Служитель не должен осуждать других
А теперь я хотел бы попросить дорогих детей Божиих глубже поразмыслить над тем, по каким причинам Священное Писание не может оправдать нас, если мы осуждаем других верующих, также исповедующих Иисуса Христа, и почему Божий повеления не позволяют нам называть их лицемерами и невеждами, мало знающими об истинной вере.
Мы все знаем, что есть такие суждения, которые очень часто и достаточно строго запрещает Священное Писание. И я желаю, чтобы эти библейские повеления были нами внимательно исследованы и тщательно взвешены, чтобы мы могли рассудить, в какой мере Слово Божие разрешает нам определять духовное состояние других людей и выносить свой приговор им, как порочным, в то время как они исповедуют Христа и состоят членами Церкви, - то есть рассудить, в какой мере это не запрещено нам Иисусом Христом в Новом Завете. Итак, если это запрещено, то ученики Христа, без сомнения, должны избегать такой практики, даже если это кажется необходимым и они считают себя подходящими для этой роли, полагая, что руководствуются добрыми намерениями.
Мы должны ясно уразуметь, что тот вид суда, который Бог объявляет Своей прерогативой, запрещено творить людям. [Прерогатива - исключительное право, преимущество, связанное с занимаемым положением. - Прим. ред.] Мы знаем, что безапелляционное и окончательное суждение о состоянии сердец сынов человеческих очень часто в Писании определяется, как исключительное право Бога, принадлежащее только Ему: "Помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих" (ЗЦар.8:39). И если мы достаточно исследуем этот вопрос, то сможем определить для себя, что окончательный суд над сердцами людей, который находится в Божьей власти, относится не только к целям и сердечным намерениям в каких-то отдельных аспектах деятельности человека, но, главным образом, к состоянию его сердца в вопросе исповедания им веры. Это становится ясно при рассмотрении следующих мест Священного Писания: 1Цар. 28:9; Пс.7:9-11; Пс.26; Прит.1б:2; 17:3; 21:2; Откр.2:22-23.
В Новом Завете мы также находим подтверждение тому, что такой вид суда, на который имеет право только Бог, запрещен человеку: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает" (Рим. 14:4); "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?" (Иак.4:12); "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь" (1Кор.4:3-4).
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что нам запрещен всякий вид суда, который должен совершиться в тот день Великого Суда, который скоро грядет; ибо написано: "Не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор.4:5). Таким образом, только в день Великого Суда Господь выявит лицемерие в сердцах людей, которые имеют лишь вид благочестия и зачастую ведут себя, как Божий люди, и отличит их от истинных святых, - или другими словами, отделит "овец" от "козлов". Да, эта задача в Священном Писании представлена как главная цель того дня.
Глубоко заблуждаются те, кто здесь, на земле, смело берется определять, кто является искренним верующим, а кто - нет; кто берется проводить разделительную черту между истинными святыми и лицемерами и отделять "овец" от "козлов", да еще и ставить одних "по правую", а других - "по левую сторону"; кто хочет раньше времени "выдернуть" плевелы, растущие среди пшеницы. Многие из слуг были готовы считать себя вполне подходящими для такой работы и предлагали свои услуги своему Господину, но Он сказал: "Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" (Матф.13:29-30). Этот запрет Господина жатвы соответствует вышеупомянутому запрещению Апостола: "Не судите никак прежде времени" (1Кор.4:5).
В этой притче слуги, заботившиеся о пшенице, несомненно, являются теми же слугами, которые заботились и о плодах виноградника (см. Лук. 20гл.) и были также названы в Евангелии "слугами Господина жатвы", назначенными Им для того, чтобы быть "делателями" на Его жатве (см. Матф.9:37-38). Мы узнаем в них служителей Евангелия. В настоящее время исполняется то, о чем говорит эта притча из 13 главы Евангелия от Матфея: "когда же люди спали" (прообраз долгого сна церкви и ее мертвого состояния) "пришел враг Его и посеял между пшеницею плевелы" (Матф.13:25). Сейчас наступило время, когда "взошла зелень" (Матф. 13:26), то есть время возрождения веры. И в настоящее время, как и в притче, некоторые из слуг, заботящихся о поле, говорят: "хочешь ли, мы пойдем выберем их?" (Матф. 13:28). Я знаю, что у людей, которые думают о себе, что они обладают некоторым опытом жизни веры, имеется большая склонность считать себя способными определять состояние других людей на основании коротких бесед с ними. Однако, мой личный опыт научил меня тому, что такая склонность ведет к ошибкам.
Ранее я и представить себе не мог, что сердце человека может быть таким непостижимым. Я стал, с одной стороны, менее сострадательным, но, вместе с тем, порою стал сострадать больше, чем ранее. Я понял, что у людей с нечистой совестью есть много лицемерных проявлений, которые, на первый взгляд, придают им привлекательный вид истинного благочестия. Я также понял, что у Божьих людей в гораздо большей степени, чем я полагал раньше, проявляются остатки греховности, и это делает их похожими на плотских людей, формалистов и духовно мертвых лицемеров.
Чем дольше я живу, тем меньше удивляюсь тому, что испытание сердец сынов человеческих Бог оставил только в Своей власти, определив, что это испытание произойдет только во время Жатвы. Я желаю преклониться перед мудростью Божией, Его милосердием ко мне и ко всем, мне подобным, и поблагодарить Его за то, что Он не вверил это великое дело в руки такому бедному, слабому и близорукому созданию, как человек, которому в огромной степени присущи духовная слепота, гордость, лицеприятие, предубеждение, лживость, - но вверил это Христу, Который бесконечно более подходит для этой цели, и сделал это Его прерогативой.
Рассуждая о других христианах и делая собственные заключения об их жизни, мы должны самым определенным образом запретить себе думать о том, что они не являются драгоценными детьми Божиими. Мы обязаны и даже вынуждены быть исполненными всякого милосердия к ним.
Мы должны позволить Священному Писанию быть твердым основанием для нашей жизни, ибо Писание определяет всякое внутреннее проявление у святых, относящееся к их духовной и божественной жизни, как нечто сокрытое от глаз человеческих (см. Кол.3:3-4): они питаются "сокровенной манной", - духовной пищей, неизвестной другим; окружающие не могут каким-либо образом заглянуть в их сердце и понять их радости. Украшением всякого истинного христианина, является "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет.3:4), но сокрыто от посторонних глаз. Новое имя, данное Христом каждому из нас, никто не знает, кроме того, кто его получает (Откр.2:17).
Похвала для истинных, духовных израильтян, имеющих обрезание "по духу", исходит не от людей, но от Бога (Рим.2:29). Это означает, что их можно узнать и отличить, как истинных детей Израиля, потому что они имеют честь принадлежать к людям, которые от Бога. Эта мысль подтверждается и другими подобными выражениями апостола Павла - см. 1Кор.4:5. Здесь он говорит о принадлежащем только Богу праве делать заключения о том, кто является истинным христианином и что с этим человеком будет в день Суда, и добавляет: "и тогда каждому будет похвала от Бога".
Показателен пример Иуды. Долгое время он находился среди двенадцати апостолов, учеников Христа, бывших Его истинными последователями. Они не могли заподозрить Иуду в неискренности, пока он сам не раскрыл себя своим отвратительным предательством.
История Ахитофела также очень показательна. Давид ни в чем не подозревал его, хотя был очень мудрым и святым человеком, отличавшимся благочестием и хорошо знающим Писание. Он знал больше, чем все его учителя; больше, чем люди в древности, жившие до него; был зрелым по своему жизненному опыту и отличался величайшей трезвостью в своих суждениях. Давид был великим пророком и очень близко знал Ахитофела, считая его своим лучшим другом и самым желанным собеседником в делах веры. Но он не только не увидел в нем лицемера, но и полагался на него, как на благочестивого друга. Давид наслаждался духовными беседами с Ахитофелом, они были сладостны для него; он считал его богобоязненным человеком и поставил выше всех других мудрецов и советников в духовных вопросах. На самом же деле, Ахитофел не только не являлся святым, но оказался злым, жестоким и порочным человеком.
Об этом Давид говорит в своем псалме: "Злодеяние и бедствие посреди его. Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы: Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой; с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий" (Пс.54:11-15).
Мнение некоторых о том, что верующие имеют способность и право определять состояние души других христиан и, таким образом, открыто совершать деление на святых и фарисеев; что истинные святые должны находится в одном обществе, а лицемеры - в другом, и быть разделенными между собой стеной, которую воздвигли сами люди, ставшие вдруг несовместимыми, - является глубоко ошибочным. Ибо оно предполагает, что Бог дал людям власть устроить еще одну видимую церковь внутри той Церкви, которую Он Сам учредил на Земле, ибо судить о наличии Церкви можно только по ее видимым членам, - христианам, которых здесь, на земле принимают за таковых согласно их исповеданию. Никто не имеет права исключать кого-либо из числа видимой Церкви, - кроме тех случаев и по тем причинам, которые указал Бог в Священном Писании.
Я просил бы тех, кто проявляет истинное усердие для продолжения этой Божией работы, глубоко поразмыслить об этих обстоятельствах. Я убежден, что многие слушатели, в своем служении имеющие дело с душами людей и не прислушивающиеся к тому, что я говорю, с приобретением большего опыта прийдут к тому же мнению, что и я.