Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».
Тогда как ,после того как Адам и Ева впали в грех ,они расскаялись в содеянном и обратились к Всевышнему со словами:
Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон»
Смысл их слов заключался в следущем:Господь наш!Твой приказ справедлив,но мы не смогли справится со слабостью своих душ и подчинится Твоему приказу .Мы пошли по дороге заблудших и просим у Тебя прощения и милости.И если Ты откажешь нам в этом,то мы будем в числе заблудших и потерявших свои души в Судный День.
С этой просьбой Адам и Ева обратились к Всевышнему в надежде,что Он простит им их грех.Сказал Аллах Всевышний в суре Аль-Бакара:
Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный.
Прощение Всевышним Адама и Евы происходило в три этапа:
Первый: Для них было предписано покаяние и оно стало обязательным для всего человеческого рода.
Второй: Адам и Ева раскаялись в своём грехе и Он простил им их грех.
Третий:Условием прощения было то,чтобы они больше не возвращались к греху.
Сказал Всевышний:
Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный.
Некоторые задают вопрос:Почему покаяние было послано для всех ,ведь Всевышний простил Адаму и Еве их грех?
Ответ: Приказ о необходимости покаяния имел место быть перед их раскаянием ,а после слов Он простил их покаяние стало записано в законодательном кодексе мусульман и стало обязательным для всех.Этими словами Всевышний обращается к нам, говоря:Если вы ослушаетесь и совершите грех ,то покайтесь в своём грехе. Аллах показал нам дорогу к покаянию и дал нам понять, что если мы попросим Его о прощении,то Он простит Нам .
Приказ о необходимости покаяния относился не только к отдельной личности,а ко всему человеческому роду в целом и если бы Всевышний не дал нам возможности покаяния,то совершив грех один раз,мы продолжали бы совершать его снова и снова. Ведь если нет прощения греха,то нет необходимости останавливатся и не совершать его больше,потому что всё равно вечным пристанищем будет Ад . Тогда совершив грех один раз,мы продолжали бы совершать его всю оставшуюся жизнь.Потеряв надежду попасть в Рай,мы наслаждались бы жизнью,взяв от неё всё,что могли ,чем нанесли бы огромный вред всему обществу.Ведь от распространения нечестия на земле страдает не только один человек,но и всё общество в целом.
Аллах Всевышний и Всемогущий приказом о необходимости покаяния,спас общество от распространения в нём нечестия и зла,ведь совершив ошибку и покаясь в своём грехе,человек спасает себя от вечного прибывания в Аду.Оставляя совершение греха ,он как можно больше стремится сделать добра и тогда Аллах прощает ему его грех.
Но выбор о прощении греха остаётся за Аллахом Всевышним и Всемогущим,а у человека появляется стремление в совершении как можно больше добрых дел.Здоровеет общество и в нём распространяется добро.Следовательно,покаяние-милость для человека и для общества в целом
Иблис же ослушался и увеличил ослушание ,сказав что погрузит человека в зло:
Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».
В отличии от Адама и Евы,которые признались в своём грехе,он не раскаялся ,а наоборот сказал я сделаю то-то и то-то,чтобы распространить нечестие. Это очень важно и мы должны предупредить тех ,кто пытается приблизится к греху,что нельзя оправдывать неподчинение приказам Всевышнего вынужденным положением или тем,что время,дескать,изменилось.
Это мы говорим,например,о тех,кто имеет дело с процентами в банках.Не говорите что проценты или риба не запрещены Всевышним и что сейчас другое время и все так живут.Такие разговоры в настоящее время часты.Те,кто это говорит,лишаются милости Всевышнего и им нужно обратится к Господу с раскаянием и сказать:Господь наш!Мы не смогли справится со слабостью своих душ,так будь же милостлив к нам и прости нас.
В этом случае они признаются в своей слабости , невежестве и учинении несправедливости и останутся в числе верующих.Но при этом необходимо помнить что в конечном счёте всё зависит от решения Всевышнего.А тот,кто говорит что проценты не запрещены,те выходят из веры.
Те,кто совершают грех, не должены защищать себя или оправдывать свою позицию,говоря что это не является грехом, и не нужно говорить что положение заставило их сделать это, потому что принебрежение законам Всевышнего выводит человека из веры и приводит к неверию ,удаляя от довольства Всевышнего,вызывая Его проклятие.
В этом и заключается разница между ослушанием Адама и неповиновением Иблиса.Иблис ослушался и возгордился,а Адам ослушался и признался в содеянном,раскаявшись.
Всевышний научил нас как нужно каятся,ведь без этого бы мы не знали как это правильно делать.
Выражение Мы поступили несправедливо по отношению к себе стоит во множественном числе, это потому что эти слова касаются не только Адама и Евы,но и всё их потомство .
Обращаясь к ним ,Всевышний сказал :