А проявление вещей, которые противоречат обычному ходу вещей от Последователей Пророка (Мир Ему и Благословление Аллаха) это Карамат. И об этом никто не спорит
Т.е это очевидно что мы допускаем Караматы и верим в них.
Затем знай, что когда человек говорит словами куфра, зная их смысл, но он не исповедует смысл того что он произносит. Т.е он знает смысл этих слов, он их произносит, но он не исповедует, что он сказал.
Но эти слова были произнесены им без принуждения, но вместе с довольством в их исполнении. Т.е он добровольно их произнес.
В отношении него выносится такфир, основываясь на избранном мнении среди некоторых ученых, что Иман – это сочетание двух вещей - Подтверждение Истинности сердцем и подтверждение языком. А когда человек на себя применяет этот куфр, то заменяется его подтверждение Истины на отрицание Истины.
Даже если это словесно. Т.е Ислам это верить сердцем, и подтверждать Ислам языком. И если человек перестает подтверждать Ислам языком, а Ислам языком отрицает, соответственно он меняет икърар (подтверждение) на инкар (отрицание) и впадает в куфр.
Следующий важный вопрос – Когда человек разговаривает словами, но он не знает, что это слова куфра.
Что ему тогда делать? То есть, первый случай который мы разобрали : человек знает что это куфр, но его произносит без убеждения в этом. Он впадает в куфр без сомнения. Теперь другой случай – человек не знает что эти слова куфр, но произносит их, понимая их смысл, но не знает что этот смысл – куфр. Он добровольно произносит их, его никто не принуждает и т.д.
В "Фатава Къоди Хан" приводится противоречие (или различие) в этом вопросе, без предпочтения одному из мнений. Т.е. приводится мнение, что человек прощается за невежество в этом вопросе, и приводится мнение что не прощается.
Когда он сказал (то есть автор этого Къоди Хан) сказал - есть мнение что человек не впадает в куфр, потому что у него есть оправдание невежеством. Другое мнение – он впадает в куфр, и он вообще не прощается на основе невежества.
И здесь Мулла 'Али Аль-Къори как бы совмещает эти мнения, одно мнение конкретизирует другим.
Я говорю (т.е Имам Мулла 'Али Аль-Къори): Очевидное – первое мнение. Т.е что человек прощается на основе невежества. Кроме вещей, которые относятся к однозначно известным из Религии. В этом случае он впадает в куфр, и он не прощается на основе невежества.
Т.е. нельзя сказать, что никакого оправдания по невежеству нет, (также) нельзя сказать, что оправдание по невежеству есть во всем, (что) в любой вещи, что бы человек ни говорил есть оправдание по невежеству. Поэтому, мы говорим – то, что относится к однозначно известному из Религии – в этих вещах нет оправдания по невежеству. В этом случае человек впадает в куфр. Если это не однозначно известные из Религии вещи – то человек не впадает в куфр в этих вопросах, пока ему этого не объяснять. Если он будет продолжать упорствовать, тогда он впадает в куфр.
Ну, например, человек хвалит коммунизм. Говорит "коммунизм это очень круто, отлично, справедливо", но человек не понимает что такое коммунизм, он не знает (что это). Он думает что коммунизм – это когда не берут взятки, когда не воруют, все честно, есть промышленность развитая и т.д. Для человека коммунизм значит вышеперечисленное, но он не понимает, что коммунисты исповедуют материализм, коммунисты исповедуют атеизм, коммунисты говорят, что человек произошел от обезъяны, коммунисты говорят о классовой борьбе, - он это все не знает, например. Но для него коммунизма это вышеперечисленное (когда не берут взятки, когда не воруют, все честно, есть промышленность развитая и т.д) , тогда он в куфр не впадает, он не понимает о чем говорит.
Но если ему довести довод, ему объяснить что коммунизм это 'акъида куфра, и он потом все равно будет продолжать утверждать что коммунизм это хорошо, и (что) он коммунист, то тогда он впадает в куфр. Почему? Потому что знания о коммунизме не являются однозначно известными из Религии, не все об этом знают, не все знают что это такое. Соответственно, обязательность намаза, запретность зина, пост, хадж – эти вещи все знают, тут нет возможности у человека устраниться.
Поэтому оправдание по невежеству у нас есть в тех вопросах которые не очевидны, не однозначны, не всем понятны. Те же вещи, которые очевидны, однозначны и всем понятны и человек может их узнать – там у него нет оправдания по невежеству.
Затем знай, что муртадду предлагают принять Ислам (покаяться в куфре), но это желательно, но это не является обязательным. Потому что призыв его уже достиг.
Т.е мы знаем, что когда мусульмане совершали фатх, открывали какие-то новые земли, то, если в этой местности не было призыва (к Исламу), они предлагали местным жителям принять Ислам. Это было обязательным, до вступления в сражение с ними. Потому что сражение-то идет насчет Веры, и поэтому, если им не объяснили и не предложили принять (Ислам), то что сражаться-то? Поэтому им предлагают принять Ислам. А здесь же муртад. До него дошел призыв, он уже знает (о Исламе). И он сознательно ушел, вышел из Ислама, совершив один из видов куфра, поэтому, согласно этому мнению, считается, что до него призыв уже дошел.
Это мнение Малика, Аш-Шафи'и и Ахмада, и устраняется (муртадду, разъясняется ему) его сомнение.
Т.е его (муртадда) все равно спрашивают "Почему ты так сказал? Почему ты это сделал?", выясняют – может, у него есть шубха, может, у него есть какой-то неправильный таъвиль, чтобы ему его раскрыть, разъяснить, опровергнуть это мнение.
Если он просит чтобы дали отсрочку, его сажают под стражу на 3 дня, на эту отсрочку. Потому что 3 дня это срок который установлен по причине этого отсрочки ('узру) когда она делается какому-то человеку. Если он покается за это время (отсрочки), то его тауба принимается, он произносит Шахаду и становится Мусульманином, если же нет – то убивается как муртадд.
В книге Ан-Навадир от Абу Ханифы и от Абу Юсуфа (Да Смилуется над ними Аллах), они говорят что вообще желательно дать человеку отсрочку на 3 дня, попросил он этого или нет. И самое достоверное из мнений имама Аш-Шафи'и – если человек кается, в этот же момент, то оно (покаяние) принимается, если же нет то, сразу его казнят.
Это мнение асах имама Аш-Шафи'и, то есть ему не дается отсрочка. Это мнение, которое выбрал ибн Мунзир. Сказал Имам Саури (Да Смилуется над Ним Аллах): Требуется тауба, у того, у кого есть надежда, что он вернется.
Ну, например, человек по невежеству впал в куфр, и если ты ему объяснишь, то есть вероятность что он таубу сделает. А кто-то может упорством впасть в куфр, то тогда нет надежды, что он покается.
В книге "Мабсут" сказано: Если человек вторично становится муртаддом, третично становится муртаддом – все равно, его просят сделать покаяние. Это мнение большинства Людей Знания.
Мнение Малика и Ахмада: Не требуется тауба (от того), у кого повторяется Ридда. Это называется "зиндикъ".
Зиндикъ это (тот), который прячет в себе куфр, но проявляется Ислам. И вот этот его куфр, он проявляется у него в Ридде. Постоянно, постоянно. И мнение Малика, что от такого человека уже не принимается покаяние.
У нас (т.е. у ханафитов) в отношении зиндикъа два риваята. Т.е зиндикъ это (тот) человек, который проявляет Ислам, но прячет в себе куфр. И его куфр проявляется в частой Ридде.
Мнение о том, что его покаяние не принимается – это как мнение имама Малика. И есть мнение, что принимается – это мнение Имама Аш-Шафи'и. Но это все касается ахкамов этого мира.
Т.е те, которые говорят, что Тауба зиндикъа не принимается – они говорят что это Ахкамы этого мира (дунья). Чем отличаются Ахкамы дунья от Ахирата? Мы можем человеку не поверить в том, что он таубу сделал, но, на самом деле, может быть, он искренне таубу сделал, и поэтому он перед Аллахом будет Мусульманином. А мы, например, следуя мнению Имама Малика не примем его таубу, и, например, его казнят как муртада, но перед Аллахом он может быть Мусульманином, если искренне покаялся в этом.
А что касается того, что между ним и Аллахом – то такая тауба зиндикъа однозначно принимается, если она была искренняя. Абу Юсуф сказал: Если от человека повторяется Ридда, он убивается, ему не предлагается Ислам, из-за того, что он пренебрегает Религией.
Т.е из-за того, что он пренебрегает Религией, ему не предлагается Таубу сделать. Т.е если он покается, тауба принимается. Т.е мнение ханафитов в чем здесь заключается? В том, что Тауба зиндикъа принимается, но ему не предлагается повторно Таубу сделать, его сразу казнят. Т.е если он скажет "Нет, нет, нет.. я Таубу делаю" тогда, согласно этому мнению, его тауба принимается.
Что касается того, может такой вопрос возникнуть: человек, который словесный куфр произносит в шутку, он является кафиром перед людьми или перед Аллахом? Он является кафиром и перед людьми, и перед Аллахом. И в этом нельзя сомневаться, в этом нельзя сомневаться. То есть, если человек все вот эти вещи, ахкамы Ридды, которые мы упомянули, со всеми Шурутами, со всеми Условиями для Такфира, он это делает – он является кафиром и перед нами, и перед Аллахом. В этом не сомнений, в этом нельзя сомневаться. То есть, тут нет расхождения.
Раздел: Приведении слов, которые вводят в куфр, которые собрал известный ханафитский алим Бадру Рашид, из великих имамов ханафитов(у него есть отдельная книга по словам, которые вводят в куфр).
Знай, что шейх алляма, который известен по имени Бадру Рашид из числа ханафитских алимов собрал большое количество слов, которые вводят в куфр, в которых было указание намеком(т.е. он не уточнял, почему это куфр, в чем здесь куфр, в каком случае это куфр, он просто собрал алфазы-слова куфра, не детализируя, в каком случае будет куфром – какие условия высказывания этих слов).
Здесь я разъясню указания и уточню-вычерпаю сокровища этих слов, указания и распутаю сложности и выявлю скрытые вещи (которые были скрыты в этих словах и в том, что он собрал, т.е. получается Мулла аль Къари шарх делает на некоторые слова, который собрал Бадру Рашид).