Практика Великой печати
Все три метода — работа с внутренними энергиями, с осознаванием ума и с его способностью к отождествлению — в конце концов ведут к уровню Великой печати (санск. Махамудра, тиб. Чагчен). Великая печать была кратко описана в главе об Основополагающих упражнениях. Девятый Кармапа Вангчук Дордже, который составил наиболее используемую в линии Кагью форму Основополагающих упражнений, написал три важных произведения о практике Великой печати. Дословно с тибетского их названия переводятся «Океан истинного смысла» (сюда входит и наша форма Основополагающих упражнений), «Устранение тьмы неведения» и «Указание на состояние истины». Первые два текста уже переведены на другие языки.
В общем, можно говорить о трех аспектах Махамудры — Махамудра основы, Махамудра пути и Махамудра плода.
• Махамудра основы касается природы ума, Будда–природы — открытой, ясной безграничности ума, а также чистого видения, базирующегося на знании о Будда–природе всех живых существ.
• Махамудра пути — это применение практики Махамудры, методов, при помощи которых можно всё больше узнавать ум и понять его настоящую суть.
• Махамудра плода — это постижение природы ума как трех Состояний Будды.
Третий Кармана Рангджунг Дордже в своих «Пожеланиях Махамудры» представляет эти три аспекта следующим образом (цитируется по книге «Великая печать» с дружеского разрешения ее автора — Ламы Оле Нидала): «Основание очищения — это сам ум, его единство ясности и пустоты; средство очищения — Великая печать, великое упражнение Алмазного пути; очиститься нужно от поверхностных завес ложных взглядов. Пусть мы обретем плод очищения — совершенно чистое Состояние истины!»
Основу и путь можно еще обозначить словами «взгляд» и «медитация». Поэтому — как и в случае с другими уровнями медитации, которые уже объяснялись, — на уровне Великой печати правильный взгляд и медитация должны быть неразрывно связаны между собой. Девятый Кармапа дает такое описание этим двум аспектам: «Видение чистой природы действительности и свобода от всякого цепляния к субъекту и объекту — вот взгляд Махамудры. Медитация без отвлечения на значение этого взгляда — вот медитация Махамудры».
Само значение практики Великой печати очень ясно описано в следующей строфе Третьего Кармапы: «Не загрязненные натужной медитацией, силящейся что–то создать в уме, и не увлекаемые ветром обычной суеты, пусть мы научимся понимать, как оставлять ум в его неискусственности и проявлять искусность и выносливость в переживании ума!»
В следующем отрывке из комментариев Ламы Оле Нидала дается истолкование этой строфы:
"В подлинном погружении осознается безначальная широта ума. По ту сторону всех идей и без каких–либо сомнений видно, что сознание равняется пространству. Мы понимаем, что каждое событие и ощущение выражает его ясность, а наличие и того и другого составляет его неограниченность. Вместо того чтобы беспокойно искать свое благо во всё новых отвлечениях, что часто считается счастьем, ум светится сам по себе. Его свечение есть не что иное, как свойственная ему способность воспринимать. Оно проявляется неотделимо от самого переживания. <…>
Сознание, покоящееся в «здесь и сейчас», подобно стакану воды, когда замутнявшие ее частицы глины уже осели. Его ясность не нуждается ни в какой поддержке извне, всё отчетливее проявляя как внешнее, так и внутреннее. <…> Возникает сознательная открытость. Всё дольше и убедительнее мы воспринимаем пространство как нечто лежащее за и между ощущениями и понимающее их. Мы узнаем в нем тогда вневременную основу всего, которая истинна сама по себе. Если ум узнает себя, то в любое время и в любом месте без усилий появляются освобождающие озарения и Будды, как выражение просветленности, всегда присущей уму, его беспредельности. <…>
Великая печать работает без давления. Ее подход зиждется на осознанном принятии впечатлений и одновременно их не-оценивании. Воспринимающий узнает себя посредством пребывания без усилий в том, что есть».
Из сказанного становится ясно, что настоящая Махамудра не тождественна успокоению ума и проникающему видению. И хотя последние являются ее важными предпосылками, практика Великой печати идет дальше. Тем не менее будет справедливо сказать, что Великая печать — самая глубокая форма медитации проникающего видения. Без страхов или ожиданий нужно открыто смотреть на всё, что проявляется, свободно от какой–либо искусственности. Мастер Пагмо Друпа говорит: «Не обдумывать ни хорошие ни плохие мысли — это Махамудра». Пожелания Третьего Кармапы объединяют всё в одной строфе: «Непрекращающаяся высшая радость, свободная от привязанности; неомраченный ясный свет, свободный от прилипания к признакам; спонтанная свобода от концепций и идей. Пусть мы без усилий обретем эти переживания и сделаем их непрерывными!»
В своей книге «Каким всё является» Лама Оле Нидал говорит:
"Махамудра дает возможность тому, кто обладает доверием и преданностью, двигаться по самому быстрому пути к Просветлению. Безграничный опыт этого высшего уровня позволяет быть совершенно неискусственным в любой ситуации. Благодаря самоосвобождению всех двойственных процессов он показывает, что только пространство–ясность- неограниченность ума реальны. Возникающее в результате осознание того, что не отвлекаться на всплывающие мысли намного важнее, чем их оценивать, высвобождает в каждом непосредственную силу. Море намного значительнее волн».
Чаще всего практика Великой печати представляется как путь из четырех ступеней. Это — «однонаправленность», «простота, или неискусственность», «единый вкус» и «не–медитация». Поскольку каждая из этих ступеней может быть разделена на низшую, среднюю и высшую, то часто также говорят о двенадцати йогах или двенадцати шагах применения практики Махамудры. Объяснения этих четырех ступеней немного отличаются. Дилго Кхьенце Ринпоче так объединяет их в своих пояснениях к Великой печати: «В йоге однонаправленности в центре внимания находится спокойствие ума, а в йоге простоты — проникающее видение. И то, и другое объединяется в переживании «единого вкуса», а когда опыт «единого вкуса» становится непреходящим — это йога «не–медитации».
Короткий, но очень ясный обзор всего пути, состоящего из этих четырех ступеней дает Лама Оле Нидал в своей книге «Великая печать»:
"Связывая основу, путь и цель, первый уровень пути четырех шагов называется «однонаправленность». Этим подразумевается, что ум охотно покоится сам в себе, он полон хороших впечатлений, не нуждается ни в чём извне и не должен поэтому никуда стремиться. Далее — ступень, называемая «неискусственность». Здесь мы прекращаем играть в игры, прикидываться и бессмысленно себя вести, поскольку видим, насколько всё само по себе неповторимо, и всё поддельное сходит на нет.
В качестве третьего уровня следует «единый вкус». Переживающий осознаёт сам себя за переживаниями, и вневременное зеркало узнает себя за отражениями, которые в нём появляются. Даже тот, кто не занимается медитацией, переживает порой это состояние, когда ум равняется сияющему пространству. Стремление столь многих людей к сильным переживаниям показывает, как важна и истинна самовозникшая радость. Начиная с этого уровня, она просвечивает каждое переживание.
Последней ступени досталось шутливое название, поскольку нельзя описывать с серьезной миной состояние, сутью которого является высшее исполнение. Эта ступень называется «не–медитация» и означает «неусилие» — больше нечего достигать. Ощущаются 10000 вольт в каждой клетке тела, и мир воспринимается через вибрацию каждого атома, помимо обычных органов чувств. Таким образом, тот, кто стал Буддой, больше не относится ни к каким разделениям в пространстве и времени как к настоящим. Действия Будды проистекают из всеведения ума, и он безостановочно приносит пользу существам здесь и сейчас. Так всё наполняется смыслом. Всё — свободная игра ума. В каждом существе узнается Будда, которому еще только предстоит себя так увидеть, и весь мир — Чистая страна. Это и есть состояние Будды и Великой печати».
В завершение нужно еще упомянуть, что мастера линии передачи в зависимости от ситуации учили своих учеников тем или иным доступам к Великой печати.
Дакпо Таши Намгьял (1512-1587) и другие считают, что до времен Гампопы (XII в.) Великая печать передавалась практически только в устной форме в связи с тантрами.
Марпа–переводчик в своих песнях (переведены в The Rain of Wisdom Nalanda Translation Committee) говорит о взгляде Великой печати, как он получил его от Майтрипы. Его Учитель посвятил его в природу ума. Эта передача исключительно Алмазного пути называется также «Марпа—Кагью».
Позже Гампопа объединил Великую печать со ступенчатым путем Атиши и линии Кадампа. Он учил трем уровням:
1. Путь через поучения о мудрости (Гампопа учил ему преимущественно на основе «Самадхирайя—Сутры»), в котором используются логические умозаключения и точное исследование природы вещей, а также поучения о Будда–природе (в соответствии с Гью Лама от Майтрейи/Асанги). Это доступ через Махамудру сутры.
2. Путь благословения, в котором за основу берутся фазы построения и растворения медитации на Будда–аспекты (в особенности — четвертая ступень посвящения), и таким образом используется Махамудра тантры.
3. Путь непосредственного, ясного узнавания, или сущностный путь, когда учитель посвящает своих учеников непосредственно в природу действительности, и потом ученик достигает неразрушимой уверенности в этом опыте. В зависимости от способностей можно практиковать эти ступени последовательно, одна за другой, или одновременно. Этот широкий доступ называется «Дагпо Кагью», названный по имени местности Дагпо, где жил Гампопа.
На этом заканчивается короткий обзор ступенчатого пути линии Кагью.