Правильное внутреннее расположение
Четвертое качество правильного, надлежащего повиновения господам или работодателям выражается в простоте сердца. Эта простота - не внешнее и лицемерное проявление, но искреннее и неподдельное чувство.
Павел говорил Фессалоникийцам, умоляя их "более преуспевать И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; Чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались" (1 Фес. 4:10-12). Основная мысль этого высказывания состоит в том, чтобы хорошо выполнять тот труд, на который мы поставлены, не ропща, не хвастаясь и не критикуя других людей, избегая каким бы то ни было образом быть камнем преткновения для окружающих.
Правильное пробуждение
Христианин, в первую очередь, должен проявить заботу о том, чтобы стараться трудиться хорошо для Божьей славы, служа как Христу. Исполнение Святым Духом приносит практические результаты, включая и то, что христианин становится надежным, продуктивным и покладистым работником. И когда христианин повинуется Святому Духу, все его труды совершаются как Христу, потому что Он является первопричиной и целью его повиновения. Христианин все выполняет из-за любви ко Христу, силою Христа и для славы Христа. "Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10:31).
Бог в Своем плане не предназначил каждого верующего на труд проповеди, христианского образования; на миссионерское служение или на другие служения в церкви. Эти служения не отличаются большей духовностью, чем другой какой труд, на который Бог может призвать верующего. Но, в! связи с тем, что эти служения более прямо и явно представляют Господний труд, Бог не призовет на него такого человека, который не показал себя верным в другом, исполняемом им труде. Тот, кто не проявил верности Господу, как продавец, секретарь, работник канцелярии или плотник - не может ожидать, что Бог призовет его на более влиятельное служение. Господь может на него назначить только тех, которые были верны в малом (Матф. 25:21).
Правильное усердие
Когда исполненные Святым Духом христиане искренно повинуются своим работодателям, как Христу, то будут трудиться не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души.
Верный христианин не только просто выполняет требуемые от него обязанности в минимальных размерах, когда на него не обращает внимание начальник и другие рабочие с видимою (только) услужливостью. Его не нужно даже проверять, потому что он всегда старается изо всех сил, вне зависимости от того, есть ли кто-нибудь рядом или нет. И он работает так же хорошо после получения прибавки в жаловании, как и работал, стараясь заслужить большую прибавку до этого. Он добросовестно трудится не для того, чтобы "пустить в глаза пыль", показав себя хорошим работником (как это делают человекоугодники), или для того, чтобы добиться своей выгоды. Если он и производит хорошее впечатление на людей, то это происходит не потому, что он стремится к этому, или что-либо делает в этом направлении. Он проявляет усердие в труде, потому что в этом состоит Божья воля и к этому направлено и его сердечное желание трудиться от души.
Выражение служа усердием, как Господу, а не (как) людям повторяет и еще подтверждает прежнее высказывание Павла; С усердием - подчеркивает отношение работника к труду, когда его не надо ни побуждать, ни подгонять. Когда христианин трудится там, где его хочет видеть Бог, и проявляет послушание, служа... как Господу, то он и получает благословение и удовлетворенность, совершая плодотворное служение.
Каждый день должен быть наполнен трудом для Господа. "Все, что может рука твоя делать, по силам делай" (Еккл. 9:10). В своем послании к Римлянам Павел говорит нам, чтобы мы не ослабевали в усердии и призывает вместо этого: "духом пламенейте; Господу служите" (12:11), а в послании к Колоссянам: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека" (3:23). Вот такое отношение к труду должны иметь христиане, исполненные Святым Духом.
Верующий, добросовестно трудясь, как для Господа, исполнен уверенности, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Бог никогда не оставит без награды за усердный труд во время свое. Работодатель может не оценить усердие, или, даже, не ведать о нем, возможно по причине своего безразличия или потому, что кто-то другой пожинает плоды вашего труда. Но Бог об этом знает, и Он вознаграждает: Ни одно доброе дело, совершенное во Имя Его и для Его славы не останется незамеченным в Его очах, или не удостоится Его благословения. В одном рассказе говорится о престарелой миссионерской чете, возвращающейся на судне домой после многих лет жертвенного служения в Африке. На том же судне находился Теодор Рузвельт, который посетил Африку с целью поохотиться на диких зверей; и эта охота закончилась весьма успешно. Когда корабль причалил в порт в Нью-Йорке, на пристани скопилась огромная толпа встречающих и репортеров, приветствующих возвращение Рузвельта домой. Но ни одна душа не пришла встречать миссионеров. По прибытию на такси в гостиницу, муж пожаловался жене: "Это несправедливо. Мы отдали служению Господу по спасению душ в Африке сорок лет, а никому нет и дела до нашего возвращения. А президент провел там только пару недель, чтобы убить нескольких животных, и весь мир об этом говорит". Но, склонившись на молитву вечером перед сном, они как бы услышали голос Господа, обращающего к ним: "Мои дети, вы хотите знать, почему еще не получили свою награду? Потому что вы еще не пришли домой."
Повиновение работодателей
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (6:9)
Заключительные слова Павла относительно повиновения друг другу верующих, исполненных Святого Духа, адресованы господам, и в более широком смысле, ко всем работодателям Их отношение к своим работникам должно быть в общем плане таким же, как и отношение к ним работников: поступайте с ними так же.
Это так же относит нас к повелению, заключенному в конце стиха 6, "исполняя волю Божию от души", что затем комментируется в стихах 7-8. Взаимоотношения работодателя-христианина с его работниками, должны отличаться тем же побуждением и задачей, что и взаимоотношения христианина-работника со своим работодателем, а именно: здесь участвует желание повиноваться Господу и угождать Ему. Работодатель должен пользоваться своим авторитетом, "как Господу", точно так же, как и рабочие должны повиноваться авторитету, "как Господу". Здесь и заключается их взаимное повиновение "друг другу в страхе Божием" (5:21).
Самое первое дело христианина-работодателя, как и христианина-работника, должно состоять в том, чтобы исполнять Божью волю и проявлять подобие Христу во всех своих делах и поступках. Он принимает деловые решения прежде всего на основании Божьих определений праведности, истины и честности, стремясь провозглашать во всех своих делах сущность и волю своего Небесного Отца. Он способствует наилучшим интересам своих работников и их благосостоянию так же, как и делу развития и процветания предприятия. Он поступает с ними по справедливости, зная, что в этом состоит Божья воля. Он проявляет к ним уважение, потому что этим самым он почитает и прославляет Господа.
Исполненный Святым Духом работодатель поступает весьма осторожно, умеряя строгость. Термин, употребляемый здесь предполагает, что он "отпускает вожжи", не жмет на своих работников. Он использует свой авторитет и власть, как можно меньше и не накладывает бремя, не господствуя над своими подопечными. Он никогда не поступает несправедливо или жестоко. Он сознает, что его авторитет, хотя и дан ему Богом, но носит чисто функциональный и временный характер. Он знает, что и он, и его рабочие, равным образом, находятся под верховным Божьим авторитетом, и что над ним самим, и над ними есть на небесах Господь, а не на земле. Христианин-работодатель, проявляющий верность Господу, знает, что является сотрудником вместе со своими работниками в служении Иисусу Христу, давая отчет перед тем же Господом.
Ему также хорошо известно, что он, сам по себе, перед Богом не более достойный и важный, чем малейший из его работников, потому что Он тот, у Которого нет лицеприятия (ср. Деян. 10:34; Рим. 2:11, Иак. 2:9). И у Него нет любимчиков, потому что Он относится ко всем равным образом.
Тема Божьего лицеприятия является заключительной истиной рассуждения Павла о повиновении "друг другу в страхе Божием" (5:21). Исполненные Святым Духом верующие, будь то: Мужья или жены; родители или дети; работодатели или работники - все должны проявлять взаимное повиновение друг другу, потому что на них изливается от Бога одинаковая любовь, окружает одинаковая забота и они равным образом дают отчет перед Тем же Господом, их Спасителем Иисусом Христом.