О необходимости духовного руководителя. €




— Надо пойти и спросить.

— Значит, человек не может этого понять сам?

— Даже если он что-то и понимает, уверенным быть не может. Да тут даже тот, кто имеет опыт, идет и спра­шивает другого. Если вопрос касается лично меня, то я всег­да спрошу кого-то. Когда речь идет о том, что касается меня лично, то мое собственное решение — каким бы пре­мудрым оно ни казалось — я считаю величайшей глу­постью. При этом я иду спрашивать не у того человека, ко­торый заранее знает, какое решение мне придется по душе, а у того, кто этого не знает. Погляди, ведь и врач, для того чтобы быть уверенным, что он ставит правильный диагноз в тяжелом случае, советуется с другим врачом. Тем более следует советоваться какому-нибудь студенту! На­сколько бы духовным ни был человек, насколько бы хоро­шо он ни умел сам раскладывать по полочкам касающие­ся его вопросы — он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от че­ловека и исправлялся через человека. Благий Бог устраива­ет это для того, чтобы человек смирялся. Человек должен излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему духовнику, советоваться с ним и не решать трудных вопро­сов самостоятельно. Ему также не следует самому пытать­ся преодолеть те трудности, которые он встречает в своей духовной борьбе — ведь делая это, он ставит опыты на са­мом себе, лукавый может запутать его и создать ему [но­вые] проблемы. Некоторые люди доходят до того, что сами определяют для себя епитимьи. Такие вещи очень опасны.

Христианин, не имеющий духовника, с которым он мог бы советоваться, продвигаясь по своему духовному пути, за­путывается, выбивается из сил, плетется в хвосте. Достичь поставленной цели такому человеку очень непросто. Если человек сам разрешает свои проблемы, то каким бы он ни был мудрым, он остается помраченным, поскольку ведет се­бя с самоуверенностью и гордостью. А вот тот, кто смиря-

О необходимости духовного руководителя. € - student2.ru
ется, с доверием и самоотверженностью идет к своему ду­ховнику и спрашивает его мнение, получает помощь. Это происходит, потому что в последнем случае Бог обязательно просвещает духовника и духовник дает человеку правиль­ный ответ. Да вот и в случае со мной. Я ведь кто? Крышка от консервной банки. Однако если ко мне приходит чело­век с помыслом, что я — Святой, то я замечаю, что испы­тываю в себе какое-то изменение и чувствую, что говорю не от себя. Отсюда мне ясно как дважды два четыре, что при­шедший ко мне человек пришел с благоговением и Бог, для того чтобы не поступить с этим человеком несправедливо, приводит меня в это доброе состояние. В подобных случа­ях, если тебя спрашивают о чем-то серьезном, Бог извеща­ет тебя и ты можешь сказать человеку о том, что случится, когда случится и как он должен к этому отнестись.

В духовной жизни необходим духовный руководитель

Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и совето­ваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, прича­щаются, тогда в этой жизни им нечего бояться.

Для того чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть. Погляди, ведь человек, который едет куда-то на машине и плохо зна­ет дорогу, может заглядывать в карту, однако, кроме этого, он останавливается, чтобы спросить у людей, как ему про­ехать, как не сбиться с пути. К примеру, человек выезжает из Афин и направляется во Флорину. Карта-то у него, конеч­но, есть и он в нее заглядывает, но все-таки он останавлива-



Наши рекомендации