VI. Суждение и проблема авторитета
1. Мы уже обсуждали Судный День, но недостаточно подробно. После Последнего Суда не будет никакого другого. Суд символичен, ибо вне восприятия нет и суждения. Смысл Библейского: "Не судите, да не судимы будете" в том, что, если ты судишь реальность других, тебе не избежать суда и над своей реальностью.
2. Выбор судить, а не знать и есть причина утраты душевного покоя. Суждение — процесс, лежащий в основе восприятия, а не знания. Я ранее упоминал об этом, говоря об избирательности восприятия и указывал, что оценка является его необходимой предпосылкой. Суждению всегда присуще неприятие. Оно не отмечает только положительные стороны, будь то в тебе или в других. То, что воспринято и отвергнуто, или суждением найдено неполноценным, остается в твоем разуме, коль скоро оно им воспринято. Одна из иллюзий, приносящих тебе страдания, есть вера в то, что осужденное тобою не имеет следствий. Это не может быть истиной, если, конечно, ты не веришь также, что осужденного тобой не существует. Но ты, естественно, не веришь в это, иначе ты не судил бы его. В конечном счете, совершенно безразлично, верно или неверно твое суждение. В обоих случаях ты помещаешь свою веру в нереальное. И это неизбежно в любом суждении, ибо оно предполагает убежденность в том, что тебе доступна реальность, из коей можно выбирать.
3. Ты и не подозреваешь о том глубоком чувстве освобождения и покоя, которое приходит, когда ты принимаешь себя и своих братьев, не судя. Когда ты понимаешь, кто ты такой и кто такие твои братья, приходит осознание, что всякое суждение о них бессмысленно. По сути, их смысл для тебя потерян
именно потому, что ты их судишь. Вся неопределенность проистекает из убеждения в том, что ты вынужден судить. Одна-ко для наведения порядка в своей жизни или в самом себе нет никакой необходимости судить. В присутствии знания автоматически приостанавливается всякое суждение, а Это и есть процесс, который позволяет признанию заместить восприятие.
4. Ты в страхе перед тем, что воспринял, но отказался принять. Ты веришь, что своим отказом утратил над ним контроль. Вот почему оно является тебе в кошмарных снах или под маской более счастливых снов. То, что тобой отринуто, в сознание не проникает. Само по себе оно не опасно, ты же придал ему черты опасности.
5. Ты чувствуешь усталость только потому, что посчитал себя способным уставать. Смеясь над кем-то, ты отрицаешь его достоинство. Когда же ты смеешься над собой, ты должен смеяться и над другими, хотя бы потому, что для тебя невыносима идея своего, еще меньшего нежели их достоинства. Всё это вызывает в тебе усталость, ибо приводит в глубокое уныние. В действительности ты не способен уставать, но можешь сильно изнурить себя. Напряжение от непрерывного суждения невыносимо. Удивительно, что столь изнуряющей способностью так дорожат. Но если ты желаешь быть автором реальности, то остаешься преданным суждению. Ты также станешь относиться к нему с опаской, веря, что в один прекрасный день оно обернется против тебя. И всё же эта вера присутствует только в той степени, в какой ты веришь в эффективность суждения как орудия защиты твоего собственного авторитета.
6. Бог предлагает только милосердие. И только милосердие должно отражаться в твоих словах, ведь только милосердие ты получаешь и лишь его должен отдать. Справедливость есть временная мера или попытка научить тебя смыслу милосердия. Ей свойственно суждение лишь потому, что ты способен на несправедливость.
7. Я уже упоминал о разного рода симптомах и на этом уровне многообразие их почти неограниченно. Но все они имеют общую причину — проблему авторитета. В этой проблеме "корень всех зол". Каждый, порожденный эго симптом, логически противоречив, поскольку разум раздвоен меж эго и Святым Духом, и всё что бы ни создавало эго, всегда неполноценно и противоречиво. Такое не имеющее оправдания положение есть следствие проблемы авторитета, которая, имея предпосылкой одну невероятную мысль, может рождать только невероятные идеи.
8. Тема авторитета в действительности сводится к вопросу авторства. Если тебе присуща эта проблема, то значит, ты считаешь себя своим собственным автором и проецируешь это заблуждение на других. 3атем, воспринимаешь ситуацию так, будто все другие буквально воюют с тобой за обладание этим авторством. В этом — принципиальная ошибка всех, поверивших в узурпацию ими Господней власти. Такая вера чрезвычайно их страшит, но вряд ли беспокоит Бога. Господь, однако, страстно желает ее искоренить, а не карать Своих детей и только потому, что знает: эта вера делает их несчастными. Божьим творениям даровано их подлинное Авторство, но ты предпочитаешь оставаться анонимным, когда стремишься разобщить себя со своим Автором. Не будучи уверен в своем подлинном Авторе, ты веришь в анонимность собственного сотворения. В подобном положении вера в твое самосотворение звучит осмысленно. Дебаты по поводу авторства оставили такую неопределенность в твоем разуме, что он способен усомниться в самом твоем существовании.
9. Лишь отказавшиеся от желания отвергать знают, что их нельзя отвергнуть. Ты вовсе не узурпировал Господнего могущества, ты потерял его. К счастью, потеря чего-либо вовсе не означает полного его исчезновения. А означает просто, что ты не помнишь где оно. Его существование не зависит от твоей способности опознать или найти его. Вполне возможно смотреть на реальность без суда и знать, что она просто есть.
10. Покой — естественное наследие духа. Всякий волен отказаться от своего наследия, но никто не волен решать, в чем оно состоит. Проблема, которую каждому предстоит решить, есть кардинальная проблема авторства. Все страхи, приходящие подчас весьма окольными путями, имеют в конечном счете всего один источник — отрицание Авторства. Это никак не сказывается на Боге, но сказывается на тех, кто Его отверг. Отрицать Его Авторство — значит лишать себя источника покоя с тем, чтобы увидеть себя расчлененным на фрагменты. Подобное нелепое восприятие и составляет проблему власти или авторитета.
11. Нет никого, так или иначе, не ощущающего себя в неволе. Если это есть результат чьей-то свободной воли, то этот кто-то свою волю счел несвободной, иначе аргументам явно не выйти за пределы логического круга. Свободная воля должна вести к свободе. Суждение всегда ведет в неволю, поскольку оно разъединяет сегменты реальности посредством неустойчивой шкалы желаний. Желания — отнюдь не факты. Желание подразумевает, что одного воления недостаточно. Но кто же, в здравом своем уме поверит, что желание столь же реально как и воля? Вместо: "Ищите же Царства Божьего" скажи: "Пожелайте же Царства Божьего", тем самым говоря: "Я знаю, кто я такой, и я принимаю свое собственное наследие."
VII. Творение и образ собственного "я"
1. Каждая система мышления должна иметь отправную точку. Любая система берет начало в создании или в творении, различие между которыми мы уже обсуждали. Их сходство — в могуществе, присущим им как основаниям систем. Различие же — в том, что выстроено на их фундаментах. То и другое — краеугольные камни в системе чьих-то убеждений. Было бы заблуждением думать, что система мышления, возведенная на лжи, непременно слаба. Всё, созданное чадом Божьим, обладает силой. Это необходимо осознать, иначе тебе не избежать тобой же созданной тюрьмы.
2. Проблему авторитета не разрешить, принизив силу разума. Тем самым ты бы обманывал себя и наносил себе ущерб, ибо в реальности ты понимаешь могущество разума. Ты также понимаешь, что ослабить ее способен не более, чем ослабить Бога. "Дьявол" — концепция устрашающая, ибо он кажется на редкость могучим и активным. Он воспринимается как сила, противодействующая Богу и борющаяся с Ним за обладание Его творениями. Искуситель опутывает сетью лжи и строит свои царства, где всё — в прямом противоречии с Богом. И тем не менее, он более влечет к себе людей, нежели их отталкивает, и они готовы "продать" ему свои души в обмен на дары, лишенные реальной ценности. 3вучит нелепо.
3. Мы ранее обсуждали отпадение или разделение, но в его смысле необходимо разобраться до конца. Разделение — это система мышления, достаточно реальная во времени, но не в вечности. Для верующего реальна любая вера. Плод одного-единственного дерева был "запретным" в символическом саду. Но Бог не запрещал вкусить его, иначе плод остался бы не съеден. Если Бог знает своих детей (а смею тебя уверить, Он их знает), разве Он создал бы такую ситуацию, в которой допустима гибель Его собственных детей? "3апретное дерево" было названо "древом познания добра и зла". Но Бог сотворил знание и щедро наделил им свои творения. Этой символике давалось много толкований, но можешь не сомневаться: любое толкование, согласно которому Бог или Его творения способны разрушить Собственную цель — ошибочно.
4. Вкушение плода от древа познания добра и зла есть символическое описание узурпации способности самосотворения. Лишь в этом смысле Бог и Его творения не со-творцы. Вера в обратное подразумевает "я-концепцию" или тенденцию я к созданию собственного образа. Образы воспринимаются, они — не данность знания. 3нание не может обмануть, а восприятие может. Ты в состоянии воспринять себя как собственного творца, но сделать более, нежели поверить в это, ты не способен. Тебе не сделать это истиной. Я уже говорил, что ты будешь несказанно рад этому факту, когда твое восприятие исправится. Но до тех пор, вера в обратное остается фундаментом мыслительной системы и все твои защитные механизмы будут использоваться для нападок на идеи, способные принести эту систему к свету. Ты всё еще веришь в себя как в созданный самим собою образ. На этой стадии твой разум разобщен со Святым Духом, поэтому решение невозможно до тех пор, пока ты веришь в то единственное, что невозможно в буквальном смысле слова. Вот почему ты не способен творить и полон страха перед тем, что создаешь.
5. Разум способен сделать веру в разделение весьма реальной и пугающей, а вера эта и есть "дьявол". Она сильна и действенна, и разрушительна, и находится в явном противостоянии Богу, поскольку в буквальном смысле отрицает Его Отцовство. Взгляни на свою жизнь и приглядись к тому, что сделал дьявол. Но осознай, что всё, им сделанное, наверняка рассеется в свете истины, ибо оно покоится на лжи. Твое сотворение Богом — единственно неколебимый фундамент, ибо в нем — свет. Твое начало — истина, и ты вернешься к своему Началу. Много было увидено с тех пор, но ничего, в действительности, не происходило. Твое Я по-прежнему покойно, хотя в конфликте разум. Ты еще не прошел достаточно назад, а посему исполнен страха. По приближении к своему Началу, ты испытаешь страх перед гибелью твоей мыслительной системы, будто бы это есть страх смерти. Но, смерти нет, есть только вера в смерть.
6. Ветвь, не дающая плода, отсечена и умирает. Возрадуйся! Свет засияет от истинного Основания жизни, и твоя собственная система мышления выправится. Она не сможет быть иной. Боясь спасения, ты выбираешь смерть. Но жизнь и смерть, как свет и тьма, как знание и восприятие не примиримы. Верить в обратное — значит поверить в невозможность примирения между Богом и Его Сыном. Только единство знания свободно от конфликта. Царство твое не от мира сего, ибо дано тебе не из сего мира. Лишь в этом мире проблема авторитета имеет смысл. Мир этот оставляют не со смертью, но с истиной, а истина может быть познана всеми, для кого Царство сотворено и кого оно ждет.
Глава 4 ИЛЛОЗИИ ЭГО
Введение
1. В Библии говорится, что если брат "попросит тебя пойти с ним одно поприще, пройди с ним два". Определенно, в ней не советуется служить ему помехой. Преданность брату твоему не может стать помехой и на твоем пути. Она ведет только к взаимному прогрессу. Результат подлинной и беззаветной преданности есть вдохновение — слово, правильно понимаемое как антипод усталости. Быть усталым, значит быть не-одухо-творенным, а быть одухотворенным, значит быть в духе. Быть эгоцентричным, значит быть бездуховным, но быть сосредоточенным на Я в истинном его смысле, значит быть одухотворенным, или в духе. Истинно одухотворенные — светлы и неспособны пребывать во тьме.
2. Ты можешь, по собственному выбору, стать выразителем либо эго, либо духа. Если ты выражаешь дух, ты выбрал: "Остановитесь и познайте, что Я — Бог". Это — одухотворенные слова, ибо в них отражается знание. Но если ты — выразитель эго, ты отрицаешь, а не утверждаешь знание, и этим делаешь себя бездуховным. Так не пускайся же в пустые странствия, ибо они и впрямь бесплодны. Для эго, вероятно, они желанны, но дух не странствует, поскольку он вовеки не согласится покинуть свой Источник.
3. Крестный путь должен стать последним "бесполезным странствием". Не задерживайся на нем, оставь его как уже пройденный. Если ты примешь его как свой последний бесполезный путь, то ты свободен, чтобы присоединиться к моему воскресению. Покуда ты не сделал этого, жизнь твоя тратится поистине впустую. Снова и снова в ней проигрывается разделение, утрата силы, бесплодные попытки эго загладить свой смертельный грех и, наконец, распятие тела, или смерть. Подобные повторы бесконечны, если от них не отказаться добровольно. Не делай жалкой и ошибочной попытки — "держаться за тяжкий крест". Единственная весть распятия состоит в том, что ты способен этот крест преодолеть. А до тех пор ты волен распинать себя сколько твоей душе угодно. Не это Евангелие намеревался я предложить тебе. Нам предстоит иное странствие, и если к
данным урокам ты отнесешься со вниманием, они тебе помогут подготовиться к пути.