VII. Истинное покаяние означает исследование не только дел своей жизни, но и намерений своей воли.
532. Истинное покаяние означает исследование не только того, что человек сделал в своей жизни, но и того, что он в своей воле намеревался делать, по той причине, что дела являются следствием разума и воли. Благодаря мысли человек говорит, благодаря воле он действует, поэтому речь есть говорящая мысль, а дела - действующая воля. Раз они являются источником любой речи и любого действия, не вызывает сомнений, что именно они грешат, когда грешит тело. Человек может, не смотря на то, что кается в своём физически совершённом зле, тем не менее думать и желать зло. Это все равно, что срубить ствол дурного дерева, но оставить в земле его корни, из которых снова вырастет и раскинет свои ветви то же самое дерево. Другое дело, если вырвать и корни. Так происходит, когда человек исследует вместе с тем и намерения своей воли, и очищается от зла покаянием.
Человек может исследовать, что он в своей воле намеревается делать, исследуя свои мысли, поскольку в них намерения являют себя; например, когда он думает, желает и намеревается совершить месть, прелюбодеяние, кражу, лжесвидетельство, имея страсть к этому, равно как и богохульство, поругание Слова и церкви, и так далее. Если при этом он сосредоточит свои мысли на таких предметах, и разберётся, станет ли он делать все эти дела, если ему не будут препятствовать закон и боязнь потерять доброе имя, и если по расследовании он найдёт, что не хочет этих дел, поскольку они греховны, тогда он истинно и внутренне покаялся. И уж тем более, если он находит удовольствие в таких действиях, свободен совершать их, но, тем не менее, воздерживается и отстраняется от них. Тот, кто проделывает это неоднократно, воспринимает удовольствия зла, когда они возвращаются к нему, неприятными, и в конце концов, отсылает их в ад. Таков смысл слов Господа:
Кто захочет найти свою душу, потеряет её, потерявший же свою душу ради Меня найдёт её. Матф. 10:39.
Человек, который при помощи такого рода покаяния избавляется от зла своей воли, подобен тому, кто своевременно выпалывает со своего поля плевелы, посеянные дьяволом, для того, чтобы семена, посеянные Господом Богом Спасителем попали на свободную землю и выросли в урожай (Матф. 13:24-30).
533. Две любви с давних пор укоренились в человеческом роде: любовь повелевать остальными и любовь обладать их собственностью. Первая из них, если отпустить её поводья, опрометью бросается в такие высоты, что хочет быть Богом небес; другая, если дать ей волю, имеет дерзость претендовать на роль Бога земли. Остальные же злые виды любви, имя им - легион, находятся в подчинении у этих двух. Однако исследовать эти два вида любви крайне трудно, потому что они залегают и скрываются слишком глубоко. Они - как гадюки, прячущиеся в расщелинах скал и скапливающие свой яд, чтобы, когда кто-нибудь приляжет на эти скалы, нанести ему смертельную рану, а затем скрыться обратно в своё убежище. Они подобны Сиренам, которые, по описаниям древних писателей, завлекали своим пением людей, чтобы погубить их. Кроме того, они наряжаются в роскошные одежды, точно так же, как и дьявол делает это при помощи своего колдовства среди своих последователей и тех, кого он хочет обмануть.
Тем не менее надо как следует понять, что эти две любви могут иметь большую власть над смиренными, чем над великими, над бедными - большую, чем над богатыми, и над подданными - большую, чем над царями. Цари по рождению правят людьми и обладают богатствами, и с течением времени начинают смотреть на всё это так же, как обычный человек: государственный чиновник, управляющий, капитан корабля или бедный фермер - смотрит на своих слуг и свою собственность. Дело обстоит совсем иначе, когда цари претендуют на владение землями других царей.
Намерения воли необходимо исследовать по той причине, что в воле пребывает любовь, ибо воля - вместилище для любви, как было показано ранее. Удовольствия, порождаемые всеми видами любви, распространяются из воли в представления и мысли разума, которые ничего не могут делать сами по себе, а только по воле. Ибо они находятся в услужении у воли, соглашаясь с ней и поддерживая её во всём, что касается её любви. Поэтому воля - это как бы дом, в котором человек живёт, а разум - прихожая, через которую он входит и выходит. Вот почему было сказано, что необходимо исследовать намерения воли. Когда они исследованы и отвергнуты, человек поднимается над своей природной волей, объятой злом, как наследственным, так и приобретённым делами, и обретает духовную волю; с помощью неё Господь преобразует и возрождает природную волю, а через неё - всё, что относится к чувствам и желаниям тела, и, таким образом, человека в целом.
534. Тот, кто не исследует себя, подобен больному, кровь которого испорчена непроходимостью мельчайших сосудов, что приводит к истощению, нечувствительности конечностей и множеству хронических заболеваний из-за сгущения, вязкости, едкости и кислотности жизненных соков тела, а вместе с ними и крови. С другой стороны тот, кто исследует всего себя, включая намерения своей воли, подобен тому, кто вылечился от этих болезней и восстановил жизненные силы своей молодости. Кто исследует себя надлежащим образом, тот подобен кораблю из Офира, гружёному золотом, серебром и драгоценностями; но до этого он - как корабль, полный отбросов, который используется для перевозки грязи и мусора с улиц. Исследующие себя внутренне становятся подобными копям, все стены которых сверкают рудами благородных металлов; а ещё не делавшие этого подобны вонючим болотам, полным змей и ядовитых гадов с блестящей чешуёй, и мерзких насекомых с яркими крылышками. Не исследующие себя подобны высохшим костям в долине; но после исследования себя они становятся подобными тем же костям, на которых Господь Иегова, снабдив их сухожилиями, вырастил плоть и кожу, и дал им дыхание, чтобы они могли жить (Иез. 37:1-14).
VIII. Кто не исследует себя, но тем не менее воздерживается от злых дел, поскольку они греховны, тот тоже кается. Такое покаяние совершают люди, исполняющие дела милосердия из религиозных побуждений.
535. По-настоящему покаяться, то есть, исследовать себя, познать и признать свои грехи, помолиться Господу и начать новую жизнь, очень сложно в той части Христианского мира, которая принадлежит Реформированным Христианским церквям, по многим причинам, изложенным в последнем разделе этой главы [564-566]. Поэтому я намерен описать более простой способ покаяния. Когда некто держит в мыслях какое-либо дурное дело, с намерением совершить его, ему нужно сказать себе: "Я думаю об этом, и собираюсь это сделать, но не буду, потому что это - грех". Это ослабит напор адского искушения и не даст ему войти впредь. Странно, что каждый может с неодобрением сказать другому, когда тот собирается сделать зло: "Не делай этого, ведь это - грех", однако считает очень трудным сказать это самому себе. Причина в том, что сказать это самому себе - значит вовлечь в это свою волю, а другому это говорится с уровня мышления, недалёкого от слуха.
В духовном мире как-то было проведено дознание, кто способен к настоящему покаянию, и таких было найдено так же мало, как голубей в обширной пустыне. Некоторые говорили, что могут покаяться простым способом, но неспособны к исследованию себя и исповеданию грехов перед Богом. Однако все делавшие добро из религиозных побуждений избегали совершать зло на деле, хотя очень редко размышляли о внутреннем, принадлежащем воле, считая, что они не могут делать зло, поскольку делают добро, или, скорее, что добрые дела покрывают злые.
Тем не менее, друг мой, первое в милосердии - избегать зла. Этому учит Слово, Десять Заповедей, крещение, Святое Причастие, да и собственный рассудок человека. Ибо как можно убежать от зла и избавиться от него без хоть какого-нибудь исследования себя? Как добро может стать добром, если не сделать его внутренне чистым? Я знаю точно, что все религиозные, а вместе с ними и все здравомыслящие люди согласно кивнут, прочитав это, и увидят в этом подлинную истину; однако, немногие станут поступать по ней.
536. И всё же всякого, делающего добро по религиозным соображениям, Господь признаёт и после смерти берёт к себе. Ибо Господь сказал:
Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приняли Меня; Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы посетили Меня, Я был в тюрьме, и вы пришли ко мне. И сказал далее: сделав подобное для одного из самых меньших братьев Моих, вы сделали это для Меня. Придите, благословенные, наследуйте царство, уготованное вам от основания мира. Матф. 25:31-41.
От себя добавлю нечто новое: после смерти все, делавшие добро из религиозных побуждений, отказываются от учения современной церкви о трёх Божественных личностях от вечности, равно как и от своей веры, обращаемой ко всем трём по очереди. Вместо этого они обращаются к Господу Богу Спасителю и с удовольствием принимают учения новой церкви.
У остальных же, которые не проявляли милосердия по религиозным соображениям, сердца - из гранита, такие они твёрдые. Такие люди сначала обращаются к трём Богам, затем к одному Отцу, и наконец, ни к кому вообще не обращаются. Они считают Господа Бога Спасителя лишь сыном Марии, зачатым в постели с Иосифом, а не Сыном Божьим. Вскоре они стряхивают с себя все виды добра и истины новой церкви, и вступают в ряды духов дракона, которые уводят их в пустынную местность или в пещеры, расположенные на самом краю так называемого Христианского мира. Через некоторое время они, будучи отделены от новых небес, пускаются в преступления, и поэтому попадают в ад.
Такова судьба всех пренебрегавших делами религиозного милосердия, которые верили, что нельзя делать добро от себя, не ища заслуги. Дела эти остались несделанными, а люди эти присоединились к стаду козлов, проклятых и брошенных в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам за то, что не поступали так же, как овцы (Матф. 25:41 сл.). В этом отрывке они упоминаются не как делавшие зло, а как не делавшие добра. Кто делает добро не по религиозным соображениям, тот делает зло, ведь
Никто не может служить двум господам; или одного возненавидит, а другого возлюбит, или к одному привяжется, а другим пренебрежёт. Матф. 6:24.
Господь говорит через Исаию:
Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. Тогда если будут грехи ваши, как багряное, они станут белыми, как снег; если будут красными, как пурпур, - будут как шерсть. Исаия 1:16-18.
У Иеремии Он говорит:
Стань во вратах дома Иеговы и провозгласи там слово сие и скажи: Так сказал Иегова Саваоф, Бог Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши. Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Иеговы, храм Иеговы, храм Иеговы" (то есть, Его церковь). Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сём, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы были выведены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не сделался ли вертепом разбойников дом сей? Вот, Я видел это, говорит Иегова. Иерем. 7:2-4, 9-11.
537. Да будет известно, что делающие добро только по природной доброте после смерти не принимаются, потому что их милосердие состоит из одного природного добра без какого-либо духовного добра, сопутствующего ему. Человека соединяет с Господом духовное добро, а не природное добро, лишённое духовного. Природная доброта происходит от одной плоти, и приобретается от родителей при рождении. Духовная же доброта - от духа, и возрождается под Господним руководством. Люди, делающие добрые дела милосердия из религиозных побуждений, и потому же избегающие зла, до принятия учения новой церкви о Господе подобны деревьям, приносящим хорошие плоды, но в небольшом количестве, или приносящим небольшие, но прекрасные плоды; такие деревья оставляют в садах. Их можно, кроме того, уподобить маслинам и смоковницам в лесах, а также растущим на холмах ароматным травам и кустарникам, дающим бальзам. Они - как маленькие часовни или дома Бога, в которых воздают священное поклонение. Ибо такие люди - овцы, стоящие справа, и овны, которых бодают козлы (как описано у Даниила 8:2-14). В небесах их одевают в одежду красного цвета; когда же они вводятся в добро новой церкви, их одевают в пурпурные одежды, которые принимают красивый золотой оттенок по мере того, как они принимают также и истины её.