Покаяние содействует исчезновению зла
Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: "Помоги миру, миру, который грешен". Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: "А чем виноваты мы? — но исповедовались пред Богом: — Нам досталось поделом, мы были достойны и большего". Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет. Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце. "Праведен еси Господи о всех, яже сотворил еси нам... Яко согрешихом и беззаконновахом... И ныне несть нам отверзти уст... Не предаждь убо нас до конца... И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленнаго от Тебе". То есть: "Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас". Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя[266].
Не совершая такой работы над собой, человек начинает постоянно находить себе оправдания. "Меня подтолкнул на грех диавол", или "Виноват Адам", или "Виновата Ева, а не я виноват". Один "богослов-профессионал" заявил мне как-то раз: "А почему мы должны теперь страдать из-за Евы?" — "Мил человек, — ответил ему я, — тебе это, что, мешает спастись? Что ты прицепился к горемыке Адаму и к страдалице Еве? За одну погрешность — и столько веков томиться в аду! А к нам пришел Христос и спас нас" — "Если согрешите семьдесят крат седмерицею, — сказал Он, — и покаетесь, то Я вас прощу"[267]. Мы грешим тысячи раз, но, только бы мы каялись искренне, Христос нас прощает. А мы будем говорить, что виноваты Адам и Ева? И глядите: ведь никому не дают имя Ева. Давайте-ка мы назовем какую-нибудь послушницу при постриге Евой или, по крайней мере, Зоей[268], если имя Ева кажется тяжелым. Ведь это же очень несправедливо так относиться к Еве! Она родительница всех нас, она матерь всего мира, а мы даже имени ее не хотим слышать! И проклятию Бог, в сущности, подверг диавола. "Змей был мудр"[269]. Диавол вошел в змею, чтобы обмануть человека. Смотри: ведь как все валят на Еву. Говорят, что это она нас погубила, что если бы не ее преслушание, то мы сейчас в раю жили — не тужили бы. А вот если бы и мы услышали от Христа: "Один раз допустили погрешность — отправляйтесь-ка на столько-то веков в ад!". Вот тогда бы пусть поговорили!.. Какой же все-таки неблагодарный мир!..
Так или иначе, покаяние — это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь "согреших"? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне[270]. И все потому, что народ покаялся и изменился[271]. Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
Надо обязательно читать все книги Маккавейские. Это исключительно сильные книги. Каково было повеление царское! Растоптать иудеев слонами! Назначили ответственных, приготовили все для казни, чтобы разъярить пятьсот слонов, напоили их крепким вином с ладаном и ждали царя, чтобы начать казнь. Но царь отданное им приказание забыл. Идет к нему начальник над слонами и говорит. "Царь, тебя ждем. Слоны, иудеи — все готово. И гости заждались". — "А кто вам велел все это делать?" — отвечает царь. Крики, угрозы!.. И это не один раз, а трижды[272]. Чтобы царь забыл приказание, которое он сам отдавал? Это вам не шуточки. И не только забыл, он вообще поменял потом свое отношение к иудеям. В этом основа всего: чтобы мир покаялся.
— Геронда, есть ли прок от различных международных объединений, занимающихся борьбой за мир во всем мире? Помогают ли они его сохранять?
— Это зависит от многого. Есть и такие, кто затевает все это с добрым расположением. Но бывает, что соберется такой "букет"! Тут тебе и колдуны, и огнепоклонники, и протестанты — такая мешанина, в глазах рябит! И борются "за мир во всем мире!". Какой от них прок? Да простит меня Бог, но эти винегреты стряпает диавол. Если само объединение грешное, то какой там может быть мир! Как придет мир, если люди не примирились с Богом? Только когда человек примиряется с Богом, приходит мир и внутренний, и внешний. Но для того, чтобы человек примирился с Богом, ему нужно прийти в чувство. Надо покаяться и жить согласно заповедям Божиим. Тогда в человека вселяются Благодать и мир Божий. И тогда он в состоянии помочь тому, чтобы вокруг него тоже сохранялся мир.
[1] Геронда — почтительное обращение к духовному лицу. — Прим. пер.
[2] См.: Дан. 2, 21, молитва Азарии и песнь трех отроков. (Здесь и далее все ссылки на Священное Писание по Славянской Библии.)
[3] Пс 82,12–13. См: Суд. 7 и 8.
[4] Произнесено в июне 1985 г.
[5] Иер.48, 10.
[6] Высокое оборонительное сооружение святогорских монастырей, использовавшееся для защиты от пиратов.
[7] Ср: 2 Тим. 2, 4.
[8] После напряженного духовного состояния, пережитого Старцем (он чувствовал, что тает от любви к Богу и людям, словно свеча, находящаяся в тепле), он получил свыше извещение о том, что ему не должно отказываться от помощи людям. С того времени он отдал день в распоряжение посещавших его людей, а ночью молился о многообразных проблемах мира. Однако, когда число паломников чрезвычайно возросло, у Старца был помысел удалиться в неизвестное место, чтобы посвятить все свое время молитве. Тогда, во второй раз, он был извещен о том, что ему следует остаться в своей келье "Панагуда" и помогать людям.
[9] Воздержание от пищи и воды до 9 часа по-византийски (3 пополудни) или в течение 3 дней.
[10] В 1962–64 гг. Старец подвизался на Синае в пустынной кельи святой Епистимии.
[11] Исихастирий — (от греч. ήσυχία — безмолвие) — монастырь особого типа, часто зависящий от материнской обители, а также — отдельная келья, расположенная неподалеку от материнской обители. — Прим. пер.
[12] Горюче-смазочные материалы. — Прим. пер.
[13] Любочестие (φιλότιμο). Это слово неоднократно встречается в речи Старца Паисия, который подчеркивает значение любочестия в духовной жизни. В современном русском языке эквивалента слову φιλότιμο нет. Не буквально его можно перевести как великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала. — Прим. пер.
[14] Война 1939–40 гг. между Грецией и фашистской Италией. — Прим. пер.
[15] Произнесено в 1990 г.
[16] То есть за его сына, которого зовут Ангелос. — Прим пер.
[17] Произнесено в 1992 г.
[18] Иконоборчество — христианская ересь, более ста лет (726–843) сотрясавшая Византийскую империю и на время утихшая после VII Вселенского Собора (787 г.). Второй этап иконоборчества, начатый императором Львом V Армянином, был прекращен при святом Патриархе Мефодии в 843 г. Иконоборцами называются христиане, не воздающие чести святым иконам.
[19] Старец имеет в виду экономическую помощь (или т.н. "выплату за метохи"), т.е. определенную денежную сумму, которую Греческое государство обязалось ежегодно выплачивать священным монастырям Святой Горы Афон с 1924 г. Тогда святогорские монастыри отдали свои метохи, бывшие для них источниками масла, пшеницы, вина и прочих доходов беженцам-грекам из Малой Азии.
[20] Общежительные монастыри Святой Афонской Горы бесплатно принимают на ночлег паломников и туристов. — Прим. пер.
[21] ОГА (Οργανισμός Γεωργκων Άσφαλίσεων) — страховое общество для лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. — Прим. пер.
[22] Коница — городок в северо-западной Греции, в котором прошли детские и юношеские годы Старца. — Прим. пер.
[23] Произнесено в мае 1987 г.
[24] Халкидика — полуостров и административная единица в северо-восточной Греции площадью 2,995 км2. Одной из трех оконечностей п-ова Халкидики является Святая Гора Афон. На автомобиле из конца в конец Халкидику можно проехать за 2 часа, т.е. неведение греческого филолога можно сравнить с неведением филолога из Подмосковья, не знающего, что такое Троице-Сергиева Лавра. К сожалению, такие случаи тоже встречаются. — Прим. пер.
[25] Флорина — город в северо-западной Греции. — Прим. пер.
[26] Августин (Кандиотис) (род. 1907) — митрополит Флорины с 1967 по 1999 г. Имя этого ревностного архипастыря, автора многих духовных книг и пламенного проповедника, широко известно во всей Греции. — Прим. пер.
[27] До середины 1980-х г. в Греции официально признавался только церковный брак. — Пример.
[28] Снятый Мартином Скорцезе богохульный фильм "Последнее искушение Христа" в 1988 г. непродолжительное время демонстрировался в афинских кинотеатрах и вызвал бурю протестов со стороны верных чад Элладской Церкви, которые требовали запретить его показ. Старец, несмотря на боль, которую он терпел тогда от грыжи, приехал вместе с другими святогорцами с Афона в Салоники, где принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием.
[29] См.: Св. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. V. Отечник. М: Правило веры. С. 42–43.
[30] Гал. 5, 22.
[31] Пс. 145, 3.
[32] Гражданская война 1946–1949 года между правительственной армией Греции и коммунистами-мятежниками. — Прим. пер.
[33] 2 Тим. 3, 13.
[34] Стихиры на Хвалитех службы святым отцам Первого Вселенского Собора.
[35] См; Исх. 32, 1–20.
[36] См: Числ.25, 1–15.
[37] Пс. 105, 30.
[38] См.: Ин. 2, 14–15.
[39] См. прим. 11. С. 28.
[40] В монастыре св. Екатерины на Синае дикеосом называется председательствующий в Священном Соборе старцев, замещающий архиепископа во время его отсутствия.
[41] См; Мф. 12, 31.
[42] Жители Фарас — большого селения в Каппадокии (Малая Азия, ныне на территории Турции). Родина преподобного Арсения Каппадокийского и блаженного Старца Паисия. — Прим. пер.
[43] Речь идет об обмене населением 1924 года, в ходе которого греки из Малой Азии переселились в Грецию, а жившие в Греции турки возвратились в Турцию. — Прим. пер.
[44] Мирское имя Старца.
[45] Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 56. С. 281.
[46] Тит. 1, 15.
[47] Евр. 12, 29.
[48] См.: Быт. 19,1–5.
[49] Пс 50, 12.
[50] В тексте ταγκαλάκι, "тангалашка" — такое прозвище Старец дал диаволу. — Прим. пер.
[51] См.: Мф. 7, 6: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вратившися расторгнут вы. (Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.)
[52] Канонарх — певчий, который возглашает то, что предстоит петь хору. Здесь Старец имеет в виду то, что "канонархом" в греховных делах является диавол, который диктует человеку, что ему делать.
[53] Хаджефенди — так называли святого Арсения Каппадокийского жители Фарас.
[54] В 1958–60 гг. блаженный Старец Паисий подвизался в монастыре Стомион, расположенном неподалеку от Коницы. — Прим. пер.
[55] Вершина горы по форме напоминает силуэт верблюдицы (Папинго — Тимфи).
[56] Διάβολος — клеветник, διαβάλλω — клеветать, наговаривать, ябедничать (греч.). — Прим. пер.
[57] Мф. 18, 17.
[58] Типикон — (греч.): устав, образец; здесь: уклад, привычки. — Прим. пер.
[59] Ходжа — духовный судья и учитель у мусульман. — Прим. пер.
[60] См.: Лк. 12, 3.
[61] Ср.: 2 Кор. 3, 6.
[62] См.: Пс. 15, 8.
[63] Т.е. повстанцы-коммунисты. — Прим. пер.
[64] См: Дан. 45–62.
[65] 1 Тим. 6, 12.
[66] Мф.27, 4.
[67] См.: Быт. 19, 1 и далее.
[68] "Но слово от деятельности — сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельностию, — залог стыда" (Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С 7).
[69] Томография — послойное рентгенологическое исследование, заключающееся в получении теневого изображения отдельных слоев объекта, лежащих на разной глубине (См. Медицинскую энциклопедию). — Прим. пер.
[70] В данном случае Старец имеет в виду святоотеческие тексты на древнегреческом языке и их переводы на новогреческий. В русской духовной письменности в подобном соотношении находятся святоотеческие тексты на славянском и их переводы на современный русский язык. — Прим. пер.
[71] "Эвергетинос" — систематизированный сборник святоотеческих поучений в 4-х томах, составленный в Византийскую эпоху монахом Константинопольского монастыря "Эвергетис" Павлом и впервые изданный в конце XVIII в. преподобным Никодимом Святогорцем.
[72] См.: Ин. 4, 23.
[73] Хаджи — (паломник), на Востоке почетный эпитет перед именем человека, совершившего паломничество в святые места. — Прим. пер.
[74] Греч. θείος έρως.
[75] Путь скорби (лат).
[76] См.: Мф.16, 26.
[77] Этими словами Старец, конечно же, не пытается оспорить известное евангельское утверждение о тесноте райских врат (см. Мф. 7, 13, 14 и Лк. 13, 24), но подчеркивает то, что возможность спасения широка и открыта для каждого человека. — Прим. пер.
[78] См: Лк. 23, 40–43.
[79] Разумеется, речь Старца обращена к подвизающимся и соучаствующим в таинствах церкви православным верующим.
[80] Имеется в виду Кутлумушский скит святого великомученика Пантелеймона, напротив которого расположена келья "Панагуда". — Прим. пер.
[81] "Итак… Верен Бог и, дав обетование спасти вас, несомненно спасет; но — как обещал. А как Он обещал? Если мы сами захотим, если будем повиноваться Ему, а не просто, не тогда, когда будем пребывать в бездействии, подобно камням и деревьям". Ср: Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11, кн. 2. СПб., 1905. С. 607.
[82] Ин. 10, 16.
[83] Мф. 26, 6 и далее. Мк. 14, 3 и далее. Ин. 12, 3 и далее.
[84] Ин.12, 6.
[85] 1 Рим. 12, 15.
[86] См.: 1 Кор. 3, 16 и 6, 19.
[87] Словом "благочестие" Старец определяет исполнение внешних форм благоговения, не имеющих соответствующего внутреннего состояния.
[88] См.: Отечник. Авва Пимен. С. 91.
[89] Иак. 5, 13.
[90] Кация — большая кадильница с ручкой, которой, в определенные моменты богослужения, кадит пономарь (монах, несущий послушание в храме), имеющий на правом плече вышитый покров. Над ручкой кации имеются емкости для угольного порошка и ладана, а на ее конце подвешены бубенцы, производящие во время каждения ритмичный звон.
[91] Рим. 13, 13. 1 Кор. 14, 40. 1 Фес. 4, 12.
[92] Мф. 7, 6.
[93] Мф. 13, 12.
[94] Шестопсалмие — шесть избранных псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142) из Псалтири, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова "Слава, и ныне. Аллилуйя (3)", не совершаются крестное знамение и поясные поклоны, как предусматривает это Церковный устав в других подобных случаях.
[95] "Если же, когда пребываешь во бдении, продолжительное стояние одолевает тебя своею долговременностию, и изнеможешь от безсилия, и скажет тебе помысл, вернее же сказать, злохитренный проговорит в помысле, как в змии: "Окончи, потому что не можешь стоять", то отвечай ему: "Нет; но посижу одну кафизму, и это лучше сна. И если язык мой молчит и не выговаривает псалма, ум же поучается с Богом в молитве и в собеседовании с ним, то бодрствование полезне всякаго сна" ". (Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 56. С 281.)
[96] Соседствующие области в центральной Греции. В тех местах Старец проходил военную службу. — Прим. пер.
[97] Старостой сельской общины Фарас был Продромос Эзнепидис — отец Старца Паисия.
[98] См.: 1 Кор. 3, 16 и 6, 19.
[99] Старец приложился к какой-то иконе так, что ничего не было слышно.
[100] См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.
[101] Ис 66, 2.
[102] Мф. 25, 41.
[103] Произнесено в мае 1990 г.
[104] См.: Лк. 6, 29.
[105] Мф. 25, 40.
[106] Из 12-го антифона утрени Великого Пятка.
[107] Лев 19, 18. Мф. 22, 39. Мк. 12, 31. Лк. 10, 27.
[108] Архондарик — место для приема гостей в греческих монастырях. — Прим. пер.
[109] Около 15 долларов США. — Прим. пер.
[110] В 1958 г.
[111] Мф. 6, 4.
[112] См.: Мф. 7, 1. Лк. 6, 37. Ин. 7, 24.
[113] Обитель, в которой насельники живут вместе, не имея общего игумена и следуя индивидуальному порядку в духовной жизни и материальном обеспечении себя.
[114] Селения в Халкидике. — Прим. пер.
[115] Речь идет об оккупации Греции в 1941–44 гг. Германией, Италией и Болгарией. — Прим. пер.
[116] Рим. 12, 20.
[117] См.: Мф.5, 42. Лк. 6, 30.
[118] Мф. 5, 45.
[119] Пс 102, 10.
[120] "Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих" (Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 286).
[121] Тысяча драхм (разг.). — Прим. пер.
[122] Собранное в настоящей главе было произнесено или написано Старцем в период с 1981 по 1994 г.
[123] Άποστασία — отступление, отпадение (греч.). — Прим. пер.
[124] 2 Фес 2, 3.
[125] Ин. 2, 18.
[126] Говоря "антихрист будет, если можно так выразиться, воплощением диавола", Старец имеет в виду, что антихрист будет человеком — носителем всей диавольской энергии, послушным орудием для воплощения сатанинских планов. О том, что антихрист будет человеком, согласно свидетельствуют святые отцы. Выше и ниже Старец Паисий прямо говорит о том, что антихрист будет человеком. Таким образом, его мнение по этому вопросу находится в полном согласии со святоотеческим. — Прим. пер.
[127] См.: Мф.24, 24. Мк. 13, 21.
[128] Ис. 35, 2.
[129] См.: Мф. 24, 36. Мк. 13, 31. Деян. 1, 7. 1 Фес. 5, 1.
[130] См.: Мф. 24, 29 и далее. Мк. 13, 24 и далее. Лк. 21, 25 и далее.
[131] Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Глава 38. PG 106, 340 С.
[132] См.: 3ах.11, 1–13.
[133] См.: Пс. 68, 22.
[134] См.: Пс. 21, 19.
[135] Апок.13, 18.
[136] См.: 3 Цар. 10, 14 и 2 Парал. 9, 13.
[137] Мамона — богатство, прибыль, житейские блага. — Прим. пер.
[138] Мф. 6, 24.
[139] См Апок. 16, 10.
[140] Χάραγμα (от глагола χαράσσω — чертить, высекать, вырезать). — Прим. пер.
[141] В Греции существует два вида документов, удостоверяющих личность граждан: для пользования внутри страны — карточка-удостоверение и для поездок за границу — паспорт. Греческое название карточки-удостоверения личности: ταυτότητα. Ταυτότητα — "1) тождество (тж. мат.), тождественность, идентичность, совпадение 2) паспорт, удостоверение личности 3) личность" (И. П. Хориков, М. Г. Малев. Новогреческо-русский словарь. М, 1980. С. 743). Запланированное Шенгенским соглашением введение новых удостоверений личности, имеющих на себе штриховой код, в основу которого положено число зверя, вызвало бурю протестов со стороны Элладской Церкви, Святой Горы Афон, подавляющего большинства греческих граждан. — Прим. пер.
[142] Принятые уже после кончины Старца Паисия решения Священного Синода Элладской Церкви говорят о неприемлемости для православных христиан документов с числом антихриста. При обсуждении проблемы мнение блаженнопочившего Старца явилось для иерархии, клириков и мирян Элладской Церкви одним из решающих. — Прим. пер.
[143] В 1987 г. блаженный Старец Паисий выпустил брошюру "Знамения времен — 666", посвященную данной теме. — Прим. пер.
[144] В Греции в удостоверении личности графа "вероисповедание" до последнего времени являлась обязательной. — Прим. пер.
[145] См: Дан. 9, 26–27. Апок. 12, 6; 13, 5. См. также: Άγίου Είρηναίου Λουγδούνων, Έλεγχος καί άνατροπή τής ψευ δωνύμου γνώσεως είς βιβλία πέντε. Sources Chretiennes 153. Paris, 1969, p. 323, 387. (Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Книга 5.).
[146] Там же.
[147] См.: Мф. 24, 22. Мк. 13, 20.
[148] См.: Апок. 13, 16 и далее; 14, 9 и далее; 16, 2 и 20, 4.
[149] См.: Мф. 26, 69–75. Мк. 14, 4–72. Лк. 22, 54–62. Ин. 18, 16–18, 25–27.
[150] Мф 16, 3.
[151] См.: Зах. 11, 1–13.
[152] Кишмет, кисмет — "наделение" (арабск.), то, что предназначается каждому человеку провидением. — Прим. пер.
[153] Святитель Кирилл Александрийский. "Огласительное поучение". Оглашение просвещаемых 15, глава 18.
[154] Мк. 13, 22.
[155] Апок. 13, 16–18.
[156] В 1997 году в Греции вышла книга Высокопреосвященнейшего Митрополита Никопольского и Превезского Мелетия "Печать антихриста в православном Предании". А в 2001 году в Москве был издан ее перевод на русский язык Сестричеством преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Благоговейными священнослужителями, монашествующими и боголюбивыми мирянами Элладской Православной Церкви книга была встречена негативно. В рецензиях, последовавших на книгу, было указано, что Высокопреосвященнейший автор, извращая Священное Писание и святоотеческие источники, приходит к заключениям, противоречащим общецерковным оценкам, изложенным в Окружных Посланиях Священного Синода Элладской Церкви от 7 апреля 1997 года и 9 февраля 1998 года, Обращениях Священного Кинота Святой Афонской Горы, а также мнению блаженного Старца Паисия. Наиболее полное и удачное богословское опровержение книги митрополита Мелетия издано монахами Святых Метеорских Гор под заглавием "Παραχάραξη του̃ χαράγματος. Άναίρεση τω̃ν θέσεων του̃ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Νικοπόλεως καί Πρεβέζης κ. Μελετίου στό βιβλίο του "Τό χάραγμα του̃ άντιχρίστου στην όρθόδοξη παράδοση"".
[157] Лк.21, 4.
[158] Так звали одного известного в тех краях священника-проповедника и сослуживцы, желая подразнить Старца, называли его "Венедиктом".
[159] Албанская война (или албанский фронт) — война 1939–40 г. между Грецией и фашистской Италией. — Прим. пер.
[160] Наполеон Зерва (1891–1957) — лидер антифашистского движения "Национальный Греческий Демократический Союз", действовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. — Прим. пер.
[161] Давакис Константин (1897–1942) — полковник греческой армии, талантливый военачальник, командующий Пиндской группировкой в ноябре 1940 года. Одержанная К. Давакисом "Пиндская победа" над итальянской горнострелковой дивизией "Джулия" стала первым серьезным поражением фашистского блока во Второй мировой войне.
[162] Ока — мера веса, равная 1280 граммам. — Прим. пер.
[163] Иоанкис Макрияннис (1797–1864) — генерал-майор, национальный герой Эллады. Один из самоотверженнейших борцов против турок в годы Греческой Революции (1821–1830). Автор "Воспоминаний" о революции и освободительной борьбе. Жизнь И. Макриянниса — прекрасный образец жертвенной христианской любви к Богу, ближнему и отечеству.
[164] Мф.24, 44. Лк.12, 40.
[165] Произнесено в ноябре 1984 г.
[166] Лк. 12, 49.
[167] Кондилис Георгий (1879–1936) — видный военный и государственный деятель Греции. Активный участник боевых действий в Малой Азии в 1920-е годы. В последующие годы занимал посты министра обороны, министра внутренних дел, премьер-министра Греции.
[168] Турецкие разбойники. См. также в книге Старец Паисий Святогорец. Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С 22, 74.
[169] Фамилия Старца.
[170] Большой кривой турецкий кинжал. — Прим. пер.
[171] Ср. Мф.11, 12.
[172] Сули — союз нескольких деревень Эпира (область Греции), обладавший независимостью во время турецкого господства и в период с 1790 по 1893 г. ведший вооруженную борьбу против завоевателей. — Прим. пер.
[173] Али-Паша (Тепеленли), 1714–1820 — знаменитый паша Янины, сын разбойничьего атамана Велиса, ведший жестокие войны против сулиотов, вступивший в конфликт с султаном и убитый в 1820 г. — Прим. пер.
[174] Султан (правитель Турции) — изначально титул вождей Оттоманской империи и впоследствии глав любого мусульманского государства.
[175] Иериссос — порт на восточном побережье п-ова Халкидика, к которому приписан пассажирский катер, курсирующий вдоль северо-восточного побережья Афона. — Прим. пер.
[176] Кавала — город и порт в Северной Греции, в пределах прямой видимости от Святой Горы.
[177] См.: Старец Паисий Святогорец. Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997. С. 72.
[178] Память 15 июля.
[179] Колокольчик, подвешиваемый на ошейнике охотничьей собаки для того, чтобы вспугивать дичь. — Прим. пер.
[180] Келья Рождества Пресвятой Богородицы "Панагуда", в которой блаженный Старец Паисий жил в последние годы своей жизни, находится в уединенном лесистом месте. Других келий и жилья в непосредственной близости от нее нет. — Прим. пер.
[181] Описываемый случай произошел в 1987 г, когда Старец страдал от грыжи.
[182] Мехмет Эмин Абдулах Паша управлял Фессалониками в 1821–1823 гг.
[183] Янычары — карательные войска в Турецкой империи, в которые обычно отбирались юноши из завоеванных турками христианских народов. Пройдя особую подготовку и воспитание, янычары отличались исключительным фанатизмом и жестокостью. — Прим. пер.
[184] Паисий II — митрополит Кесарийский. Родился в селении Фарасы в Каппадокии. Учился в духовной школе при Флавиановском монастыре Честного Предтечи, а затем в Константинополе, где был рукоположен во диакона и священника. В 1832 г. был рукоположен в митрополита Кесарийского. Был бесстрашным борцом за сохранение эллинизма в своей епархии.
[185] Фирман — указ султана. — Прим. пер.
[186] Рамазан — девятый месяц по мусульманскому календарю, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост (полное воздержание от пиши, пития, курения и т.д.) ежедневно с утра до вечера. От заката до восхода солнца запреты рамазана отменяются.
[187] Балукли — местность в Константинополе, где расположен монастырь "Живоносный Источник".
[188] Золотая монета с изображением святых Константина и Елены, которую носили как украшение или талисман.
[189] "Плачущие" стояли перед дверями храма и просили входящих в храм верных молиться о них Господу. См.: Правило 12-е святого Григория Неокесарийского. Книга Правил. Троице-Сергиева Лавра. 1992. С. 294.
[190] О Саприкии см.: Жития святых. Кн. 6. М, 1905. С. 180–185.
[191] См.: 2 Кор. 12, 2.
[192] См.: 1 Кор. 12, 31.
[193] Святой мученик Вонифатий был рабом знатной римлянки Аглаиды и находился с ней в греховной связи.
[194] Память святых Вонифатия и Аглаиды совершается 19 декабря.
[195] Память святых мучеников Маккавеев совершается 1 августа.
[196] Память святого мученика Лонгина сотника совершается 16 октября.
[197] Память святого преподобнолмученика Гедеона Святогорца совершается 30 декабря.
[198] Память святого священномученика Игнатия Богоносца совершается 20 декабря.
[199] См.: Рим. 8, 35.
[200] Старец имеет в виду воздержание от пищи и воды в течение всего дня.
[201] "Воски" — буквально "пасущиеся". Архимандрит Херувим (Карамбелас) в своей книге пишет, что они, "согласно святогорскому преданию, являются самыми святыми монахами Горы и живут совершенно уединенно, будучи никому не известны. Согласно тому же самому преданию, последняя Литургия на земле будет совершена этими невидимыми двенадцатью. Их число всегда постоянно, потому что, если умирает один из них, его место занимает кто-нибудь из самых лучших монахов Святой Горы". (Херувим (Карамбелас), архим. Из удела Божией Матери. Киев, 1998. С. 164.)
[202] См.: Σωζόμενος, PG 67, 1395 и далее, Εύάγριος PG 86, 2480В, Μόσχος PG 87, 2868В и Λεόντιος PG 93, 1688С.
[203] Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад. 1911. Слово 73. С. 370.
[204] Мф.6, 33.
[205] См.: Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. СТСЛ, 1904.
[206] См.: Исх.16, 19–20.
[207] Нартекс — западная часть храма, паперть. — Прим. пер.
[208] Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 62–65.
[209] Город в Центральной Греции. — Прим. пер.
[210] Произнесено летом 1990 г.
[211] См.: Евр. 12, 1.
[212] Ин. 11, 25–26.
[213] См.: Зах.11, 1–13.
[214] См.: Иер. 18, 2; 32, 9. Мф. 27, 7–9.
[215] См.: Пс. 21, 19.
[216] См.: Деян 9, 1–18.
[217] Лк.17, 5.
[218] См.: Мф. 14, 30.
[219] См: Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 9.
[220] Мф. 17, 20. Лк. 17, 6.
[221] В этом случае подразумевается простое принятие бытия Бога, недостаточное для жизни во Христе.
[222] См.: Евр 11, 1.
[223] Ис 6, 3.
[224] Ин.15, 5.
[225] Богородичен на Великом повечерии, глас 6.
[226] См.: Мф. 9, 29. Мк. 9, 23.
[227] Пс. 81, 6.
[228] Ср.: Ис. 6, 9–10.
[229] 3 июня 1979 года Старец Паисий молился по четкам, говоря: "Святые дня, молите Бога о нас". Он не помнил, память какого святого совершалась в тот день, и не мог найти очки, чтобы посмотреть в месяцеслове (всего несколькими днями ранее Старец переехал в келью "Панагуда" и еще не разобрал свои вещи). Тогда его посетил святой мученик Лукиллиан, память которого празднуется 3 июня, и трижды повторил ему свое трудное имя.
[230] Среди благочестивых христиан Греции распространена традиция устройства вдоль дорог крохотных часовенок, обычно в благодарность Богу, Пресвятой Богородице или святым, или же в память близких, погибших в автомобильных катастрофах. — Прим. пер.
[231] См.: Быт. 6, 13 и далее.
[232] См.: Ис. 38, 4 и далее.
[233] Мф.7, 7.
[234] Ин.5, 6.
[235] См.: 3. Цар. 18, 26.
[236] Имеется в виду нехристианская традиция проведения в Греции ежегодного масленичного карнавала, сопровождающегося шумными зрелищами и народными гуляньями. — Прим. пер.
[237] Святой священномученик равноапостольный Косма Этолийский († 1779; память мученической кончины 24 августа). Жил в XVIII веке. Значительное время подвизался на Святой Афонской Горе. После божественного призвания вышел в мир и с проповедью проходил города и села порабощенной турками Греции. Учил Евангелию, открывал школы, препятствовал исламизации греков. Совершил множество чудес и оставил очень много пророчеств о будущем всего человечества. По праву считается великим пророком нового времени. Проповеди и пророчества святого Космы очень распространены и читаемы в Греции, на русский язык не переведены. — Прим. пер.
[238] См.: Мф. 24, 22. Мк. 13, 20.
[239] Крещение людей с нехристианскими именами не считается в Греческой Церкви недопустимым. По сложившемуся обычаю такие люди празднуют день своего тезоименитства в Неделю Всех святых. — Прим. пер.
[240] Мф. 7, 7.
[241] Иак. 5, 16.
[242] В житии преподобного Паисия Великого описывается следующий случай: один нерадивый послушник пал от преслушания в некий грех и, не успев покаяться, умер. После настойчивых молитв его старца Бог открыл ему, что душа послушника будет находиться в аду до дня Страшного Суда, в который она восприимет окончательное, подобающее ей воздаяние. Тогда старец обратился к преподобному Паисию и попросил его помолиться Богу о спасении умершего. После горячей молитвы преподобного Христос освободил душу нераскаянного послушника из ада.
[243] Лк.24, 29.
[244] См.: Мф.21, 21.
[245] Старец имеет в виду бдение с 9 на 10 ноября 1993 г. Он был измучен раком, но, несмотря на это, стоя на ногах и опираясь о стул, преподал благословение примерно тридцати тысячам людей, пришедших в тот день.
[246] Прозвище "Маккавей" (это слово, по всей вероятности, означает "сокрушающий врагов") было дано вождю иудейского восстания 166 г. до Р.Х. Иуде и впоследствии его преемникам. Восстание было направлено против Антиоха IV Епифана, стоявшего во главе династии Селевкидов. Маккавеи были самоотверженными борцами за отеческую веру и государственную независимость Израиля. (См. книги Маккавейские.)
[247] Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 71. С. 362.
[248] Готовятся к изданию отдельные тома "Слов" Старца Паисия, посвященные молитве и монашеству. В настоящем томе собрано только то, что имеет отношение к теме духовного пробуждения.
[249] Мф. 5, 16.
[250] Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 26, 31. С. 181.
[251] В каливе Честного Креста Старец Паисий жил с 1969 по 1978 год.
[252] Произнесено в мае 1991 г.
[253] См.: 1 Кор. 14, 20.
[254] Мф. 6, 22.
[255] См.: Ό Όσιος Νειˆλος ό Καλαβρός, έκδ. Ίερου Μετοχίου Εύαγγελισμου της Θεοτόκου. Όρμύλια, 1991, σ. 252.
[256] См. Мф. 23, 5.
[257] Мф.25, 12.
[258] Квартал в Афинах.
[259] См.: Мф. 16, 26.
[260] "Лавсаик" — жизнеописания святых египетских и палестинских подвижников. Книга была составлена, вероятно, в середине V века епископом Еленополя Вифинского Палладием, который посвятил ее византийскому патрицию Лавсу. По имени последнего стало называться и само сочинение.
[261] Под "бандитами" подразумеваются вооруженные формирования коммунистической партии Греции в годы фашистской оккупации. — Прим. пер.
[262] Преподобный Арсений Великий (354–447) происходил из Рима. Был велик мудростью и добродетелью. Получил имя "отца царей", поскольку император Феодосии поручил ему воспитание двух своих детей. В 394 году после божественного откровения он оставил мир и удалился в египетскую пустыню. Несмотря на прежнюю жизнь во дворцах, св. Арсений проходил свой монашеский подвиг с великой строгостью и самоотвержением.
[263] Пс.43, 24.
[264] Пс 77, 65–66.
[265] См.: Исх. 32, 11. Втор. 9, 28. Пс. 78, 10.
[266] См.: Дан. 3, 1–100.
[267] Ср.: Мф. 18, 21.
[268] Ζωή (греч.) — жизнь. Ср.: Быт. 3, 20.
[269] См.: Быт. 3, 1.
[270] См.: 2 Езд. 1, 1 и ниже.
[271] См.: 1 Езд. 8, 88–92.
[272] См.: 3 Мак. 5, 1–35.