Преподобномученица, монахиня Мария (Рыкова)
Память 15/28 сентября и в день Собора Новомучеников и исповедников Российских
Преподобномученица Мария родилась в 1892 году в Москве.
О жизни ее известно мало. Решив посвятить жизнь Богу, она стала монахиней. 23 июня 1937 года она была арестована по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др.». Монахине Марии было предъявлено одно обвинение с монахиней Евдокией Перевозниковой в «принадлежности к контрреволюционному центру церковников». На допросе она заявила, что «в контрреволюционной организации я не состояла и никакой контрреволюционной работы я не проводила».
В августе 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила монахиню Марию (Рыкову) к высшей мере наказания.
27 сентября 1937 года она была расстреляна в Лисьей балке около города Чимкента.
Мученица Людмила Петрова
Память 15/28 сентября и в день Собора Новомучеников и исповедников Российских
Мученица Людмила – Людмила Владимировна Петрова – родилась 26 февраля / 11 марта 1879 года в Ростове в семье тюремного надзирателя.
Всю жизнь она проработала учительницей рукоделия, а в 1924 году вышла на пенсию.
15 ноября 1930 года Людмилу Владимировну арестовали и обвинили в том, что она «член а-с церковно-монархической группы, поддерживала личные связи с идеологами к-р организации митрополитом Иосифом (Петровых) и архиепископом Евгением. Руководила нелегальным сбором средств на цели группы и ссылки».
30 апреля 1931 года коллегия ОГПУ СССР приговорила ее к 3 годам ссылки в «Севкрай», после чего будущая мученица была переправлена в город Котлас Вологодской области. По окончании срока ссылки Людмила Владимировна вернулась в Ростов.
В 1936 году она была снова арестована. При аресте она обвинялась в том, что переписывалась с ссыльным митрополитом Иосифом, оказывала ему материальную помощь. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило мученицу к 3 годам ссылки в Казахстан, где содержалась в исправительно-трудовом лагере НКВД.
Находясь в Казахстане, в городе Меркент, Людмила Владимировна снова подверглась аресту по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др.». Против нее снова было выдвинуто обвинение, в котором основную роль играла «принадлежность к контрреволюциооной группе церковников в Южно-Казахстанской области». На следствии она виновной себя не признала и заявила, что «антисоветской деятельностью не занималась».
28 августа 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила Людмилу Владимировну Петрову к высшей мере наказания.
27 сентября 1937 года она была расстреляна в Лисьей балке недалеко от города Чимкента.
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы
уже не под руководством детоводителя.
26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32И отправились в пустынное место в лодке одни.
У апостола и Евангелиста Матфея описания беседы Христа с 12 учениками перед тем, как послать их на первую проповедь, занимает целую главу. Здесь же приведены только первые слова. По своему плотскому устроению, во всем будучи подобны нам, они, вероятно, запаслись бы в дорогу всем необходимым. Так сделал бы и каждый из нас, но Господь повелел им не брать собой ничего. «Не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники…» - говорит Он в другом месте. И здесь Господь дает им урок веры и надежды на Бога и позже они признавались, что ни в чем не имели нужды – Господь их питал. Но, помимо этого, в других Евангелиях указывается, что Господь предупреждал и о том, что не все их будут встречать с распростертыми объятиями, а многие будут гнать, так же, как будут их гнать после Его Вознесения на небеса. Так что, призывая к доверию Богу, Господь не говорит, что все будет чисто и гладко, ибо как апостолы были людьми и согрешали, подобно нам (а их вера еще долго и мучительно развивалась), так и мы непрестанно согрешаем, а потому часто Бог предает нас в руки тех сил, которым мы, совершая грех, покоряемся. Так что, пока будет продолжаться земная жизнь, будут и скорби, но с Богом идущий одолеет все….
И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".
20А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36И враги человеку - домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
И вот, как раз тот самый текст из Евангелия от Матфея, где Господь посылает двенадцать на проповедь. Апостол Матфей, будучи один из 12, может привести слова Христа более подробно, включая и те слова, что есть у Марка, а также более важные для нас сейчас предупреждения о том, что не все встретят их проповедь с радостью, а многие с яростью будут противодействовать. Так, несомненно, было в тот период, так было и позже, когда они после Пятидесятницы разошлись по территории Римской империи, всюду проповедуя Евангелие. Также мир ненавидит веру нашу и ныне, а во многих его районах и сегодня последователи Христа предаются на смерть, а потому эти слова актуальны не только потому что чтимые в этот день многочисленные мученики, в том числе, святой Никита, последовали предупреждению Христа и были верны ему до конца, а потому что и перед нами может возникнуть этот выбор, а потому мы должны быть верны Господу. Это трудно, более того, без помощи Божией подчас невозможно, ибо это означает идти против инстинкта самосохранения, но с помощью Божией человек может претерпеть все…
Икона Божией Матери ''Призри на смирение'' |
Четверг 29 сентября.
Праздников в этот день не так много и торжественных среди них нет. Тем не менее, среди чтимых в этот день святых есть преподобноисповедник Кукша Одесский, чья частица мощей есть в нашем городе в храме Новомучеников. Но давайте обо всем по порядку…
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»
Празднование 16 / 29 сентября.
Явлена на озере Каменном под Псковом в 1420. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.
Богородица изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Младенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар – символ власти над миром. До 1917 года эта чудная икона находилась в соборном храме Пскова. Её дальнейшая судьба неизвестна.
Тропарь, глас 4
Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.
Кондак, глас 3
Пренепорочная Дево, отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
Использованные материалы
- http://vera.mipt.ru/chudo/prizri_na_smirenie.html
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1551.htm
Икона Божией Матери «Призри на смирение» - Флоровская
Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. Впервые икона Божией Матери “Призри на смирение” явилась в 1420 году на Каменном озере в Псковской области. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, “морового поветрия” (легочная чума, в отличие от «моровой язвы» - бубонной чумы), которое разразилось тогда над Псковской областью.
В Псковской летописи встречается упоминание об этом образе:
“В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистыя, месяца сентября в 16 (29), на память святыя великомученицы Евфимии”.
Икона была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения, празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября.
Древний образ “Призри на смирение” не дошел до наших дней. В XIX веке уже не встречается упоминаний о древней иконе, находившейся в Троицком соборе, и, возможно, погибшей во время одного из стихийных бедствий.
Списков иконы “Призри на смирение” известно немного. Один из них конца XVII в. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре. Второй — икона Божией Матери “Призри на смирение” — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.
В Свято-Введенский монастырь икона Божией Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.
В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.
Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.
Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.
История, о которой я поведу речь, из области чудесных. Как хорошо, что посылаются нам такие истории, и как хорошо, что у нас есть возможность о них поведать.
Славный своей историей Псков и «матерь городов русских» Киев друг от друга неблизко. Но так уж случилось: оказались они связаны прочными духовными нитями, для которых, как известно, расстояние не помеха. На озере Каменном под Псковом в 1420 году была явлена икона со странным, на первый взгляд, названием «Призри на смирение». Чуть позже ее перенесли в Псков, и с тех пор день перенесения иконы — 16 / 29 сентября — празднуется как день ее памяти. Божья Матерь изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар — символ власти над миром. Долго находилась эта чудная икона в соборном храме Пскова и еще бы находилась, да только подоспел черный 1917 год... Куда девалась потом икона, сказать трудно. Только лет двести назад был сделан с нее список небольшой — 110 на 70 см, и попал этот список в Киевский Введенский храм. Как только богоборческие годы пришли, одна монахиня по имени Феодора стала хранить эту икону у себя, как благословил ее духовный отец Борис Квасницкий. Самого-то его в 1931 году расстреляли. И вот в Киеве вновь открывается Введенский храм. И вот «Призри на смирение»
возвращается обратно. Начинается новая жизнь древней иконы. И, как оказалось, жизнь удивительная, необычная. Вот что рассказывает настоятель храма игумен Дамиан:
— Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом (их-то зачем нести в реставрацию), то увидели на стекле... отпечаток точно такой же иконы.
А вот что рассказал заместитель старосты прихода Максим Парамонов:
Икона Божией Матери ''Призри на смирение'' |
— Как сейчас помню, было 1 августа 1993 года, воскресенье. Я и два моих товарища, Юрий и Алексей, осторожно вынимали икону из киота, из-под стекла, под которым она находилась. Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Я испугался: вдруг повредили икону. А потом присмотрелся: Матерь Божия чудесным образом отобразилась на стекле...
Что же это за чудо такое? Чудо и чудо. Прихожане Введенского храма с великой благодарностью приняли это событие.
— Конечно, чудо. Великая Божья милость к нам, к нашему храму, прихожанам. Мы что, мы обычной христианской жизнью живем, но икону «Призри на смирение» у нас очень любят. Скольким она помогла, скольких исцелила, не знаю, но идут к ней постоянно, припадают с надеждой. Разве можно зафиксировать все чудеса, не каждый станет рассказывать, афишировать. Получив исцеление, многие благодарят Божью Матерь, дарят что-нибудь к иконе или просто с благодарностью молятся. О чуде или исцелении узнают самые близкие. Приходит, например, человек, заказывает благодарственный молебен перед иконой «Призри на смирение». Мы спрашиваем: «По какой причине?» — «Поблагодарить хочу Божью Матерь за милость, которую на оказала». — «А какую милость?» — «Да я об этом говорить не буду...» Не станешь ведь пытать человека: расскажи да расскажи. Стекло, на котором отобразилась Божья Матерь, теперь выносится на поклонение верующим. Одержимые нечистым духом люди с трудом приближаются к этому стеклу. Кажется, внешне люди нормальные, а, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут. Так что, та благодатная сила, которой обладают икона и стекло, реальна и действительна.
Это слова отца Дамиана.
— А что скажут ученые, как они объяснят необычное явление в Введенском храме?
— Надо сказать, что киевские ученые очень заинтересовались чудом. Вот что сказал один из них, заведующий кафедрой Киевского политехнического института, доктор технических наук Антон Сильвестров:
— Подобные события поднимают дух нашего народа, который долгое время был оторван от своих религиозных традиций. Положительные результаты исследований могут способствовать восстановлению этих традиций. Если исследования подтвердят нерукотворность изображения, а значит, подлинность чуда, то люди пойдут сюда большими толпами на поклонение и получат реальную возможность восстановить свои отношения с Богом.
И началась кропотливая исследовательская работа. Конечно, ученые в большинстве своем скептики. И здесь первое, что им хотелось выяснить, нет ли на стекле следов кисти или напылений. Заведующий лабораторией лазерных методов исследования Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Юрий Попов и другие ученые с благословения отца Дамиана приступили к исследованию иконы и ее отпечатка на стекле. Используется ультрафиолетовое излучение, берутся соскобы красок, сравниваются под микроскопом, анализируются на современных микроспектрометрических приборах. Всякая фальсификация была исключена. И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Верующие вновь выстроились к ней на поклонение, а ученые тем временем занялись подведением итогов исследования. Вывод один: изображение на стекле нерукотворное. А вот каким образом оно произошло?.. И опять ученые стараются все добросовестно разложить по полочкам. Юрий Попов придерживается такого мнения:
— Я провел химический анализ красочных слоев иконы, частицы краски брались как с самой иконы, так и со стекла. Совпадение морфологических признаков на стекле и на иконе свидетельствует о том, что данные участки находились в близком контакте и от этого произошло прилипание. Когда стекло снималось, то частицы остались на стекле.
Пусть так. Но кто явился источником этого явления? В результате какого «спускового крючка» оно произошло?
Вот что говорит художник-реставратор Сергей Кулаков:
— Мне кажется, надо разделить исследование этого феномена на две части. Наше исследование — это механическая часть. В результате каких-то физических процессов возникло изображение. Вне всяких сомнений, все исследования проведены на высочайшем уровне. Другой вопрос — кто явился источником этого дела? Икона находится в храме, она называется «Призри на смирение». Богоматерь наблюдает за своими смиренными чадами. Для прихожан это большая святыня, и мне кажется, все понимают, что есть вещи, которые невыразимы на языке рациональной науки.
Многие ученые отмечали и другое. Если бы имела место, говоря языком специалистов, диффузия вещества краски, если бы изображение с иконы просто механическим образом перенеслось на стекло, оно бы распределилось по стеклу равномерным слоем. А мы видим четкое изображение иконы. Божья Матерь, корона, скипетр... Давайте прислушаемся к словам кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой:
— Я убеждена, что чудотворность икон — это реальность. Они, действительно, как бы оживают иногда, от них исходит энергия, как от святых мощей. Эта энергия и могла спровоцировать подобную диффузию. Когда я впервые увидела исследуемое изображение, у меня дыхание остановилось... Я немного занималась вопросами Туринской Плащаницы. Могу сказать: это аналог Туринской Плащаницы.
Икона «Призри на смирение» явила чудо, перед которым неверующему человеку можно и растеряться. Но растерянность не так страшна, она естественна, когда человек сталкивается с непонятным, таинственным, чудесным. Более страшна поспешность отмахнуться от чуда: да полноте, мы взрослые люди... Наша непомерная гордыня не позволяет нам опуститься даже до растерянности. И мы торопимся объяснить необъяснимое, постичь непостижимое. Хорошо, что этого апломба не было у киевских ученых. Они взвесили все «за» и «против», они досконально изучили непонятное им явление. И, может быть, не случайно здесь оказалась икона «Призри на смирение»? Божья Матерь призывает к смирению нас — горделивых, всезнающих, образованных. «Не торопитесь, — говорит Она нам, — возгордиться живостью своего ума и широким диапазоном ваших знаний. Есть то, что нельзя постичь. А только — принять сердцем. Смиренным сердцем, обязательно смиренным. Призри на смирение»...
Нерукотворный образ Божьей Матери на стекле по-прежнему в Введенском храме. Сколько радости и утешения посылает он православным людям. А сама икона оказалась под новым стеклом. До срока... прошло не так много времени, и отец Дамиан вновь приглашает в храм ученых. На новом стекле, (а оно теперь на приличном расстоянии от самой иконы), вновь появилось... изображение Божьей Матери. Пречистая Дева укрепляет тех, кому недостаточно убедительным показалось первое чудо. Вот оно вам — второе, только уверуйте, только не прячьте сердце ваше под жестким панцирем всезнайства и цинизма, ничего не стоят они рядом с чудом.
Вот еще один нерукотворный образ появился в Введенском храме города Киева. Церковная история знает несколько нерукотворных образов. Первый из них – Нерукотворный Спас — Эдесский образ Иисуса Христа. Когда ученые начинали свои исследования, один из них сказал замечательные слова:
— Совершая этим экспериментом грех неверия, мне бы очень хотелось, чтобы его результатами усилилась вера.
Да, народу в Введенском храме прибавилось. Приходят, вглядываются, удивляются, прикладываются, молятся и просят.
— Вот ведь какие удивительные события посылает вашему храму Божья Матерь, отец Дамиан...
— Когда праведный Иаков был взят на небо и ходил по Царству Небесному, он созерцал, где живут святители, мученики, кто какие наследовал блаженства. Когда он все осмотрел, то спросил Ангела: «Скажи, а где же Божья Матерь?» Ангел ответил ему: «Ее здесь нет. Она среди многострадального народа». Может быть, этим чудом Божья Матерь напомнила, что Она всегда с нами, среди нас.
Как не согласиться со словами батюшки. И добавить-то к ним нечего.
www.reshma.com.ru
Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»
№ 68, сентябрь 2008