Условия, благоприятствующие влиянию злых духов на людей

Уныние от сознания своей греховности открывает доступ дьяволу к нам. — Проклятие родителями детей как благоприятное условие для влияния дьявола. Пренебрежение исповедью и Св. Причащением как дверь дьяволу к нашим душам.

Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселие сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу свою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30, 22-25). Это мудрое наставление весьма прилично всем, находящимся в более или менее неприятных обстоятельствах жизни. Есть люди беззаботные, беспечные, которые не помышляют о завтрашнем дне по лености, нерадению или нетрезвой жизни своей. Им тяжело всякое размышление о благоустройстве или изменении своего положения, и они живут день за днем, не озираясь на прошлое и не думая о будущем. Не о их состоянии духа говорит сын Сирахов, ибо такое душевно-нравственное состояние человека не достойно разумного существа и никогда не может доставить ему внутреннего спокойствия; напротив, это состояние приводит к внутреннему расстройству и внешнему, которые отравляют жизнь его, а злые духи, при таком душевном состоянии человека, не дремлют, а по свойственным им ухищрениям доводят их до умопомешательства... Премудрый говорит о духовном веселии людей, заключающемся в уповании на Бога, — в отдаче себя на Его волю, в этой самоотдаче черпая покой, в каковом заключается настоящее веселие людей... Есть люди, которые слишком много заботятся только о внешнем благоустройстве своей жизни и нисколько не думают о душе своей, о духовной стороне жизни, и потому непомерно чувствительны ко всем неудачам и потерям в жизни. В несчастиях эти люди падают духом, становятся недоверчивыми к собственным силам и способностям и потому впадают в печаль и даже в отчаяние. А как временные перемены к худшему в жизни людей случаются очень часто, то временная печаль чрез меру мнительного человека обращается в постоянное уныние его души. Таким-то людям и говорит Премудрый: Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя твоею мнительностью. Кто дает совершенно овладеть его душою унынию, пусть знает, что создает самую благоприятную почву для воздействия на нее со стороны злых духов. Напротив, если находящиеся в печали не предаются унынию, не теряя надежды на Милосердие Божие, и с усердием молятся Богу помочь им, те получают утешение, а когда просимое — им не во вред, то получают и просимое. Скорбь, уныние и отчаяние, прежде всего, открывают дьяволу доступ к нашему сердцу и содействуют нашей гибели. Посему-то Премудрый и советует: Люби душу свою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы от ней нет. Вторыми врагами нашими, отдающими нас под влияние дьявола, являются наши грехи и страсти: Возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23). Первоначальною и основною причиною многих болезней в людях служат грехи. Они подвергают людей душевным страданиям от действия злых духов. Страсть ослепляет разум человека и подавляет в нем последний остаток свободного произвола на доброе; и тогда бедный разум, подобно слепцу, идет туда, куда влечет его страсть, одобряет лишь то, что льстит этой страсти, отвергает то, что с ней не согласуется. Тогда человек все видит превратно. Свет ему кажется тьмою, а тьма — светом, лукавое — добрым, а доброе — лукавым. Например: ослепленные завистью, своекорыстием и тщеславием, фарисеи не уверовали во Христа и предали Его на смерть. Ослепленный плотской страстью, Ирод убил Предтечу Господня; ослепленный страстью сребролюбия, Иуда предал своего Учителя. Дьявол легко может ввергнуть в бездну погибели человека, подверженного страстям. Страсти сами влекут нас в ад; дьяволу остается только открывать нам адские врата. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Привыкши к противозаконной жизни, мы, так сказать, по естеству делаемся злыми и уже не хотим исправиться»1. Опаснее всего страсть к самовозвеличению; по этому поводу св. Иоанн Лествичник говорит: «Горделивый монах не будет иметь нужды в демоне (чтобы вести его на погибель), потому что сам для себя стал уже демоном и врагом». Преподобные Отцы Варсонофий и Иоанн говорят: «Осквернение бывает то от превозношения, то по зависти дьявола; о последнем следует сказать, что когда с нашей стороны не содействуют врагу возношение и пресыщение, то он не может повторять часто сего: подобно тому, как строящий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно, подобно сему и дьявол»2. Иоанн Златоуст говорит: «Никто не думай о дьяволе, что он будто так силен, что может воспрепятствовать нам идти путем, ведущим к добродетели. Правда, он прельщает и соблазняет нерадивых, однако же не удерживает насильно и не принуждает»3. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Демоны тогда со всею силою нападают на нас, когда видят нас неспособными по немощи вступить с нами в подвиг». Св. Максим Исповедник говорит: «Всегда от нерадения моего берут демоны случай против меня восставать»4. Златоуст говорит: «Если живем безнравственно, делаемся легкой добычей дьявола»5. Что злое зарождается в нас самих, это говорит и Сам Господь: Ибо из сердца исходят злые помыслы (Мф. 15, 19). Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра, как сказано в притчах: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою и каменная ограда его обрушилась (Притч. 24,30-31). А душе, от такого нерадения опустевшей и оставленной, по необходимости остается произращать терния и волчцы и испытывать над собою сказанное: Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикия ягоды (Ис. 5, 4), между тем как об этой же душе было прежде сказано: Насадил лозу отборную (Ис. 5, 2). Подобное сему есть у пророка Иеремии, который от лица Бога говорит: Я насадил тебя, как благородную лозу, — самое чистое семя, как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер. 2, 21). Максим Исповедник говорит: «От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас греховные помыслы. Потом, ими поборая ум, побуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное»6. Св. Антоний Великий говорит: «Сам дьявол сознается в своем бессилии, а таким образом, не будем упадать духом, питать в душе боязнь, не станем сами себе выдумывать побуждения к страху, говоря: "Не пришел бы демон и не поколебал бы меня? Не восхитил бы он меня и не низринул бы?" Или: "Не напал бы внезапно и не привел бы в смятение?" Вовсе не будем мы давать в себе места таким мыслям и скорбям, как погибающие. Паче же будем благодушествовать и радоваться всегда, как спасаемые; будем содержаться в мысли, что с нами Господь, Который низложил и привел в бездействие демонов (Своим Крестом Животворящим указав заграждаться от власти злых духов). Будем представлять себе и размышлять всегда что, поелику с нами Господь, то ничего не сделают нам враги. Они какими нас находят, приходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам; и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам, предлагая нам искушение в том, к чему мы падки. Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место, и что мы сами о себе думаем, то и производят в большом виде. Если видят нас страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами, а бедная душа мучится тем. Но если найдут нас радующимися о Господе и помышляющими о будущих благах, содержащими в мыслях дела Господни и рассуждающими, что все в руке Божией, что демон не в силах побороть христианина и вообще ни над кем не имеет власти (кто призывает на помощь Бога), то, видя душу подкрепляемою такими мыслями, демоны со стыдом обращаются вспять». Так, враг, видя Иова огражденным добродетелью, удалился от него; но сделал пленником своим Иуду, нашедши, что он лишен такой защиты. Поэтому, если хотим презирать врага, то будем всегда помышлять о делах Господних. Душа постоянно да радуется в уповании; и увидим, что демонские игралища то же, что дым, что демоны скорее сами побегут, нежели нас будут преследовать, потому что они крайне боязливы, ожидая уготованного им огня. А для небоязненности своей пред демонами делай такое испытание. Когда бывает какое-либо привидение, не впадай в боязнь, но каково бы ни было сие привидение, прежде всего смело спроси: «Кто ты и откуда?», — и если это будет явление святых, то они удостоверят тебя и страх твой претворят в радость. А если это дьявольское привидение, оно тотчас утратит свою силу, как скоро мысль твоя тверда, ибо признак невозмущаемого духа — при всяком случае спрашивать: «Кто ты и откуда?» Так вопросил Иисус Навин, и узнал, кто был явившийся. Так враг не утаился от вопросившего Даниила»7.

Еще благоприятным влиянию злых духов на людей условием служит проклятие родителями детей; проклиная своего ребенка, родители отдают его во власть демонов. В пример расскажу два случая из моих личных наблюдений.

1)Ко мне в монастырь привезли девочку лет семи. Во время чтения заклинательных молитв она до того неистово кричала и билась, что ее родители никак не могли ее удержать; потребовалась посторонняя помощь. Я сам им помогал подвести девочку к иконе Божие Матери. На вопрос мой: с чего началось у девочки болезненное явление? — мать со слезами ответила, что со времени, как она в запальчивости прокляла дочь.

2)Родные привезли девицу М. в Симонов монастырь и просили меня помолиться о ней. Как только, при перечислении в заклинательных молитвах наименований злых духов, я доходил до слов «и от проклятия матери», она тотчас же начинала жестоко мучиться: казалось, что ее заболевание совпадало также с проклятием матери.

Должно сказать, что грех служит как бы мостом для проникновения дьявола в

нашу душу. Похоть плоти и похоть очес, гнездящиеся в нашем теле, — враги нашего спасения; при лености духовной, они овладевают и бросают в руки дьявола.

Ко мне часто приходят на исповедь фабричные в возрасте лет тридцати, а бывает и больше, которые на вопрос мой, ежегодно ли они ходят на исповедь, хладнокровно отвечают: «Мы ни одного раза еще не исповедывались». «В таком случае имеете ли вы право считать себя христианами?» На этот вопрос они без смущения отвечают: «Мы христиане и церковные (то есть не раскольники)». При таких смутных представлениях о христианстве, без заботы о душе своей, живут очень многие, называющие себя православными христианами. Не очищая себя таинством покаяния, они доходят до порабощения ума и сердца похотям и страстям, и чрез то привлекают к себе дьявола. Души таких людей застилаются как бы мглою, сквозь которую не может проникать луч Божественного Света. Они стараются усыпить последнюю искру страха Божия, которая тлеет еще в душах их, тревожа из сердце, беспокоя их совесть. Подобные люди вовсе не прибегают к спасительным Таинствам Покаяния и Причащения, по внушению злых духов. Когда дойдет человек до такой степени закоснелости во грехах, тогда все святое становится ненавистным, и враждебно отзывается его сердце ко всему святому; тогда, незаметно для самого себя, они отрекаются от Бога и всего святого. Таким людям следует открывать глаза, вразумляя их чтением учений о злых духах, как опасно не ведать и не оберегаться от влияния последних на род человеческий, и не бороться со злыми духами.

1 Издание Козельской Пустыни. С. 55.

2 Добротолюбие. Т. 2. С. 608. Св.

3 Беседы на книгу Бытия, Ч. 1. С. 434.

4 Добр. Т. 2. С. 322.

5 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 1. С. 186.

6 Добротолюбие. Т. 3. С. 199.

7 Творения Афанасия Великого. С. 242-244.

Глава XI

Наши рекомендации