Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча)

Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим). Порядок проведения обследования. Проба с задержкой дыхания на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 34 сек - неудовлетворительно;

- 35-39 сек - удовлетворительно;

- свыше 40 сек - хорошо.

ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток.

У больных с ротовым дыханием время задержки дыхания на вдохе меньше нормы 19 – 25 секунд. На выдохе этот показатель равен 11 – 15 секунд.

Спирография - метод графической регистрации изменений лёгочных объёмов при выполнении естественных дыхательных движений и волевых форсированных дыхательных манёвров. Спирография позволяет получить ряд показателей, которые описывают вентиляцию легких. В первую очередь, это статические объёмы и ёмкости, которые характеризуют упругие свойства легких и грудной стенки, а также динамические показатели, которые определяют количество воздуха, вентилируемого через дыхательные пути во время вдоха и выдоха за единицу времени.

Показатели определяют в режиме спокойного дыхания, а некоторые - при проведении форсированных дыхательных маневров.

В техническом выполнении все спирографы делятся на приборы открытого и закрытого типа. В аппаратах открытого типа больной через клапанную коробку вдыхает атмосферный воздух, а выдыхаемый воздух поступает в мешок Дугласа или в спирометр Тисо (емкостью 100 - 200 л), иногда - к газовому счетчику, который непрерывно определяет его объем.

Собранный таким образом воздух анализируют: в нем определяют величины поглощения кислорода и выделения углекислого газа за единицу времени. В аппаратах закрытого типа используется воздух колокола аппарата, циркулирующий в закрытом контуре без сообщения с атмосферой. Выдыхаемый углекислый газ поглощается специальным поглотителем.

Несмотря на широкое клиническое применение, спирография противопоказана при следующих заболеваниях и патологических состояниях: тяжелое общее состояние больного, не дающее возможности провести исследование; прогрессирующая стенокардия, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения; злокачественная артериальная гипертензия, гипертонический криз; токсикозы беременности, вторая половина беременности; недостаточность кровообращения III стадии; тяжелая легочная недостаточность, не позволяющая провести дыхательные маневры.

Техника проведения спирографии. Исследование проводят утром натощак. Перед исследованием пациенту рекомендуется находиться в спокойном состоянии на протяжении 30 мин, а также прекратить приём бронхолитиков не позже чем за 12 часов до начала исследования. Измеряют дыхательный объем (ДО) - средний объем воздуха, который больной вдыхает и выдыхает во время обычного дыхания в состоянии покоя. В норме он составляет 500 - 800 мл. Часть ДО, которая принимает участие в газообмене, называется альвеолярным объемом (АО) и в среднем равняется 2/3 величины ДО. Остаток (1/3 величины ДО) составляет объем функционального мёртвого пространства (ФМП). После спокойного выдоха пациент максимально глубоко выдыхает - измеряется резервный объем выдоха (РОВыд), который в норме составляет 1000 - 1500 мл. После спокойного вдоха делается максимально глубокий вдох - измеряется резервный объем вдоха (РОвд).

При анализе статических показателей рассчитывается ёмкость вдоха (Евд) — сумма ДО и РОвд, которая характеризует способность легочной ткани к растяжению, а также жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) — максимальный объем, который можно вдохнуть после максимально глубокого выдоха (сумма ДО, РОВД и РОвыд в норме составляет от 3000 до 5000 мл).

После обычного спокойного дыхания проводится дыхательный маневр: делается максимально глубокий вдох, а затем - максимально глубокий, самый резкий и длительный (не менее 6 с) выдох. Так определяется форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) - объем воздуха, который можно выдохнуть при форсированном выдохе после максимального вдоха (в норме составляет 70 - 80 % ЖЕЛ). Как заключительный этап исследования проводится запись максимальной вентиляции легких (МВЛ) — максимального объема воздуха, который может быть провентилирован лёгкими за I мин. МВЛ характеризует функциональную способность аппарата внешнего дыхания и в норме составляет 50 - 180 л. Снижение МВЛ наблюдается при уменьшении легочных объемов вследствие рестриктивных (ограничительных) и обструктивных нарушений легочной вентиляции.

Функция речи.

Речь - основное средство общения, основа мышления. С помощью слов люди выражают свои желания, эмоции, согласовывают действия. Речь позволяет влиять на поведение человека, его мысли. Нарушения речи снижают социальную активность человека, влияют на выбор профессии.

С помощью слов дети усваивают новые понятия, строят отношения с окружающими. Дефекты речи сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют его обучение в школе. При значительных нарушениях речи детей направляют в специализированные школы.

Развитие речи - это сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов зубочелюстной системы.

В процессе формирования речи выделяют доречевой и речевой периоды.

Начиная с первых месяцев жизни дети издают звуки, называемые гулением. Такие рефлекторные голосовые реакции связаны с эмоциональными переживаниями. На 3-м месяце в гулении начинают улавливаться гласные звуки («а», «о», «у», «э»), наиболее легкие для произнесения.

В 5 мес ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, пытается подражать ему, начинает произносить отдельные слоги: «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Многократное повторение простейших слогов позволяет закрепить эти навыки.

В 6 - 7 мес. гуление преобразуется в лепет. Диапазон лепетных звуков расширяется, они становятся более разнообразными. Гуление и лепет являются подготовительными этапами к речевому периоду.

В 7 - 8 мес. дети начинают подражать взрослым, перенимают ритм и интонацию речи.

В 9 мес. ребенок реагирует не только на звук, но и способен к действию в ответ на просьбу: «Сделай ладушки» и др. Не понимая значения слов, дети реагируют на слово в знакомой ситуации общения с родителями.

К 1-му году жизни слово начинает приобретать сигнальное значение, дети начинают соотносить его с конкретными предметами. Например, слово «чашка» обозначает лишь одну знакомую чашку определенного цвета и рисунка.

Доречевой период заканчивается, когда ребенок начинает произносить первые слова, чаще всего они состоят из двух слогов - «ма-ма», «па-па». Ребенок прислушивается к звучанию слов, пытается произнести простейшие из них.

Словарь ребенка постепенно увеличивается в зависимости от физического развития, состояния здоровья, внимания со стороны взрослых. При благоприятном речевом окружении, постоянном общении со взрослыми развитие речи ускоряется, обогащается словарный запас.

В 1 год он составляет 8 - 50 слов, в 2 года – 300 – 400, в 3 года – 800 - 1000, в 4 года – 1400 - 2000, в 5 лет - 2000 - 3000.

Вначале ребенок овладевает существительными, обозначающими конкретные предметы, затем глаголами, междометиями, прилагательными, наречиями, союзами и т. д.

С 2 лет ребенок начинает строить предложения, т. е. формировать грамматический строй, изменяя слова и правильно соединяя их в речевые цепи.

В 3 года ребенок овладевает грамматическими категориями и строит более длинные предложения. В этот период в речи могут появляться ошибки, которые обычно самоустраняются с накоплением речевого опыта.

С увеличением словарного запаса выявляются искажения речи: перестановка звуков, их пропуски или замена, вставка лишних слогов. Этот период характеризуют как период активного словотворчества.

К 5 годам заканчивается формирование фонетической стороны. Ребенок осваивает произнесение сложных слов и предложений. Правильная функция речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми и полноценное речевое окружение способствуют правильному формированию речи.

К 7 годам словарный запас становится достаточно большим. Наиболее стремительное развитие речи отмечается в возрасте от 2 до 5 лет. Отклонения от этих средних сроков могут насторожить родителей и заставить их обратиться за специализированной помощью.

Наши рекомендации