I. Не зная духовного смысла Слова, никто не может знать, что заключают в себе и для чего нужны таинства крещения и Святого Причастия.

667. В главе о Священном Писании [Глава 4] было показано, что каждая отдельная часть Слова содержит духовный смысл, который до сих пор был неизвестен, но теперь открыт ради новой церкви, которая учреждается Господом. Что представляет собой этот смысл, видно не только из этой главы, но и из главы о Десяти Заповедях [Глава 5], разъяснённых в соответствии с этим смыслом. Если бы этот смысл не был открыт, кто мог бы думать о двух таинствах: крещении и Святом Причастии, иначе, чем по их природному, или буквальному, смыслу? Так что каждый мог бы сказать про себя, или проворчать: "Что такое крещение, если не поливание ребёнка водой? И причём здесь спасение? Что такое Святое Причастие, если не вкушение хлеба и вина? Что даёт оно спасению? К тому же, в чём заключается их святость, кроме того разве, что духовенство считает и объявляет их святыми и божественными?" И можно сказать, что сами по себе они - не более чем обряды, которые, как заявляет церковь, становятся священными, когда Слово Божье сопутствует им.

Я обращаюсь к мирянам и духовенству: скажите, постигаете ли вы сердцем и духом об этих таинствах что-либо иное, кроме того, что их нужно почитать Божественными по разным причинам и соображениям? А между тем, эти два таинства, рассмотренные в свете духовного смысла, являются самой святой частью богослужения, что станет ясно далее, из того, что будет сказано об их предназначении. Но поскольку никак невозможно догадаться о предназначении этих таинств, если оно не будет открыто и явлено через духовный смысл, то без этого смысла всякий будет думать о них, лишь как об обрядах, которые святы только потому, что велено было учредить их.

668. Очевидно, что крещение было предписано, потому что Иоанн крестил в Иордане, и к нему сходились со всей Иудеи и всего Иерусалима (Матф. 3:5,6; Марк 1:4,5). Далее, Сам Господь, Спаситель наш, крестился у Иоанна (Матф. 3:13-17). Кроме того, Он повелел своим ученикам крестить все народы (Матф. 28:19). Можно ли не увидеть, если хочешь увидеть, что во введении этого обычая есть нечто божественное, нечто до сих пор сокрытое, поскольку духовный смысл Слова ещё не был открыт? Он открыт в настоящее время, потому что Христианская церковь по своей сути только теперь и начинается. Прежняя церковь была Христианской только по названию, но не на самом деле и не по сути.

669. Два таинства - крещение и Святое Причастие - в Христианской церкви, как два самоцвета на скипетре царя; но если их предназначение неизвестно, они подобны двум резным украшениям из чёрного дерева на посохе. Эти два таинства в Христианской церкви можно сравнить также с двумя рубинами или гранатами на одеянии императора; если же их предназначение неизвестно, они будут лишь двумя кусочками сердолика или хрусталя на плаще. Если через откровение духовного смысла не стало бы известно о предназначении этих таинств, то у нас были бы о них одни беспорядочные догадки, подобные предсказаниям астрологов, или, может быть, авгуров древности, гадавших по полёту птиц или по внутренностям[137].

Предназначение этих таинств можно сравнить с церковью, такой старой, что она вся ушла в землю, и погребена под всяким хламом до самой крыши, так что сверху по ней гуляют и ездят в каретах или верхом молодые и старики, не догадываясь о том, что под ними находится замечательная церковь с золотыми алтарями и посеребрёнными стенами, украшенными драгоценными камнями. Всё это можно откопать и явить на свет лишь при помощи духовного смысла, который теперь открыт для новой церкви, чтобы его применяли при богослужении Господу.

Эти два таинства можно сравнить также с двухэтажным храмом, в котором одна церковь расположена над другой. В нижней церкви проповедуют евангелие о новом пришествии Господа, а также о возрождении и спасении под Его руководством. Из этой церкви лестница вокруг алтаря ведёт в верхнюю церковь, где совершается Святое Причастие; а оттуда начинается путь, ведущий в небеса, где входящих принимает Господь.

Ещё их можно сравнить со Скинией, войдя в которую, можно увидеть стол с лежащими на нём в должном порядке хлебами Предложения и золотой жертвенник для воскурений, а между ними - светильник с семью лампадами, освещающими всё вокруг своим светом. Наконец, для тех, кто даёт просветить себя, раздвигаются занавеси святого святых, где вместо Ковчега с Десятью Заповедями, лежит Слово, над которым располагается крышка Ковчега с двумя золотыми херувимами. Всё это - изображение двух таинств в их предназначении.

Наши рекомендации