Функциональная проба 20 приседов за 30 секунд.
3.1. ЧСС – частота пульса измеряется – лучше в течение минуты в положении сидя (см. Пособие).
3.2. Затем в течение 30 сек. Выполнить 20 приседов. Закончив приседы, сесть и в конце 1-й минуты отдыха с 50-й по 60-ю секунду подсчитать пульс. Эту цифру умножить на 6. Получаете ЧСС первой минуты отдыха.
3.3. Подсчитать количество ударов сердца в конце 2-й минуты отдыха (тоже с 50-й по 60-ю секунды) и умножить на 6. Получаете ЧСС второй минуты восстановления (отдыха).
3.4. Подсчитать количество ударов сердца в конце 3-й минуты отдыха (тоже с 50-й по 60-ю секунды) и умножить на 6. Получаете ЧСС третьей минуты восстановления.
4. В таблице 1 приводится пример проведения функциональной пробы. ЧСС фиксируется каждые 10 секунд.
5. В таблице 1 приводится пример проведения функциональной пробы.
Секунды | 1-10 сек | 11-20 сек | 21-30 сек | 31-40 сек | 41-50 сек | 51-60 сек | ЧСС в минуту | ЧСС по 51-60 сек |
ЧСС сидя перед пробой | ||||||||
Нагрузка: ЧСС в конце 1-й минуты | ||||||||
ЧСС в конце 2-й минуты | ||||||||
ЧСС в конце 3-й минуты |
6. Оценка функционального состояния: УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
Или почти ХОРОШО.
6.1. Оценка пробы: если ЧСС пришла к исходному показателю в конце 1-й минуты отдыха – ОТЛИЧНО. Вы дружите со спортом и физкультурой.
Если ЧСС пришла к исходному показателю в конце 2-й минуты отдыха – ХОРОШО.
Если ЧСС пришла к исходному показателю в конце 3-й минуты отдыха – УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, но!!! Пора задуматься о своём здоровье!!!
Если к концу 3-й минуту пульс не восстановился, нужна консультация – необходимо выяснять причины – почему частота пульса не восстанавливается до исходного уровня???
Ряд показателей физической подготовленности можно выполнить в домашних условиях: отжимания, пресс и др.
Не нужно заполнять показатели, которые вам неизвестны, или не можете измерить дома. Например, ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких), % жира, весо-ростовой индекс и ряд других. Т.е. заполняйте то, что в ваших силах.
7. После заполнения анкеты 2 приступайте к работе с анкетой 1 –
(14 блоков). Сначала прочитайте все (четыре) суждения в блоке. Из четырёх суждений в каждом блоке нужно пометить одно, после выбора вариантов ответов во всех блоках рассчитайте интегральную или совокупную потребность.Читайте стр. 91- 93.
8. Заполните последнюю анкету – Студенты о физической культуре. В ней всё просто. Расставьте в порядке важности для вас перечисленные ценности от 1 до 19. Коротко 1-3 предложения, что должно сделать государство, вуз, преподаватель и вы сами для …
В третьей анкете НЕ забудьте заполнить строки, отражающие количество занятий в неделю и ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ.
При определении уровней потребности от 0 до 10 баллов можно руководствоваться следующими критериями.
0 баллов - отрицательное отношение к данной ценности.
1-2 балла - ценность нужна, но по разным причинам не используется. Т.е. хотелось бы, но… Я их называю сослагательными – желание уже есть, но нет его практической реализации. Это виртуальный, мысленный уровень реализации потребности.
С 3-х баллов начинаются практические потребности. По регулярности их использования увеличивают баллы с 3-х до 8.
9 баллов устойчивая потребность, которая не реализуется только при сбивающих факторах - большая загруженность какими-то срочными делами и дефицитом времени, какие-то обстоятельства, требующие срочного решения, но не смертельные для себя, семьи, работы.
Например, складывается ситуация выбора: пойти в театр, на день рождения, послушать музыку, другие интересы и пр. Предпочтение отдаётся перечисленным желаниям, и только после удовлетворения этих потребностей реализуется оцениваемая потребность. Если потребность реализуется после перечисленных интересов, то в зависимости от систематичности её реализации оценка может достигать 8 баллов.
Если преимущество отдали указанной потребности – это 10 баллов, если театру и чему-то другому, а потом обязательная реализация этой потребности – это 9 баллов.
10 баллов - органическая потребность. Например, проспали. Нужно бежать. Женщины предпочтут опоздать, но сначала приведут себя в порядок: почистят зубы, умоются, сделают макияж и прочее, что женщина делает, прежде чем выйти на улицу. Так отвечают 85-90% опрошенных женщин
(БОЛЕЕ ПОДРОБНО СМ. Учебное пособие - СТР. 86-97)
2.6.1Методика 1 – Оценка интегральной потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни…………………. | |
2.6.2 Методика 2 – Экспресс-оценка потребностей в ценностях физической культуры и ЗОЖ……………………………………….. | |
2.6.3 Количественная и качественная оценка потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни………………….. |
Ниже выдержка из расчёта интегральной потребности по блочной методике 1, более подробно см. стр. 86-91.
При работе с анкетой 14 блоков сначала нужно прочитать 4 предлагаемых варианта, затем выбрать тот вариант, который больше соответствует вашему состоянию, выбору, желанию. Подчеркнуть этот вариант, затем воспользоваться таблицей и формулой расчёта потребности.
Таблица 1 – Стоимость утверждения в баллах
Цена (стоимость) выбранного ответа | Номера блоков | |||||||||||||||||
Σ | Σх | к | Σхк | |||||||||||||||
1 балл (Х1) | А | А | А | Б | А | А | А | А | А | Б | Б | Г | Г | А | 2х1бал=2 | 0,071 | 0,142 | |
2 балла (Х2) | Б | Г | Б | В | Б | Б | Г | Б | Г | А | А | А | В | Б | 4х2бал=8 | 0,54 | 4,320 | |
3 балла (Х3) | Г | Б | В | Г | В | В | Б | Г | В | В | В | Б | Б | В | 3х3бал=9 | 1,31 | 11,790 | |
4 балла (Х4) | В | В | Г | А | Г | Г | В | В | Б | Г | Г | В | А | Г | 5х4б.=20 | 1,786 | 35,720 | |
Σ=14 | 2+4+3+5= =14 проверка ответов | П = 51,97 |
или П (интегральная) потребность = 51,97 = 52 бала
* Варианты ответов выделены жирным курсивом для расчёта уровня потребности, что соответствует формуле (см. ниже).
** Обращаю внимание, что стоимость в баллах (от 1 до 4) не соответствует алфавитному порядку (А.Б.В.Г.), т.е. в разных блоках цена букв разная!!!
Данное примечание сделано на основании анализа ошибок, допущенных студентами при расчёте интегральной потребности в блочной анкете 1. (14 блоков). Заметьте, что даже в первом блоке не сохраняется алфавитный порядок оценки суждений в баллах от 1 до 4-х. Четырьмя баллами (Х4) оценивается вариант «В» и т.д.
Поэтому будьте внимательны! Не спешите!
Алгоритм расчёта интегральной (средней) потребности
1. В таблице отметить выбранные ответы (выделены жирным курсивом)
2. Подсчитать количество ответов в каждой строке [Σ]
3. Вычислить сумму выбранных ответов в каждой строке [Σх]
4. Каждую сумму ответов умножить на коэффициент «к» [Σхк]
5. Сложить полученные произведения и получите величину ПОТРЕБНОСТИ
( в данном случае П = 52 балла)
Если вам не понятен этот способ расчёта интегральной потребности, используйте книжный вариант.
Общая сумма баллов или интегральная потребность (П) в физической культуре рассчитывается по формуле:
П = 1,786·∑Х4 + 1,310·∑Х3 + 0,540·∑Х2 + 0,071·∑Х1,
где П – уровень потребности;
∑Х4 – количество ответов под номером 4, умноженное на коэффициент 1,786;
∑Х3 – количество ответов под номером 3, умноженное на коэффициент 1,31; ∑Х2 – количество ответов под номером 2, умноженное на коэффициент 0,54; ∑X1 – количество ответов под номером 1, умноженное на коэффициент 0,071.
Например, в ходе работы с анкетой были получены следующие результаты (в таблице 1 отмечены жирным наклонным шрифтом).
Опрашиваемый отметил пять ответов (6-Г,9-Б,12-В,13-А,14-Г) стоимостью в 4 балла (Х4); три (5-В,8-Г,11-В,) – стоимостью 3 балла (Х3); четыре (2-Г,3-Б,7-Г,10-А) – стоимостью 2 балла (Х2); два ответа (1-А,3-Б) – стоимостью 1 балл (X1) – цифры перед буквами указывают номер блока.
Подставим полученные данные в формулу:
П = (1,786·5·4 + 1,310·3·3 + 0,540·4·2 + 0,071·2·1) = 51,972 = 52 балла.
Итак, мы выяснили, что количественный показатель потребности равен 52 баллам. Согласно таблице 2 данный уровень соответствует неустойчивой потребности в физической культуре. Самый высокий уровень потребности (97 баллов) был выявлен у студентки отделения «Физическая культура» БГППК, имеющей звание «Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу» и у студентов АлтГТУ – мастеров спорта по греко-римской борьбе. По нашей классификации это органический уровень потребности.
Когда рассчитаете интегральные (средние арифметические) потребности по 1-й и 2-й методике, определите их качественный уровень по таблице 2, и сравните с классификацией уровней потребности – стр. 94. Выпишите характеристику вашего уровня. И напишите, в какой степени описание в пособии соответствует вашей реальной потребности???
При расхождении больше 10 баллов, попробуйте объяснить и написать причину, такого большого расхождения. Расхождение до 5 баллов считается нормальным и, как правило, связано с субъективностью оценки и различным количеством ценностей.
При расхождении больше 5 баллов, проверьте – насколько объективно вы оценили свои потребности. Фактор необъективности оценки особенно сильно проявляется при различиях более 10 баллов.
Поэтому не спешите, прочитайте, подумайте, оценивайте, кратко напишите своё заключение!