Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму
Говорит об искоренении преданий старческих и заповедей иудейских, а не закона, как думают манихеи. Ибо закон есть насаждение Божие, а поэтому Христос не говорит, чтобы он искоренился. Корень его, то есть сокровенный дух, остается – опадают только листья, то есть видимая буква; и мы понимаем закон не по букве слова, а по духу. Поскольку же фарисеи были безнадежны и неизлечимы (неисправимы), то Он и сказал: «оставьте их». Из этого научаемся, что, когда кто добровольно соблазняется и остается неизлечимым, для того это вредно, а нам не приносит вреда. Слепыми учителями слепых называет их Господь для того, чтоб отвлечь от них народ.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу все без разбора, но боясь сказать Иисусу: Твои слова – можно есть все и не оскверняться – противозаконны и соблазнительны, показывает вид, что не понимает Его, и предлагает вопрос.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
Спаситель обличает учеников и укоряет за неразумие или потому, что они соблазнялись,
или потому, что не понимали того, что Он сказал. Итак, Он говорит: неужели вы не поняли того, что для всех понятно и известно? Пища не остается внутри, но выходит и поэтому нисколько не оскверняет души человека, так как не задерживается внутри; напротив, помыслы рождаются и остаются внутри, а выходя наружу, производят неприличные действия и оскверняют ими внутреннего человека. Так, блудный помысл, оставаясь в душе, сквернит человека, а переходя в дело, не только оскверняет его, но и доводит до погибели.
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова.
Для чего запретил ученикам идти на путь языков, а Сам идет в Тир и Сидон, города языческие? Знай, что не для проповедания пришел Он туда, потому что, как говорит Марк (7, 24), «не хотел, чтобы кто узнал». А можно сказать и так: Он перешел к язычникам, поскольку видел, что фарисеи не принимают учения Его о брашнах. Почему хананеянка говорит: «помилуй меня», а не дочь мою? Потому, что та была бесчувственна. «Помилуй меня», она говорила, потому что я терплю и чувствую страдания дочери. И не говорит: приди и исцели, а только – «помилуй». Но Господь не отвечает ей ни слова не потому, чтоб презирал ее, а потому, что желал показать, что пришел прежде для иудеев, чтобы предотвратить клеветы их и чтобы впоследствии они не сказали, что Он благодетельствовал язычникам, а не им. С тем вместе Он желал показать твердую веру сей женщины.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Ученики, скучая от крика жены хананейской, просили Иисуса отпустить, то есть отослать ее. Это делали они не потому, что не чувствовали сожаления, но более потому, что хотели убедить Господа помиловать ее. Но Он сказал: Я послан только к иудеям, овцам, погибшим от порочности тех, коим они вверены. А этим еще более обнаруживал веру сей женщины.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Увидев, что апостолы не имели успеха в своем ходатайстве, женщина снова и с жаром приступает к Иисусу и называет Его Господом. Когда же Христос назвал ее псом, так как язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольскою кровью, а иудеев назвал чадами, хотя они явились после чадами ехидниными, то она разумно и весьма мудро отвечает: хотя я и пес и недостойна принять хлеб, то есть какую-либо силу благодати и особенное знамение, но не лиши меня сего; для Твоей силы это маловажно, а для меня весьма важно; не лиши меня тех крупиц, которые для едущих хлеб не важны, а для псов важны, ибо они питаются ими.