О Символе веры вообще и о происхождении его 1 страница
В. Что есть Символ Веры?
О. Символ Веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане.
В. В каких именно словах изложено сие учение?
О. В следующих:
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша:
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася:
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна:
5. И воскресшаго в третий день по писанием:
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца:
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.
9. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых:
12. И жизни будущаго века. Аминь.
В. Кто так изложил учение веры?
О. Отцы первого и второго Вселенских Соборов.
В. Что такое Вселенский Собор?
О. Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между Христианами.
В. Сколько было Вселенских Соборов?
О. Семь:
1. Никейский.
2. Константинопольский.
3. Ефесский.
4. Халкидонский.
5. Константинопольский второй.
6. Константинопольский третий.
7. Никейский второй.
В. Откуда взято правило собирать Соборы?
О. Из примера Апостолов, которые держали Собор в Иерусалиме. См. Деян. 15. Основанием сего служит также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оные становится лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор.
Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17).
В. Для чего в особенности собраны были первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ Веры?
О. Первый, для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.
Второй, для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво мыслил о Святом Духе.
В. Давно ли были Соборы сии?
О. Первый в 325 году по Рождестве Христовом, а второй в 381.
О членах Символа веры
В. Как должно поступать, чтобы лучше уразуметь Вселенский Символ Веры?
О. Должно заметить его разделение на двенадцать членов или частей, и рассматривать каждый член порознь.
В. О чем говорится в каждом члене Символа Веры порознь?
О. В первом члене говорится о Боге первоначально, в особенности о первой Ипостаси Святой Троицы, о Боге Отце, и о Боге, как о Творце мира.
Во втором члене, о второй Ипостаси Святой Троицы, о Иисусе Христе, Сыне Божием.
В третьем члене, о воплощении Сына Божия.
В четвертом члене, о страдании и смерти Иисуса Христа.
В пятом члене, о воскресении Иисуса Христа.
В шестом члене, о вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом члене, о втором пришествии Иисуса Христа на землю.
В осьмом члене, о третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.
В девятом члене, о Церкви.
В десятом члене, о Крещении, где разумеются и прочие Таинства.
В одиннадцатом члене, о будущем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене, о жизни вечной.
О первом члене
В. Что значит веровать в Бога?
О. Веровать в Бога значит иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.
В. Можно ли показать из Священного Писания, что в сем должна состоять вера в Бога?
О. Апостол Павел пишет: Без веры невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11:6).
Апостол действие веры в Христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3:16-17).
В. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога?
О. Исповедание сей самой веры.
В. Что значит исповедывать веру?
О. Значит открыто признавать, что мы содержим Православную Веру, и притом с такою искренностию и твердостию, чтобы ни прельщение, ни угрозы, ни мучение, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа.
В. Для чего нужно исповедание веры?
О. Апостол Павел свидетельствует, что оно нужно для спасения: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:10).
В. Почему нужно для спасения не только веровать, но и исповедывать Православную Веру?
О. Потому что если бы кто, для сохранения временной жизни или земных выгод, отрекся от исповедания Православной Веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя, и в будущую блаженную жизнь.
В. Для чего в Символе Веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во единого Бога?
О. Для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много.
В. Как учит Священное Писание о единстве Божием.
О. Самые слова о сем взяты в Символ Веры из следующего изречения Апостола Павла: Никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1 Кор. 8:4-6).
В. Можно ли знать самое существо Божие?
О. Нет. Оно выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов.
В. Как говорит о сем Священное Писание?
О. Апостол Павел говорит, что Бог во свете живет неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1 Тим. 6:16).
В. Какое понятие о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия?
О. Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
В. Покажите все сие из Священного Писания?
О. Сам Иисус Христос сказал, что Дух есть Бог (Ин. 4:24).
О вечности Божией говорит Давид: Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси (Пс. 89:3).
В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (Откр. 4:8).
Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению вечного Бога Рим. 14:25.
О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17).
Апостол Иоанн говорит: Бог любы есть (1 Ин. 4:16).
Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144:8-9).
О всеведении Божием Апостол Иоанн говорит: Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1 Ин. 3:20).
Апостол Павел восклицает: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неисследовани путие Его (Рим. 11:33).
О правосудии Божием Давид поет: Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10:7).
Апостол Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его, и что несть на лица зрение у Бога (Рим. 2:6,11).
О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9).
Архангел говорит в Евангелии: Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1:37).
Вездесущие Божие Давид изображает так: Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех: егда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея (Пс. 138:7-12).
Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременение, или преложения стень (Иак. 1:17).
Апостол Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17:25).
Он же именует Бога блаженным и единым сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1 Тим. 6:15).
В. Если Бог есть Дух, то как же Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например: сердце, очи, уши, руки?
О. Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки всемогущество.
В. Если Бог везде, то как же говорят, что Бог на небесах, или во храме?
О. Бог везде, но на небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; а во храмах есть особенное присутствие Его благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особенных знамениях.
Иисус Христос говорит: Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20).
В. Как понимать слова Символа: Верую во единого Бога Отца?
О. Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.
В. Как говорится о Святой Троице в Священном Писании?
О. Главнейшие изречения о сем из Нового Завета суть следующие: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть 1 (Ин. 5:7).
В. Говорится ли о Святой Троице и в Ветхом Завете?
О. Говорится, только не так ясно. Например:
Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6).
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6:3).
В. Как един Бог есть в трех лицах?
О. Мы не постигаем сей внутренней тайны Божества, но веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2:11).
В. Какое различие между лицами Святой Троицы?
О. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.
В. Три Ипостаси или лица Пресвятой Троицы суть ли равного достоинства?
О. Совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Ипостасях есть един токмо Триипостасный Бог.
В. Почему Бог называется Вседержителем?
О. Потому, что Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.
В. Что изображают слова Символа: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым?
О. То, что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.
В. Не из Священного ли Писания взяты сии слова?
О. Так. Книга Бытия начинается сими словами: В начале сотвори Бог небо и землю.
Апостол Павел о Иисусе Христе, Сыне Божием говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16).
В. Что должно разуметь в Символе Веры под именем «невидимых»?
О. Невидимый или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.
В. Что такое Ангелы?
О. Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом.
В. Что значит имя: Ангел?
О. Значит: Вестник.
В. Почему они так названы?
О. Потому что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.
В. Что прежде сотворено: видимое или невидимое?
О. Невидимое прежде видимого, и Ангелы прежде человеков (Правосл. Исповед. ч. I, вопрос. 18).
В. Можно ли найти о сем свидетельство в Священном Писании?
О. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов 38:6-7).
В. Откуда взято название Ангелов хранителей?
О. Из следующих слов Священного Писания: Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих (Пс. 90:11).
В. Для каждого ли из нас есть Ангелы хранители?
О. Без сомнения. В сем удостовериться можно следующими словами Иисуса Христа: Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18:10).
В. Все ли ангелы добры и благодетельны?
О. Нет. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами.
В. От чего они злы?
О. Они сотворены добрыми; но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу.
По изречению Апостола Иуды, это суть Ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище (Иуд. 6).
В. Что за слово: диавол?
О. Оно значит: клеветник или обольститель.
В. Почему злые ангелы называются диаволами, то есть, клеветниками, или обольстителями?
О. Потому что стараются коварствовать над человеками и, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.
О сем Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть, и отец лжи (Ин. 8:44).
В. Что Священное Писание открыло нам о сотворении мира?
О. В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел:
В первый день мира, свет.
Во второй день, твердь, или видимое небо.
В третий, вместилища вод на земле, сушу и растение.
В четвертый, солнце, луну и звезды.
В пятый, рыб и птиц.
В шестой, животных четвероногих, живущих на суше, и наконец, человека. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмой день назван субботою, что с еврейского языка означает покой. См. Быт. 2:2.
В. Такими ли сотворены видимые твари, какими видим их ныне?
О. Нет. При сотворении все было добро зело, то есть, чисто, прекрасно и безвредно.
В. Неизвестно ли чего особенного о сотворении человека?
О. Бог во Святой Троице рек: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву. См. Быт. 2:21-22.
В. В чем состоит образ Божий?
О. Он состоит, по изъяснению Апостола Павла, в правде и в преподобии истины (Еф. 4:24).
В. Что такое дыхание жизни?
О. Душа, существо духовное и бессмертное.
В. Что такое Рай?
О. Слово Рай значит сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие подобным саду.
В. Рай, в котором пребывали первые человеки, вещественный был, или духовный?
О. Для тела вещественный, как видимое блаженное жилище; а для души духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцание тварей. См. Григ. Бог. сл. 38, 42. Иоанна Дамаск. Богосл. кн. 2, гл. 12, ст. 3.
В. Что такое древо жизни?
О. Такое древо, которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен, и бессмертен.
В. Для чего Ева создана из ребра Адамова?
О. Для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом, и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга.
В. С каким назначением Бог сотворил человека?
О. С тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и чрез то вечно блаженствовал.
В. Изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству, не имеет ли в учении веры особенного наименования?
О. Оно именуется предопределением Божиим.
В. Предопределение Божие о блаженстве человека пребывает ли неизменным, когда мы ныне видим, что человек не блаженствует?
О. Пребывает неизменным. Потому что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
Избра нас в Нем прежде сложения мира, говорит Апостол Павел (Еф. 1:4).
В. Как должно разуметь предопределение Божие в отношении к человекам вообще, и к каждому порознь?
О. Бог предопределил всем человекам даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства; а тех, которые даруемую Им благодать добровольно приемлют, употребляют дарованные Им спасительные средства, и идут показанным от Него путем блаженства, собственно предопределил к блаженству.
В. Как говорит о сем слово Божие?
О. Ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8:29).
В. Как изъясняется о сем Православная Церковь?
О. В изложении веры Восточных Патриархов сказано: Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Чл. 2).
В. За сотворением мира и человека, какое непосредственно следует действие Божие в отношении к миру, и в особенности к человеку?
О. Промысл Божий.
В. Что есть Промысл Божий?
О. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям.
В. Как говорит о Промысле Божием Священное Писание?
О. Сам Иисус Христос глаголет: Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? (Мф. 6:26). В сем изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особенный о человеке.
Весь Псалом 90 есть изображение особенного и многообразного Промысла Божия о человеке.
О втором члене
В. Как разуметь имена: Иисус Христос, Сын Божий?
О. Сыном Божиим называется второе лице Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земли, как человек. Христом назвали Его Пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю.
В. Что значит имя: Иисус?
О. Спаситель.
В, Кем наречено имя: Иисус?
О. Архангелом Гавриилом.
В. Почему сие имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земли?
О. Потому что Он родился спасти человеков.
В. Что значит имя: Христос?
О. Помазанник.
В. От чего произошло имя Помазанника?
О. От помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.
В. Один ли Иисус Сын Божий называется помазанником?
О. Нет. Помазанниками издревле называли Царей, Первосвященников и Пророков.
В. Почему же Иисус Сын Божий называется Помазанником?
О. Потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
В. В каком разуме Иисус Христос называется Господом?
О. В том разуме, что Он есть истинный Бог. Ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.
В. Как говорит Священное Писание о Божестве Иисуса Христа Сына Божия?
О. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1:1).
В. Для чего Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным?
О. Сим означается то, что Он один токмо есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому есть единого существа с Богом Отцем; и следственно, без всякого сравнения превосходит всех Святых Ангелов и Святых человеков, которые называются сынами Божиими по благодати. См. Ин. 1:12.
В. Священное Писание называет ли Иисуса Христа Единородным?
О. Называет. Например, в следующих изречениях Евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18).
В. Для чего в Символе Веры о Сыне Божием сказано еще, что Он рожден от Отца?
О. Сим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.
В. Для чего сказано, что Он рожден прежде всех век?
О. Дабы кто не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе сказать: сим изображается то, что Иисус Христос есть так же вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
В. Что значат в Символе Веры слова: Света от Света?
О. Они подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно сему, Бог Отец есть вечный Свет (См. 1 Ин. 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный свет: но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.
В. Какая сила в словах Символа Веры: Бога истинна от Бога истинна?
О. Та, что Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец.
В. Не из Священного ли Писание сии слова?
О. Так. Они взяты из следующего изречения Иоанна Богослова: Вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истиннем Сыне Его, Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Ин. 5:20).
В. На что еще в Символе Веры о Сыне Божием прибавлено, что Он рожден, не сотворен?
О. Сие прибавлено в обличение Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.
В. Что значат слова: единосущна Отцу?
О, Иначе сказать: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом.
В. Как говорит о сем Священное Писание?
О. Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30).
В. Что показывают слова Символа Веры: Имже вся быша?
О. То, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.
Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3).
О третьем члене
В. О ком сказано в Символе Веры, что сшел с небес?
О. О Сыне Божием.
В. Как Он сшел с небес, когда Он, как Бог, вездесущ?
О. Справедливо, что Он вездесущ, и потому Он всегда на небе, и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти: в сем смысле сказано, что Он сшел с небес.
В. Как говорит о сем Священное Писание?
О. Вот слова Самого Иисуса Христа: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси (Ин. 3:13).
В. Для чего Сын Божий сшел с небес?
О. Нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе Веры.
В. В какой силе сказано, что Сын Божий сшел с небес нас ради человек?
О. Сие сказано в той силе, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех нас, человеков, вообще.
В. От чего именно спасти человеков пришел на землю Сын Божий?
О. От греха, проклятия и смерти.
В. Что такое грех?
О. Преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4).
В. Откуда грех в человеках, когда они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может?
О. От диавола.
Творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3:8).
В. Как грех перешел от диавола к человекам.
О. Диавол прельстил Еву и Адама, и склонил их преступить заповедь Божию.
В. Какую заповедь?
О. Бог заповедал Адаму в Раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла: и притом сказал ему, что как скоро вкусит оных, то смертию умрет.
В. Почему смертоносно было человеку вкушение от плода познания добра и зла?
О. Потому, что соединено было с ослушанием воле Божией, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божией.
В. Каким образом наименование древа познания добра и зла приличествует своему предмету?
О. Приличествует потому, что человек чрез сие древо познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло в противлении оной.
В. Как могли Адам и Ева послушаться диавола вопреки воле Божией?
О. Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную; а человек употребил во зло сию свободу.
В. Как диавол прельстил Адама и Еву?
О. Ева увидела в Раю змия, который уверял ее, что если человеки вкусят плодов древа познания добра и зла, то будут знать добро и зло, и будут как боги. Ева прельстилась сим обещанием и красотою плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру.
В. Что произошло от греха Адамова?
О. Проклятие и смерть.
В. Что такое проклятие?
О. Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло, в наказание человекам.
Бог сказал Адаму: Проклята земля в делех твоих (Быт. 3:17).
В. Какая смерть произошла от греха Адамова?
О. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнию.
В. Неужели и душа может умереть, как и тело?
О. Может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувство и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания.
В. Почему не одни первые человеки умерли, но и все умирают?
О. Потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом, и потому смертное потомство.
В. Как говорит о сем Священное Писание?
О. Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12).
В. Плоды древа жизни были ли полезны человеку после греха?
О. После греха он не мог вкушать их, ибо изгнан из Рая.
В. Оставалась ли тогда для человеков какая надежда спасения?
О. Когда первые человеки исповедали пред Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду спасения.
В. В чем состояла сия надежда?
О. Бог обещал, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15).
В. Что это значит?
О. То, что Иисус Христос победит диавола, прельстившего человеков, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
В. Почему Иисус Христос назван «семенем жены»?
В. Потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.
В. Какая была польза от сего обещания?
О. Та, что человеки со времени обещания сего могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно как мы веруем в пришедшего.
В. Веровали ли действительно люди древних времен в грядущего Спасителя?
О. Немногие; а большая часть людей забыли обещание Божие о Спасителе.
В. Не повторял ли Бог сего обещания?
О. Неоднократно. Например, Аврааму дал Он обещание о Спасителе в следующих словах: Благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт. 22:18).
То же обещание повторил Он после Давиду, в следующих словах: Восставлю семя твое по тебе, и управлю престол Его до века (2 Царств 7:12,15).
В. Что разумеется под словом: воплощение?
О. То, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не преставая быть Богом.
В. Откуда заимствовано слово: воплощение?
О. Из слов Евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть (Ин. 1:14).
В. Для чего в Символе Веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, еще прибавлено, что Он вочеловечился?
О. Для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело; но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души.