После этого поется: Господи воззвах
· псалмы 140, 141, 129 и 116 — “псалмы Господи воззвах” — или “Воззвах” или “воззвашные псалмы”:
· в псалмах говорится о вечерней службе: “Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою” — “Пусть моя молитва будет как кадило”.
“Воздеяню руку моею жертву вечернюю” — “а воздеяние моих рук как жертва вечерняя”.
Таким образом, в псалме показывается, что молитва ничуть не хуже Ветхозаветных жертв. (В храме Иерусалимском вечером приносилась вечерняя жертва. Дважды в день приносилась жертва — утром и вечером). Собственно, Христианская молитва ничем не хуже этой самой жертвы- согласно псалму.
Псалом 140: если посмотреть не только на Византийскую традицию, но также на другие литургические традиции (см. лекцию № 1), оказывается, что псалом 140-й содержится в чинопоследовании Вечерни, практически почти всех традиций — как западных, так и восточных: Сирийских, Ассирийских, Греческих, Армянских, Латинских — всяких других. То есть, вероятно, этот псалом является древнейшим ядром христианской Вечерни вообще, раз он так распространен в разных традициях.
Часто в храмах поют только первые 2 стиха этих псалмов: “Господи воззвах…” и “Да исправится…”, а потом сразу начинают петь стихиры — вот это, мне кажется, делать не следует: псалмы не так много места занимают — не такие уж они продолжительные -, но эта их седая древность, освященная веками, по-моему, достаточно говорит за то, чтобы их не сокращать, чтобы относиться к ним с уважением, как к древнейшему апостольскому наследию — пение псалмов на Вечерне.
Сокращать их не следует. Не так уж трудно спеть все стихи (а не только первые 2 и сразу последние потом).
[103 псалом поется на Всенощной, а на будничной Вечерне читается весь. Про Всенощную мы потом поговорим].
Как выглядят псалмы Господи воззвах?
Рисунок.
Последние стихи этих псалмов отмечаются цифрами.
На 4 там говорится при каких на стиховне, дальше — на 6, на 8 и на 10. Вот эту часть часто сокращают, а зря: я считаю, нельзя ее сокращать. А так многие эту часть отсекают и сразу стихиры поют. Лучше стихиры несколько сократить, чем псалмодию.
Стихиры на Господи воззвах:
· к последним 6-ти стихам воззвашных псалмов припеваются стихиры; на будничной Вечерне число их всегда равно 6.
Вообще число стихир на Вечерне:
· в минимальном случае = 4 (на Малой Вечерне)
· в максимальном = 30 (накануне Стояния Марии Египетской: 6 — обычных стихир и 24 — алфавитных (которые, на самом деле, являются как раз древним кондаком, скорее всего; взятые все вместе, они очень напоминают кондак).
· нормальные числа стихир — это 6, 8, 10.
На будничной Вечерне — всегда 6 стихир: часть этих стихир берется из Октоиха, часть — из Минеи.
По какому правилу?
Поскольку мы говорим сейчас о будничной Вечерне, вспомним, при каких знаках Типикона совершается будничная Вечерня.
Есть такое понятие “черные знаки Типикона”, а есть понятие “малые праздники”.
При славословии какая Вечерня совершается? — Вседневная.
Оказывается, что при всех малых праздниках месяцеслова совершается будничная Вечерня: при всех малых знаках — не только черных, но и при красных 3-х точках (славословии).
· В отличие от будничной Утрени, которая совершается только при черных знаках, потому что при славословиии утреня уже не будничная, а со славословием.
А будничная вечерня — при малых праздниках (т.е. еще и при Славословии):
· 2 святых
· шестеричный
· без знака
· славословие.
Соответственно, и стихиры:
при службе: | поются: |
(без знака) | 3 стихиры Октоиха и 3 стихиры Минеи |
шестеричный | все 6 стихир из Минеи |
2-х святых малых | 3 стихиры 1-го святого 3 стихиры 2-го святого |
Славословия (как при шестеричном) | все 6 стихир из Минеи |
(это все написано в таблице, в правой колонке — с. 35).
В Октоихе всегда печатается 6 стихир. А получается, что даже при самом маленьком празднике — без знака — мы поем только 3 стихиры Октоиха. Куда девать другие 3 стихиры?
Оказывается, в Октоихе еще 3 стихиры печатаются на всякий случай: если не окажется Минеи, тогда поются еще 3 другие стихиры Октоиха.
В службе без знака 3 стихиры поются из Октоиха. Но в Октоихе остаются еще 3 стихиры, запасные.
Это мы разобрали случай, когда у нас есть праздник, — т.е. служба с Бог Господь.
А бывает еще служба с Аллилуйя — постовая служба. Там поются стихиры несколько иначе, я не буду вам говорить, как. Найдите сами. Домашнее задание.
При постовой службе Великопостной — см. в 49-й главе Типикона; при постовой службе, но не Великопостной, см. в 9-й главе Типикона (служба с Аллилуйя).
В попразднства и предпразднства — Октоих отменяется (кроме воскресных дней).
Мы воскресный день не рассматриваем никак, потому что в воскресный день будничная Вечерня не может никак совершаться: в воскресный день совершается праздничная Вечерня!
В предпразднства и попразднства вместо стихир Октоиха поются стихиры предпразднства или попразднства.
Вот и все правила. Ничего сложного в них нет.
На славу: поется славник. После того как спеты все стихи на стихиры (после каждого стиха ? говорят стихиру — по … Типикону), поется: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и особая стихира из Минеи, которая называется Славник, Славник Минеи.
“Славник” — стихи на “славу”:
На будничной службе стихиры, как правило, подобны, а Славник как раз самогласен.
На “и ныне” поется Богородичен.
Если Славника нет, поется:
Слава: и ныне: Богородичен.
Богородичны, в отличие от стихир Октоиха и Минеи и Славника, никак не связаны с праздником (или со святым), который празднуется, а выбираются из Приложения (к Минее или Ирмологию) — по определенным принципам.
Богородичен берется из Приложения по определенному принципу, который не обязательно проходить.
Опять-таки в попразднство (праздники): вместо Богородична поется песнопение праздника.
Дальше поется, точнее читается, “Свете Тихий”.
Свете Тихий
· по Уставу, на будничной Вечерне — читается (предстоятелем) (см. табл.)
· в современной Русской практике (даже и на будничной Вечерне) — всегда поется
· древнейший христианский гимн
· в Часослове написано: “Свете Тихий — творение патриарха Софрония Иерусалимского” (VII век)
· но в Греческом Часослове написано немного не так: “Свете Тихий — творение не святителя Софрония, патриарха иерусалимского, а мученика Афиногена, III век”.
(у нас в Часослове просто неправильно написано).
· “Свете Тихий” судя по всему (по-видимому), цитирует свт. Василий Великий, который, когда говорит о муч. Афиногене — очень почитавшемся и почитающемся до сих пор на Кавказе, например, армянами — говорит, что многие приписывают ему авторство составления этого песнопения, но это не он написал. Т.е. еще древнее может быть был составлен этот гимн, чем в III веке.
· один из древнейших христианских гимнов.