Особенности пророков, отличающие их от других людей
Откровение
Всевышний Аллах ниспосылал Откровение только Своим пророкам и никому более. Всевышний сказал:
30 Согласное мнение недействительно при наличии несогласных с ним из числа учёных, если только оно не имело место раньше, до того как возникли разногласия.
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 98
Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено Откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный».
Сура 18 «Пещера», аят 110
Это, в свою очередь, предполагает наличие у них особенностей, отличающих их от остальных людей. Так, с некоторыми из них говорил Всевышний, другие вступали в контакт с ангелами. Кроме того, Аллах поведал им о некоторых прошлых и грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, и о других вещах, также относящихся к области сокровенного.
Сюда относится ночное путешествие Посланника в Иерусалим и его вознесение на небеса, а также то, что он видел ангелов и пророков, Рай и Ад. Кроме того, он видел и слышал умерших, которые подвергались мучениям в своих могилах. В одном из хадисов сказано: «Если бы не боязнь того, что вы вообще перестанете хоронить умерших, я бы обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он дал вам возможность услышать, как умершие подвергаются мучениям в своих могилах» [Ахмад; Муслим; Абу Давуд; Насаи; Сахих джами' ас-сагир].
Глаза пророков спят, но не спят сердца их
Всевышний Аллах сделал так, что глаза пророков спят, но не спят сердца их. Анас передаёт в хадисе о вознесении Пророка на небеса: «Глаза Пророка спали, но не спало сердце его, и так все пророки: спали глаза их, но не спали сердца их» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 579]. Хотя это слова Анаса, он, конечно же, не мог сказать подобное от себя, не мог придумать это, как говорит Ибн Хаджар. К тому же нечто подобное сказал и сам Посланник . Так, в достоверном хадисе сказано: «Таковы мы, пророки: глаза наши спят, но не спят сердца наши». И Пророк сказал о себе: «Поистине, глаза мои спят, но не спит сердце моё»[Ибн Са'д; Ибн Хиббан; Сахих джами' ас-сагир].
Когда к пророку приходит смерть, ему предоставляется выбор
Ещё одна особенность пророков: им предоставляется выбор между жизнью и смертью, между миром этим и миром вечным. 'Аиша передаёт, что она слышала слова Посланника Аллаха : «Когда любой
Глава 5. Качества посланников 99
пророк заболевал, ему непременно предоставлялся выбор между этим миром и миром вечным»[Бухари; Муслим].
'Аиша также передаёт: «Во время болезни, от которой он умер, Пророк ,которому стало совсем тяжко, сказал; "...с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивых, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!"— и я подумала, что ему был предоставлен выбор» [Фатх аль-Бари, т. 8, с. 255].
В книге об ангелах из этой серии мы уже приводили хадис о том, как Ангел смерти предоставил выбор Мусе, и о том, как Муса выбил глаз Ангелу смерти.
Все пророки похоронены там же, где они умерли
В этом и следующих за ним пунктах упомянуты некоторые особенности пророков, связанные с тем, что происходит с ними после их смерти.
Все пророки похоронены там же, где они умерли. В хадисе говорится: «Каждого пророка хоронили в том месте, где он умер»[Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир]. Поэтому сподвижники похоронили Посланника в доме 'Аиши, где он и скончался.
Земля не пожирает тела пророков
Всевышний почтил Своих посланников и пророков ещё и тем, что земля не пожирает их тела. Сколько бы времени ни прошло с момента их смерти, их тела остаются нетронутыми, в целости и сохранности. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков»[Абу Давуд; ан-Насаи; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 488].
Историки упоминают об одном удивительном случае. Ибн Касир передаёт в книге «Аль-Бидайа ва ан-нихайа = Начало и конец» от Юнуса ибн Букайра его слова: «Когда мы покорили Тустар, среди богатств Хурмузана мы обнаружили ложе, на котором покоилось тело умершего человека. У головы его лежал свиток. Мы взяли свиток и отнесли его к 'Умару. Он позвал Ка'ба, и тот перевёл написанное на арабский язык. И я был первым из арабов, кто прочёл его. Я прочёл его так, как читаю вот этот Коран». Передатчик этой истории сказал: «Я спросил Абу аль-Алию: "И что было в нём?" Он сказал: "Ваши жизненные пути, ваши дела и суть слов ваших и то, что грядёт". Я спросил: "И что вы сделали с телом этого человека?" Он ответил: "Днём мы вырыли тринадцать могил в разных местах, а ночью
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 100
похоронили его и сровняли с землёй все могилы, чтобы скрыть его от людей и чтобы они не выкопали его снова"31. Я спросил: "А что они хотели от него?" Он ответил "Когда дождь долго не выпадал, они выносили ложе с ним, и тут же проливался дождь" Я спросил: "И кто это, по-вашему?" Он сказал: "Один человек по имени Даниил" Я спросил: "А давно ли он умер?" Он ответил: "Он умер триста лет назад" Я спросил: "И его тело совсем не изменилось?" Он ответил: "Нет, если не считать волос на его затылке. Поистине, тела пророков не разлагаются в земле, и их не пожирают дикие звери"». Ибн Касир сказал: «Иснад этого сообщения безупречен до Абу аль-'Алии».
Скорее всего, это был один из пророков сынов Израилевых. Сподвижники решили, что это Даниил, потому что его взял в плен царь персов, и он находился у него в заточении. Однако вероятнее всего, что их предположение было неверным, потому что Даниил жил за восемьсот лет до ислама. Если же их предположение верно, тогда он не мог быть пророком, потому что между 'Исой и Мухаммадом не было пророков. То есть в этом случае он мог быть только праведным рабом Всевышнего, но не пророком. Хотя представляется наиболее вероятным, что он всё же был пророком, поскольку нетленными остаются именно тела пророков, а не других людей. Кроме того, эту версию подтверждает и найденный возле его головы свиток. Свиток этот, несомненно, был Писанием пророка, ибо многое из написанного в нём относилось к области сокровенного, а это означает, что оно могло быть только Откровением от Всевышнего. А на то, что это был один из пророков израильтян, указывает следующее.
1. Сподвижники решили, что это — Даниил, а значит, было там нечто указывающее на это, иначе на чём основано их предположение?
2. Свиток, который они нашли у его головы, был, судя по всему, написан на древнееврейском языке, потому что перевести написанное позвали Убайя ибн Ка'ба, а он до принятия ислама был иудеем.
31 Этот поступок указывает на понимание и благоразумие мусульман в те времена: уважение к умершему — погребение его, независимо от того, пророк это или обычный человек. А столько могил они вырыли для того, чтобы люди не знали, где именно он погребён, и не выкопали его тело снова, ибо это проявление неуважения к этому благородному пророку. К тому же люди могли начать собираться на его могиле или даже построить там мечеть, обращаться к этому умершему пророку с мольбами и испрашивать благословения на его могиле, как это делают сегодня многие впавшие в заблуждение во многих мусульманских странах.
Глава 5. Качества посланников 101
Пророки остаются живыми в своих могилах
В достоверном хадисе, передаваемом со слов Анаса ,Пророк сказал: «Пророки в своих могилах — живые, и они совершают там молитву»[Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 414]. Передают также, что Посланник сказал: «В ночь моего вознесения на небо я видел Мусу у красного холма. Он стоял в своей могиле, совершая молитву»[Муслим, № 1641].
А Абу Хурайра передаёт в хадисе о ночном путешествии Пророка : «Я оказался среди пророков, и увидел Мусу, который стоял, совершая молитву... И я увидел 'Ису ибн Марьям, который стоял, совершая молитву, и я увидел Ибрахима, который стоял, совершая молитву»[Муслим].
Непогрешимость
Об этом мы поговорим в отдельной главе.