Письмо к Преосвященному Никодиму (Белокурову)
Пустые призраки и о борьбе с ними.
Милость Божия буди с вами!
Так вот где источник всех ваших мрачностей! - "Являются мысли не свои, а чужие, совне всеваемык, и омрачают душевную светлость вашу". В этом главная черта настоящего состояния вашего. Не ваш ум рождает вздорные мысли: их всевает кто-то совне. Ваш же ум цел, цел и здрав, - и все у вас, надо полагать, в своем виде. - На это всевание и надо вам теперь обратить все внимание.
Считайте себя таким лицом, как то, которое испытывает внушения на какое-либо греховное дело или похоть злую. И научайтесь так же действовать в отношении к сомнениям, как тот действует в отношении к похотениям. - Первый прием для испытывающего злые влечения есть - не считать внушения своими, а всеянным, - положить разделение между собою и этим всеянным, и, признав его чуждым, отнестись к нему, не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от ней понуждение - делать по внушению испытываемому. Обычно полагают: своя природа требует, - как не удовлетворять? Но кто сразу признал в родившемся положении чуждое детище, тому не это положение приходит на ум, а совсем другое. С вопросами обращается он к желанию и повергает его анализу и критике. Этот самый простой прием рассеивать искушение: оно как дым от ветра исчезнет. - Вот это именно следует и вам делать при каждом сомнении. При каждом его порождении не слагайтесь с ним в уме, как будто так уже и на деле есть, как оно внушает; а останавливайте его при самом входе, как не прошенного гостя и подвергайте осмотру. Как в пожеланиях не слагаться с ним сердцем есть первое: так в сомнениях не слагаться с ним умом - есть первое. - Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в желаниях то же бывает, что они вдруг обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только безстудность нападающего. Если кто бросится на вас невзначай и охватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете: так и здесь. Пусть сомнение охватило весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтобы оно стало вне, и можно было вести дело с ним, как с другим, чуждым лицом.
Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнете от ума, и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать. В отношении к пожеланиям, - по сознанию вражеского в них к нам подступа, у всех святых, - полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы обращаться к Господу Спасителю, и они исчезают. Думаю, что то же надо делать и в отношении к сомнениям. Обращайтесь умно к Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. - И это будет. - Третий прием - восстановить доброе в себе в обычной его силе. У вас и ум и сердце целы. Не клевещите на них. Что бывает - бывает от врага. Стало вам есть за что взяться в себе самих. И беритесь за то. Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восстановить. Мне думается, что вся беда у вас от того, что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит, и рук не поднимая отдаваться врагу в полную власть. А вы наперед держите убеждения, что сомнения ничего истинного не представляют, и когда родятся, гоните их, всячески напрягаясь пребыть на стороне добра и истины, какие испытывали.
Когда восставите свое доброе состояние, тогда можете и анализировать сомнения. Тут оно будет очень слабо - и победа всегда будет оставаться за вами.
Распространяюсь нарочно об этом, потому что в этом полагаю главное выше немоществование. Вы, кажется, стали думать, что у вас уж и совсем не осталось веры: ибо пишете о ней, как о деле прошедшем. Пустое. Это враг вам навевает, чтобы руки ваши опустились и вы не восставили на него. У вас все цело: и вера, и убеждения, и добрая совесть. И Господь близ вас есть, и спасенье вам готовит. Вам только надо воодушевиться и стать пред лицом врага в положение не покорного слуги, а смелого противоборца. - И все тут. - Вы слыхали, конечно, что у всякого есть как Ангел-Хранитель, так и враг искуситель. Есть воистину. - Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись, - пропадешь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный - с разными оттенками. У вас - дух хулы и сомнений.
Есть враг около не затем чтобы ему покорствовать, а чтобы с ним бороться, и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности - целомудрие, вместо гордости - смирение, у вас, вместо сомнений - веру искреннюю, твердую и разумную.
В этом задача вашей жизни. Извольте ее выполнить.
Сомнения. - Да кто их не испытывает? - И я испытывал их. Но станешь разбирать его, и оно разлетится. Сомнение то же, что возраженье. Возраженье - вдруг может смутить; но присмотревшись и обдумавши, его опровергают. То же и с сомнениями. Станешь обдумывать, - и дойдешь до решения: нет, это пустое; ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское. Но есть способ, как дойти до того, чтобы сомнения совсем не рождались. Мне рассказывал один, как его кто-то научил, как до сего достигнуть. Вообрази, говорит, истину и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме, и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души, питая ее и обвеселяя. Это есть сроднение души с истиною; и после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти проходить, но бывают далеко от души, как говор или шепот за стеною. - Так, говорит, меня научил некто. Я стал так делать, и по милости Божией, хоть и грешен есмь, но ум мой плавает в области истины спокойно и утешается ею.
Вам что мешает так поступать, - особенно в виду так сильно искушающего вас врага?
Пишу все об этом: ибо не вижу у вас определенных сомнений, - и думаю, что когда пишете, их нет у вас. Приходят и отходят. - И бросьте из головы, будто сомневаетесь так, как сомневаются неверы закоренелые. Враг внушил вам, что у вас это есть, вы и поверили. Перестаньте верить врагу и покой начнет водворяться.
Я предложил вам вопросы - что душа - от чего все знают и ищут Бога, и томятся от сомнения и неверия - чтобы обдумавши все, как следует, вы пришли к такому заключению: душа - существо духовное - не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим. Потому это желательно, что в этом положении основы веры и жизни. - И потрудитесь прежде всего эту истину укоренить и укрепить в себе.
Относительно души вы не высказываете сомнений. Она у вас есть и обнаруживает высшие стремления, ничем земным неудовлетворимые. Вот и добре. - Станьте на этом и развивайте далее свою мысль. Если не удовлетворяется душа земным; то следует удовлетворить ее неземным. - И осмотритесь, не было ли прежде, нет ли и теперь лиц, которые находят высшие свои стремления удовлетворяемыми. - Если увидите таких, разберите, чем удовлетворяются их ничем ненасытимая душа. - Наперед вам сказываю, что (вы найдете и удостоверитесь) они имеют душу свою удовлетворенною, потому что веруют в Бога, ищут Его и имеют свидетельство, что Бог благоволительно принял их искание и общение с Ним.
В самом деле, все люди ищут Бога. След. быть с Богом - есть норма жизни нашей души. Это так осязательно, что и спорить против сего нельзя. Неверы напрягались отвергать то общность чувства Божества, то кривотолком объяснять его, - но неудачно. Веровать в Бога и быть с Ним в общении - се человек. И кто отступает от сего, тот не по человечески думает и настроен.
Установившись в этой мысли, вы найдете Бога в себе. А перешедши с этою истиною вне, вы увидите Его и во вне. Твари Божии возвещают о Боге. Если есть разумность в устроении вещей: то есть и существо разумное их устроившее. Это неотразимое заключение, силу которого все умы испытывают, не исключая и тех, которые надуваются не верить. Так у вас будет и внутрь и вне - Бог. И потребность быть в общении с Богом вы уясните: ибо высшие ваши стремления выражают именно сию потребность. - Остается вам уяснить, как вступить в общение с Богом и быть с Ним. - Тут - Христос Господь, Который сказал: Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. - Се цепь, связующая нас с Богом. - Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. - Полагаю, что их и нет у вас. Вы сами себя соблазняете, относя себя к числу неверов.
Я не вижу, какое сомнение может прицепиться к тому, что иные бывают пьяны. - И кто объедается похож на пьяного, - и тот, кто - крепко рассердится. - Это все ненормальное состояние. Из них ничего нельзя вывесть против души.
Равно и из того, что у животных есть иное похожее на действия нашей души, а у нас иное похоже на действия животных, - тут ничего нельзя выводить. -У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой. Творения Божия так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов, - и кроме их имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризирующие. В мире, или его составе надо различать, кроме стихий еще систему сил расположенных лестницею - от низших к высшим идущею. - Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе, и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации - (напр, снежинки - разводы на окнах зимою и под.). Выше этой стоит сила растительности, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит - животная, которая в своей власти держит и растительную силу и кристаллизующую и силу химических сочетаний. - Выше животно-душевной силы - силы человеческого естества, которое содержит все силы низшие его в своей власти, и ими действует. Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями: ибо питанье и рощенье тела есть растительное дело; но что же из этого вывесть? - Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин.
В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. Оно есть та сила, которая вдохнута в лице человека при сотворении. Душа низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой. - И стал человек двояк: одно тянет его горе, - другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, то есть, страхом Божиим водится, и совесть слушает и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, - и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут как пленник в узах, - находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворяемыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу коего создан, и в коем едином благо его.
Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, - и в самом их движении проявляется нечто совсем животным несвойственное. - О чем не стать рассуждать - всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля.
Вы атаковываете свободу, - будто все строится так, что хочешь не хочешь, а делай. - Стоит только повнимательнее просмотреть дела свои, хоть в один день, или в полдня, и увидишь, что все мы сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас привел на Вышу? - Связанным приволок кто, или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободными дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость - делать, а предложенье дела. Дело предлагается, душа обсуждает - сделать ли, и решает - делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может. Сама решает. Сюда и Божеская сила не заходит, и никаким мановением свободы души не связывает.
Прародители пали. Почему? - Нашли, что лучше будто не исполнять заповедь и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала, и нашла, что он не худо предлагает, - и по этому своему смышлению решила - сорвать плод и вкусить. - Решения этого никто не вынуждал.
То же и духи пали, - конечно вследствие рассуждения и своеличного решенья, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения этого никто не вынуждал.
Так и всякая душа действует. Побуждений может быть много и самых сильных и понудительных, а решенье всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям. Возьмите мучеников. - Предлежат орудия мучений, обещается покойная жизнь, иногда сбоку стоят мать и отец и уговаривают бросить несколько ладану в жаровню пред идолом, - иногда кроме этого - и жена молодая и любимая и еще с ребенком. Сколько понуждений! - А мученик решает совсем наперекор им. - Не свободен ли он?! - Итак, кто падает, - падает по свободному решению.
Сознавши, таким образом, что свободное решенье всегда от нас, вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определяющего влияния. - Да этот вопрос давно решен, - и очень удовлетворительно. Именно - Бог предвидит, - потому что видит свободные решения ваши. Эти решения составляют предмет всеведения, - и составляют его в том виде, в каком являются, - именно, как свободные решения. - Не все, что предвидит Бог, то и определяет. Богословы различают в Боге - определение и попущение. Что определяет Бог, то так и бывает, как Он определяет, а что попущает, то может и не быть так, как бывает, хотя Бог и предвидит бываемое что.
Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали, хотя Бог предвидел то. Со стороны Божией все сделано, чтобы не пали. Ясно сказано прародителям: не ешьте. И последствия указал. - Подобное сему надо предполагать и у духов падших.
Не послушали, кто виноват? Зачем попустил Бог? - Затем, что иначе надлежало отнять свободу или уничтожить в мире свободную тварь. Но без этого мир был бы гораздо ниже, чем теперь есть. - И попустил Бог пасть, - устроив образ восстания от падения. - Мы идем к восстанию путем борьбы с противностями. Таков закон! - И все, которые следуют ему, - венчаются успехом.
Что у духов, не знаем. Но поелику свобода их свободна, то до решения суда и их восстание возможно, - как возможно падение светлых сил. Будет ли оно, или не будет, - не нам решать. Но возможности сего отвергать нельзя.
Извольте действовать по прописанному в начале. Когда возвратятся сомнения и упорно будут стоять, - садитесь и опишите их подробно. Я уверен, что они тут же и будут рассеиваться. - У вас все здорово. Враг всевает пустые призраки.
Е. Ф.