Т.е. все то знание, которое мы получаем, изучая Писание, нужно применять практически. Тоже много мест об этом говорит. Один 118 псалом раз за разом говорит о практическом исполнении слова. Иисус говорил притчу про дом, построенный на камен и песке. Помните? Так вот, там сказано, что дом, построенный на камне – это человек слушающий и исполняющий.
Матф. 7:24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
•В-третьих, готовность проверять себя, сравнивая себя с истиной и изменяя в себе, то, что не соответствует ей, включая знание, практику, привычки, характер и т.д.
Пример смирения на работе с папой. По ходу работы какие-то вещи отцу приходится мне объяснять и это нормально, все учатся так или иначе. Но бывают моменты, когда например, папа повторяет дважды, трижды потому что забывается, что говорил уже это, или считает необходимой и важной эту информацию, и вот тут внутри начинает закипать. Начанается реация радражения, когда ты думаешь «он меня что, за дурачка держит?», или «ну это же итак понятно, зачем это объяснять», и т.п. Знаете что вызывает такую реакцию? Гордость. И мне приходится останавливать себя, говорить себе «стоп», и проповедовать себе о том, что мне нужно учиться смиряться, каяться перед Богом за гордую реакцию (заметьте я не высказываю это папе, эта борьба внутри), и Бог проводит такой школой смирения, за что я Ему очень благодарен.
Притч 1:7 Начало мудрости-- страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
Притч 1:32-33 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла ".
F. Подражать Христу
Мы говорили об этом подробно в прошлый раз, и сегодня, но это важный пункт, обязательный для всякого, кто желает учиться смирению. Это как иметь образец, идеал, с которым ты себя сравниваешь, и понимаешь, как много тебе еще нужно расти. Это тот стимул, что позволяет всегда двигаться вперед.
II. Божьи методы смирения
· Бог использует трудности, чтобы смирять нас
Очень утешает меня то, Бог – Он хочет научить меня смирению, но при этом Он не бросает на произвол просто, типа, ну давай учись и не приходи пока не научишься. Давая определенные трудности Бог сбивает с нас спесь самоуверенности, когда нас зашкаливает в сторону куда-то. Мы по природе более склонны к самоуверенности, к самотоятельности от Бога. Когда я становлюсь потихоньку все более самоуверенным – как Богу вернуть меня в чувство? Скорби, трудности, испытания. И ты понимаешь, что не все оказывается зависит от тебя, не ты всем руководишь и т.д. Но при этом Бог всегда хочет Своим детям блага, хочет того, чтобы мы не жили во лжи, и Он не дает страданий сверх сил.
Рим. 8:28-29Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
· Бог использует других более зрелых и одаренных людей, чтобы смирять нас (Павел Петра)
Это конечно для многих особенно трудные уроки. Но тут важно помнить, что церковь – это не место для конкуренции, это не место, где ты утверждаешь себя. И если есть человек, у которого служение получается лучше … Когда я был в той церкви, я был ответственным за музыкальное служение. И я проверял себя, не держусь ли я за место. И я представлял, что было бы если бы пришел другой какой-нибудь, более одаренный брат. И Бог дал благодать, что я думал, что если такое произойдет, да я с удовольствием сяду, буду помогать ему посильно. Это конечно не говорит о безответственности. Но это очень серьезное и одно из самых трудных испытаний для многих, которыми проверяется наличие гордости и где Бог учит смирению. Это показывае, держится ли человек просто положения в церкви, или хочет, чтобы Тело Христово созидалось лучше и больше.
· Бог использует критику и обличение со стороны других, чтобы смирять нас
Это также большая школа смирения. Зачастую реакция на обличение какая? Мы мастера на различного рода оправдания, или же начинаем нападать и говорить на себя посмотри вообще-то. Тут тоже много сложностей. Обличать тоже нужно правильно. И тут не все так просто. Рубанул истиной и ушел спокойно себе. Не так.
Пример Альберта Моллера, президент Южной баптистской богословской семинарии, умнейший человек, который в неделю читает 7 книг, и не просто читает, но по каждой пишет резюме. Он очень знаменит и его очень многие знают в Америке. Так вот он проповедовал на пасторской конференции, где собирает 3-5 тыс. пасторов со всей Америки. И вот он идет по коридору перед проповедью и 2 молодых служителя подходят к нему и говорят: «можно сфотографироваться?». Он поправил одежду и говорит: «можно». Ему протягивают фотоаппарат и просят его сфотографировать. Он думал, что с ним хотят сфотографироваться. Он вышел проповедовать и говорит: «Спасибо, братья, это мне нужно было перед проповедью». Такой урок смирения.
· Бог использует непонимание и даже зло со стороны других людей, чтобы смирять нас (Иосиф и братья)
· Бог использует наши грехи и недостатки, чтобы смирять нас (Пс 50)
Даже когда мы падаем, у нас нет потом возможности нападать на других, и обличая их возвышаться. Мы понимаем, что мы тоже падаем. И мы не выше того, кого обличаем.
· Бог даже использует и дьявола, чтобы смирять нас (Иов, Павел)
Итак, итог этой большой темы, темы смирения. Я молюсь, чтобы вы поняли силу, красоту смирения, я надеюсь, что вы начнете учиться этому или продолжите с большим усердием.. В этом также и я нуждаюсь, может быть даже в большей степени.
Я хотел бы, чтобы каждый мог составить себе план, как вы будете учиться смирению, и если будете, то зачем? Чтобы все это привело именно к практике смирения, а не осталось просто словами.
Я благодарю вас за внимание и терпение ко мне, давайте пойдем и будем учиться смирению. Аминь.