О чрезвычайном влиянии злых духов на людей

Действия злых духов через магию. — Учение о сем Св. Писания и Отцов Церкви. — Спиритизм как способ влияния злых духов в настоящее время. -Доказательства Св. Писания в пользу этого мнения. — Мысли митрополита Филарета Московского о стологадании. — Рассказ П. Рускова о спиритических сеансах.

Св. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Будет время, егда здравого учения не послушают, но по своим похотем изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским» (2 Тим. 4, 3-4). Эти слова Священное Писания полезно привести себе на память в нынешнее время, когда некоторые, не доверяя Слову Божию и не будучи в состоянии естественным разумом объяснить себе явления мира духовного, бросились в магию и спиритизм, считая их как бы мостом, соединяющим мир видимый с невидимым. Если бы желания людей, стремящихся посредством магии и спиритизма постичь тайны мира невидимого, не увенчивались успехом, тогда бы подобные чародейства считались за шарлатанство, и никто бы не верил им. Но на деле мы видим, что спиритизм имеет много последователей, значит, возможны явления из мира невидимого. Виновником этих явлений не может быть Бог — Существо Святейшее, — значит, они зависят от демонов. Священное Писание, действительно, смотрит на волхвования как на способы дьявольского искушения. О волхвах упоминается еще в Пятикнижии Моисеевом. По приказанию Моисея Аарон бросил свой жезл на землю, и жезл этот стал змеем, — это было чудо Божие; волхвы сделали чарами то же, — это уже, конечно, могли они сделать по влиянию дьявола (Ис. 7,10-12). Вызывания духов тоже были известны в древности, как это видно из библейского повествования об Аэндорской волшебнице, вызывавшей Саулу тень умершего Самуила (1 Цар. 28, 7-20). Все подобные явления были запрещены в Ветхом Завете законом, нарушение которого наказывалось смертью (Лев. 20, 6,27; Втор. 10,10-12). Происхождение подобных явлений от дьявола ясно вытекает из того, что сила волшебства всегда уступала силе Божией, тогда как в противном случае было полное соответствие между ними. Так св. апостол Павел обратился со следующими словами к волхву Елиму: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! Перестанешь ли совращать с прямых путей Господних? И ныне вот рука Господа на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него (Елиму) мрак и тьма и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого (Деян. 13,10-11). Св. мученик Киприан говорит о себе, что, когда он был язычником, то занимался чародейством. В Антиохии жил один богатый и славный родом юноша, по имени Аглаид. Увидев однажды девицу Иустину, он был пленен ее красотою и пожелал ее иметь своею супругою. Но на все его просьбы и увещания Иустина осталась непреклонною, отвечая только одно, что она имеет своим Женихом Христа. Аглаид решился прибегнуть к помощи языческих волхвований. Он обратился к Киприану и обещал ему множество золота и серебра, просил его чародейством склонить Иустину к супружеству с ним. Киприан приступил к волхвованию, но дева усердною молитвою победила все козни дьявола, и Киприан ничего не мог сделать своим чародейством. После долгих и отчаянных попыток Киприан признал силу Креста Христова, уверовал в Распятого и принял крещение1. Преподобный Иоанн Кассиан рассказывает следующий случай из жизни Антония Великого: «Два волхва, презирая Антония как человека неученого и завидуя, что к нему ежедневно ходят большие толпы народа, решили изгнать его из кельи своими волхвованиями. Для этого они наслали на св. Антония злейших духов; Антоний изобразил на себе крестное знамение, и демоны не смели приблизиться к нему. Так ни с чем и возвратились к пославшим их волхвам. Волхвы послали тогда демонов более сильных, но и эти, напрасно употребляя все усилия своей злобы, возвратились без успеха. Несмотря на это, еще большие силою демоны были посланы против воина Христова, но и эти тоже не могли ничего сделать. Такие наветы волхвов, устроенные при помощи волшебства, имели последствием лишь то, что им ясно было доказано, сколь великая сила заключается в христианском исповедании»2.

Вот как говорит о чародеях Минуций Феликс: «Чародеи не только знают демонов, но при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудеса; по их внушению и влиянию они производят свои, чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет, или, наоборот, не видеть того, что есть»3. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Предсказывают и демоны, иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только по догадкам, потому много и лгут; не должно им верить, хотя они и говорят иногда правду»4.

В настоящее время волшебств и чародейств, какие были в прежние времена, не замечается: теперь во всём сомневаются и чародейства признают сказкой, хотя справедливость требует сказать, что за чародеев, действительно, выдают себя шарлатаны, с целью ввести в заблуждение простой народ. Но в настоящее время существует спиритизм — явление еще более печальное, чем чародейства, ибо чтобы последним заниматься, необходимо знание разных секретов, а для спиритизма этого не требуется. Явления спиритизма состоят в движениях и стуках столиков, стульев и других неодушевленных предметов, в появлении теней, призраков и прочего. Явления эти, как происходящие без всяких приготовлений, не могут быть приписаны действию физических сил природы, и потому большинство приписывает их действию душ живших на земле людей. Но с этим мнением никак нельзя согласиться. В самом деле, возможно ли допустить, чтобы души умерших по нашему желанию являлись нам? Если Самуил по особому устроению Божию явился Саул и сделал упрек, зачем тот его потревожил (1 Цар. 28, 21), то ужели мы можем для удовлетворения пустого любопытства тревожить умерших? По учению Слова Божия, умершие, находясь во власти Бога и Отца духов (Числ. 16, 22; Иов. 12, 10; Евр. 12 9), имеющего ключи ада у себя (Ап. 1, 18) и власть изводить из ада, и низводить в оный (1 Цар. 2, 6), души умерших никакой власти и самостоятельности не имеют (Иов. 27, 8; Лк. 12, 20). Это ясным образом засвидетельствовано Иисусом Христом в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16,19-31). Находясь в аду, богач, после того как Авраам отказал ему в просьбе — облегчить страдания, просит его послать Лазаря к братьям для извещения об его страшных мучениях. Зачем бы богач просил Авраама, если бы он сам имел возможность явиться?! Ответ Авраама, что, если они Моисея и пророков не послушались, то и явившегося из загробного мира не послушают, указывает на бесполезность подобных явлений.

Итак, если не души умерших действуют в спиритизме, то мы должны признать, что это — действие дьявола. «Чтобы люди обращали взоры не к Богу, — пишет Св. Григорий Нисский, — исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее»5 И вот один из таких способов и есть спиритизм, который как явление, еще точно не обоснованное наукой, представляет из себя удобную почву для всяких обманов и обольщений духа злобы. Пытливый ум человека в своем стремлении к знанию переходит границы и желает проникнуть в таинственную область бытия. И вот, как некогда Еве, говорит им искуситель: Отверзутся очи ваши, и будете яко бози ведаше доброе и лукавое (Быт. 3,5), — и уловляет людей в сеть, прельщая их горделивым знанием (1 Кор. 8,1-2). Уже одно то обстоятельство, что спириты отрицают существование злых духов, под которыми они разумеют души порочных людей, показывает, что в спиритизме дьявол старается замаскировать себя. «Для чего бесноватые любили жить во гробах, то есть пещерах погребальных? — спрашивает св. Златоуст. — Для того чтобы во многих посеять пагубное учение, что души умерших превращаются в бесов, чего никогда не должно даже в уме представлять. Ты скажешь, что сами бесноватые взывают: я душа такого-то человека. Но и это есть хитрость и обман дьявола, поелику не душа какого-либо умершего вопиет, а дьявол, скрывающийся под сим для обольщения слушателей. Невозможно блуждать душе, уже отделившейся от тела». А «кто хочет убедиться в истине сказанного (о нападениях и обольщениях духа тьмы), пусть только при ложных прорицаниях и чудесах магии совершит крестное знамение... или произнесет имя Иисуса, и он тотчас увидит, что... чудеса магии волшебства прекратятся»6. И действительно, «молитва и крестное знамение прекращают на спиритических сеансах духоявления и сообщения и, таким образом, изобличают сатанинское участие»7 .

Таким образом явления спиритизма несколько веков тому назад были изобличены св. Отцами Церкви. Современные богословы все выражаются о спиритизме как о способе действия на людей дьявола. Приведем замечательное мнение Московского митрополита Филарета о стологадании.

О стологадании печально слышать, что многие занялись им. Представим себе, что сын в доме отца, имея свободу пользоваться всем, что ему нужно, и многим, что приятно, не довольствуется сим и, встретив хранилище, от которого ему не дано ключа, подделывает ключ и отпирает оное, положим, не для того, чтобы украсть, а только для того, чтобы посмотреть, что там сокрыто. Не есть ли это неблагородно? Не должно ли быть совестно сыну? Вот суд о всяком гадании или ворожбе, в том числе и о стологадании... Стологадатели поняли, что дерево не может понимать вопросов и давать сообразные с вопросами ответы. Посему они спрашивали, кто им отвечает, и многие из них получали в ответ имена многих умерших. Теперь спрашивается: действительно ли стологадателям отвечают души умерших, которых имена им объявляются, или под сими именами скрываются некие неизвестные? При сем последнем случае — неизвестные суть лжецы, приписывающие себе ложные имена. Но ложь не принадлежит чистым существам: отец лжи — дьявол. Итак, стологадатели должны размыслить, с кем они имеют дело и от кого хотят узнать сокровенное. Здесь можно вспомнить наставление преподобного Антония Великого: «Если выдают себя они (демоны) за предсказателей, никто да не прилепляется к ним».

Для тех, которые смотрят на стологадание как на новое открытие неизвестной доныне силы природы и сем думают основать законное право продолжить его исследование, небесполезно заметить, что их делу не принадлежит честь нового открытия в природе: они только каким-то образом пробрались в область старого языческого суеверия. Тертуллиан в 23 главе своей «Апологии Христианства», обличая мечты языческой магии и приписывая их действию демонов, говорит: «Чрез них и козы, и столы обыкновенно производят гадания». Он только не объясняет, какие приемы употреблялись, чтобы столы способствовали гаданиям8.

Итак, не может быть ни малейшего сомнения, что в спиритизме действует злой дух. А каким образом проявляются его действия, прекрасно раскрывается в статье П. Рускова, напечатанной в журнале «Странник» за 1885 год, № 12. В первый спиритический сеанс сели за стол П. Русков его жена с дочерью и одна знакомая Р., и положили руки на стол, но стол не оказывал никаких признаков движения, но вот, спустя 2 часа, послышались глухие, редкие стуки, и на вопрос Р., будет ли стол отвечать на их вопросы, он поднял ножку и стукнул ею один раз. Затем предлагаемы были вопросы, что стоит мебель, сколько кому лет и прочее, на которые стол отвечал с замечательной верностью.

В следующие за тем сеансы участники окончательно убедились в том, что в столе происходят стуки от неизвестной им причины, и что стол производит самостоятельное, независимое от их воли движение, отвечает на вопросы и делает то, что ему предлагают, так, например, стол ходил по комнате по указанному ему направлению, влезал на диван, на стулья, становился на одну или на две ножки9

Почти ежедневно совершались в семействе Русковых спиритические занятия, во время которых они вызывали души умерших детей и спрашивали, как им живется. Ответ получался такой: «живем мы в воздухе, а как — Христос не велел сказывать».

В 1883 году Русков говел на Страстной неделе и приобщался в Четверг. Прослушав в церкви чтение 12 «страстных» Евангелий, он с женой возвратился домой, где застал своих знакомых. Один из них спросил хозяина: «Нет ли чего нового в спиритических сообщениях?» Тот отвечал, что, по случаю говения, он не занимался спиритизмом, тогда знакомый рассказал о своем открытии: «Теперь ним не нужно стол тревожить, а возьмите в руку карандаш, и он сам станет писать, что угодно». — «Можете ли сделать опыт?» — спросил хозяин. — "Можно", — отвечал тот. Взял карандаш, бумагу и начал писать. Это показалось Рускову обыкновенным писанием, а не происходившим от посторонней помощи, вот он просил знакомого дать ответ посредством карандаша, может ли он также писать? На этот вопрос карандаш, бывший в руке знакомого, написал: «Ему (Рускову) нельзя; он принимал Св. Тайны, а чрез три дня можно будет»10. Русков пожелал сам сделать опыты. Вот как он рассказывает об одном из них, происходившем в доме М. А. «Я взял карандаш, который тотчас начал писать. Написал он так: "После отдания Пасхи я буду писать и говорить с тобою, а теперь у меня отнята сила"... Когда мы пошли домой, мне пришла мысль: "Что такое значит написанное карандашом: после отдания Пасхи, а теперь отнята сила? А раньше он писал, что я не могу получать ответа по случаю принятия Св. Тайн? Тут что-то нечистое, подумал я, нужно еще испытать". Придя домой, я тотчас взял бумагу и карандаш и сел к столу. Одной минуты не прошло, как карандаш начал писать: "Ты опять пристаешь, прошу теб..." Карандаш вдруг остановился и перестал писать, потому что в это время я начал мысленно читать молитву "Да воскреснет Бог..."

Переставши читать молитву, я спросил: "Что же ты остановился? Почему не пишешь?" — "Я писал тебе..." — начал карандаш, но потом снова остановился, так как я начал ту же молитву.

"Что же ты не пишешь? — спросил я, — или ты боишься молитвы?"

Ответа не последовало.

Напиши, кто ты такой? Если тебя молитва устрашает и не позволяет писать, значит, ты никто другой, как тот, кто искушал Бога в пустыне?"

И на этот вопрос ответа не было.

Тогда я сказал: "Именем Бога Всемогущаго требую: напиши, кто ты?.."

Карандаш начал наклоняться к бумаге и медленно написал: "Да, я тот, кто искушал Бога в пустыне". Это неожиданное открытие так меня поразило, что я вскочил из-за стола и бросил карандаш. Жена спросила: "Что такое случилось?"

Я сказал ей, кто писал нам карандашом, который опять тут же взял и требовал написать: "Кто именно производил стуки в стол, приводил его в движение и отвечал на вопросы?"

Карандаш написал: "Я, злой дух"»11

В другой раз Русков задал такой вопрос: «Кто производит разные явления на земле, которые некоторые люди называют спиритическими, как-то: поднятие столов, явление рук и прочее» И после долгих упрашиваний «отпусти», карандаш написал: «Дьявол». — «Для чего производит эти явления?» — и карандаш опять написал: «Для искушения людей, я простираю свои дела на весь мир для погубления рода человеческого»12.

«Из всего мною испытанного, — так заканчивает свою исповедь П. Русков, — и здесь по чистой совести описанного видно, что спиритические явления производятся не душами умерших и не какой-либо неизвестной силой природы, как пишут некоторые и утверждают, а дьяволом, который во время моих занятий спиритизмом сам написал, что, называясь ложно именами наших родных и знакомых, он завлекает нас в свои сети для того, чтобы погубить нас»13

Безусловная верность этого подтверждается тем, что молитва "Да воскреснет Бог" два раза моментально останавливала пишущий злым духом карандаш, а принятые Св. Тайны три дня не допускали злого духа приступить ко мне».

Итак, в виду бесовского обольщения, христианину лучше не желать и не искать никаких видений. Гораздо безопаснее и спасительнее стремиться к блаженству невидящих, но верующих (Ин. 20, 29), помня слова Премудрого сына Сирахова: «Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе того, что сокрыто» (Сир. 3, 21-23).

1 Четьи-Минеи. Октябрь. Творения св. Григория Богослова. Ч. 2. С. 201-216.

2 Письма Иоанна Кассиана. С. 316.

3 Памятники древнего христианства письм, приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 91

4 Иоанн Дамаскин. Кн. 2. С. 59.

5 «Спиритизм пред судом христианства». А. Надеждина. С. 100.

6 Св. Афанасий Александрийский. Там же. С. 101.

7 Там же. С. 104.

8 «Вера и Разум». 1886. 1 ч.

9 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 5.

10 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 8-12.

11 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М.1889. С. 14-15.

12 Там же. С. 18-19.

13 Там же. С. 19.

Глава X

Наши рекомендации