Святой человек — Божий свидетель 5 страница
Свобода развода для неверующей стороны в данном положении не означает приглашения к разводу верующей. Христианин не должен добиваться развода. Более того, на него возлагается святая обязанность быть Божиим посланником в семье, проводником возвышенной любви Христа. На неверующего члена семьи нельзя смотреть пренебрежительно. Он тоже создание Божие. И его бессмертная душа по своей природе христианка. Пусть не всегда осознанно и не в привычных формах, но и у необращенных людей появляется потребность в общении с Богом. Господь не погнушался никем, когда снизошел на грешную землю и предложил Себя в жертву умилостивления ради спасения всех человеческих душ.
В любом человеке благодать Иисуса Христа может сокрушить грех и восстановить прекрасный образ Божий.
Каким же путем осуществляется благословенное освящающее воздействие верующей половины на неверующую? Что нужно для того, чтобы превратить дом в святилище Божиего благословения?
Руководствуясь Священным Писанием и обозревая наиболее типичные случаи из повседневной жизни, мы будем размышлять о евангельском служении христианина среди домочадцев с различным мировосприятием и неуживчивым характером.
«Терпение нужно вам...» (Евр.10:36).
Существует древний рассказ о том, как в одной стране прошел слух об удивительном семействе. Семья была очень большая, она состояла из ста человек. Несмотря на многочисленность, семья хранила мир, порядок и согласие. Правитель страны, получив известие об этом, решил сам побывать в необычном семействе.
Его встретил глава семьи, почтенный старец.
— В чем секрет столь благополучной жизни? — заинтересовался правитель.
Старец взял чистый лист бумаги, долго писал что-то и подал правителю. На листе было сто раз написано слово «терпение».
Издревле терпение считалось верховной добродетелью. Каждый верующий человек понимает, что христианская любовь неотделима от великого долготерпения. Самое совершенное соединение жертвенной любви и беспредельного терпения явлено роду человеческому в образе небесного Учителя, Который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9).
Долготерпение не покинуло Иисуса Христа и во время мучительной казни на Голгофе. Любящее сердце Господа обнимало и тех, кто дышал злобой и ненавистью: «Будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:23).
Высшее терпение от Бога. Нетерпение, как противоположное состояние души, от дьявола.
Что заставило нашу прародительницу Еву проявить непослушание Богу? У нее не хватило терпения жить по воле Божией. Поддавшись на приманку искусителя, она преступила заповедь Отца Небесного (Быт.3:2-6). Из-за нетерпения одного человека весь мир потрясла дисгармония, он лишился равновесия, заразившись грехом (Рим.5:12).
Почему Каин злодейски убил родного брата? Грех зависти лишил его разума, вывел из себя, и он не мог стерпеть благоволения Господа к Авелю (Быт.4:3-8).
Семьянин, желающий получить уроки святого терпения, должен познакомиться с многострадальной жизнью библейских праведников. Проповедник-евангелист Двайт Муди как-то сказал: «Если в твоем сердце не хватает терпения, то читай книгу Иова».
Богатый отец семейства, счастливый и всеми уважаемый, стал одиноким нищим. Покрытый с головы до ног лютой проказой, он сидит на гноище за стенами города. Нетерпеливая жена склоняет Иова к страшному греху богохульства: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри» (Иов 2:9).
Как же Иов заградил уста жене?
Кротостью и долготерпением: «Ты говоришь как одна из безумных;
неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).
Не нашел дьявол слабого места в характере этого мужа веры. Лишение имущества не поколебало праведника. «Господь дал, Господь взял, да будет Имя Господне благословенно!» – смиренно говорил он. Не удалось коварному духу зла и через жену обезоружить Иова.
«Вы слышали о терпении Иова, – напоминает ап. Иаков, – и видели конец оного от Господа» (Иак.5:11).
Терпение Иова было вознаграждено Богом. История мужественного праведника убеждает нас в том, что путь к маленьким и большим победам в жизни христианина лежит через подвиг терпения. Сила благочестия может творить чудеса. Приведем житейский пример.
— Моя жена никогда на меня не ругается, — заявил один мужчина своим друзьям.
— Так мы тебе и поверили, — ухмыльнулись приятели. — Ты трезвый когда-нибудь домой приходишь? :
— Какой бы ни пришел, трезвый иль пьяный, встречает без ругани... Она у меня святая... — заговаривается он.
— Таких жен на свете не бывает! — зашумели все.
— Не верите? Пойдемте со мной...
Когда пьяная компания в мокрых сапогах и перепачканной одежде появилась в дверях, жена испуганно застыла на месте. Муж, не снимая обуви и шатаясь, прошел через всю комнату и грузно повалился на белоснежную постель.
— Эх, Ваня, Ванечка, — сокрушенно качая головой, жена тихо подошла к нему. — Как мне тебя жалко...;
Она медленно нагнулась вниз, осторожно сняла сапоги и, схватив ноги в охапку, подняла их на кровать.
— Пусть ноги твои отдохнут здесь, — дрожащим голосом произнесла: она, вытирая тыльной стороной ладони слезы. — Сколько им еще в аду страдать придется, несчастный ты человек...
— Катя! — зашевелился муж. — Прости меня, — крикнул он, вскакивая с постели. — Замучил я тебя вконец... Ты святая, ты добрая... Христос с тобой! Помолись за меня Богу! Господи! Помилуй меня! Спаси и избавь от греха! Благодарю Тебя за такую жену! — плача, молился муж.
Приятели из коридора во все глаза смотрели на мужа и жену, которые плечом к плечу стояли на коленях в грязной лужице от сапог.
Хочешь побеждать зло добром? Проси у Бога сил, мудрости и терпения. Проси Его вмешательства и присутствия во всех жизненных неурядицах. Премудрый и долготерпеливый Господь научит, как поступать в деле умиротворения семейных ссор и конфликтов.
Ап. Петр увещевает жен-христианок вести себя достойно звания, в которое они призваны: «Также ч вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1-2).
Христианское поведение — залог обращения наших ближних к Богу. Мужественное терпение христианской души гасит безумные порывы зла.
Зло ударяется как бы о каменную стену. Христианская любовь не дает места нетерпению.
Одна благочестивая христианка, желая нести свет божественной любви в свою семью, ежедневно молилась таким образом: «Милосердный Боже! Даруй мне благодать терпеливо переносить соединенные с моим состоянием огорчения, досады и неприятности, не оскорблять мужа моего, содержать в тайне его недостатки и слабости, не причинять ему никакой досады и огорчения, беречься малейшей с ним размолвки, подавлять в себе гнев и раздражение; кротостью усмирять вспыльчивость моего супруга, веселостью моей рассеивать его угрюмость, угождением ему смягчать холодность и жестокость его нрава, молчанием превозмогать гнев его, приветливостью моей облегчать труды его и услаждать его горести. Да радуется о мне супруг мой!»
Ради семейного мира супруга готова жертвовать собой. Для нее семейная жизнь — это подвиг. Она верит, что Господь будет ее верным помощником. Каким радостным и светлым колоритом окрашена ее молитва! Ошибаются те, кто думает, что терпение обязательно сопряжено с мрачностью. Скорее наоборот, терпеливые люди — самые жизнерадостные. Кто не слышал о стойком терпении и миролюбии древнегреческого мудреца Сократа. Грубую брань своей сварливой жены он встречал хладнокровно. Когда разъяренная супруга окатила его водой, он спокойно заметил: «Разве я не говорил, что вслед за громом Ксантиппы следует дождь?!» «Как же ты живешь с такой женой? Как выдерживаешь тяжелый нрав супруги?» — сочувственно спрашивали друзья. «Научившись обхождению с Ксантиппой, я хорошо лажу и с другими людьми. А к ее ругани я уже привык, как к беспрерывному шуму колес», — невозмутимо отвечал Сократ.
Людей, умеющих ждать и терпеть, называют прирожденными мыслителями. Величайший мыслитель христианской церкви ап. Павел прошел суровую школу терпения (2Кор.6:4). Однако он почти никогда не терял благодушного настроения. Самые отчаянные обстоятельства жизни он с помощью Духа Святого умел обращать на пользу души и во славу Господа. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам», — дерзновенно прославляет он Бога, безмерно дающего многоразличную благодать Свою для усовершенствования христианского характера (Рим.5:1-5).
«Есть на земле такое жизненное поприще, на котором можно было бы успешно подвизаться без терпения? Нет. Все сферы жизни, включая и семейную, плодотворно развиваются только при наличии терпеливого характера. Терпение усиливает веру, восстанавливает мир, вспомоществует любви, учит смирению, возбуждает покаяние, — писал Тертуллиан. — Терпение воздерживает злословие, препятствует хищничеству, торжествует над искушениями. Оно поддерживает слабого, ободряет сильного, веселит верного, привлекает язычника к вере, служит украшением жен и славою мужей. Оно любезно в дитяти, достойно почтения в юности, удивительно в старике. Оно имеет лицо кроткое и спокойное, чело веселое и светлое, не омраченное ни гневом, ни печалью, брови никогда не нахмуренные. Где Бог, там и терпение...»
Не говорите лжи... (Кол. 3:9)
В практике смешанных браков бывают случаи, когда верующая сторона оказывается перед искушением употребить так называемую ложь во спасение. Всякий живой христианин желает регулярно посещать богослужения и участвовать в жизни церкви. Если у неверующего эгоистический характер, то дух чрезмерного самолюбия повергает его в сильное раздражение и он всячески препятствует благочестивым желаниям христианина. К христианину прокрадывается мысль, может, и не будет греха в том, если он скажет, что ему надо сходить в другое место. И супруг успокоится, и я смогу отдохнуть душой среди друзей по вере, потрудиться во славу Божию.
Цель вроде бы благородная, но путь ее достижения не одобряется Священным Писанием. Любой обман рано или поздно откроется, и тогда христианин окажется в неудобном положении.
Говоря ложь ближнему, мы унижаем его. Каждый человек имеет право на истину. Кто позволяет себе лгать перед другими, тот нарушает это право и показывает недостаток любви и уважения к нему. Ложь обладает разрушительной силой. Если бы ложь не считалась пороком, тогда невозможно было бы заключить никакого договора, нельзя было бы вступать ни в какой союз, тогда надлежало бы прекратить всякий обмен мыслями с другими. В Ветхом Завете мы слышим голос Божий, категорически запрещающий ложь: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев.19:11).
Иисус Христос называет отцом лжи дьявола и лжецов сынами дьявола (Ин.8:44). «Всякая неправда есть грех», — предупреждает Слово Божие (1Ин.5:17).
Ложь оскорбляет не только ближнего, но Всемогущего Бога, будучи несовместима с Его Божественными совершенствами. Она подрывает честь и достоинство христианина, призванного к служению истине. Ложь легко соседствует и с другими пороками. Тот, кто способен говорить неправду, может сделаться лицемером и вором. От лжи прямая дорога к нарушению супружеской верности, к измене друзьям. Ложь влечет за собой самые вредные последствия, лишая лжеца доверия и расположения ближних. Она лишает его благоволения Божия.
Что навлекло на Гиезия, слугу пророка Божия Елисея, страшное наказание? Желание обманным путем завладеть имуществом исцеленного Неемана (4Цар.5:20-27). Почему так строго были осуждены Анания и Сапфира? Что привело их к мгновенной гибели? Своекорыстные устремления толкнули этих супругов на пагубную ложь (Деян.5:1-10).
Да сохранит Господь детей Своих от нечестных способов обхождения с ближними! Лучше пропустить очередное богослужение, чем идти на него кривым путем, с лукавым сердцем. Если христианин добросовестно будет исполнять свои домашние обязанности, проявит евангельскую заботу и любовь к членам семьи, то у его второй половины гневливость уменьшится и ему трудно будет найти повод держать при себе без надобности верующего человека во время богослужебных собраний, не допуская к церковному труду. Посему, отвергнувши ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему (Еф.4:25).
Должно всегда молиться... (Лк.18:1)
Чем отличается молитвенное служение от других видов духовного труда? Оно не знает ограничений. Пламенная молитва веры может достичь любой точки земного шара, благотворно влияя на внутреннее преобразование отдельного человека и целых народов.
Несмотря на обширность ходатайственного прошения, молитвенный список христианина обычно начинается с имен близких родственников. И это вполне закономерно. Узы личной привязанности и кровного родства побуждают нас заботиться о своих домашних и в житейском плане, и в духовном отношении.