О запрете ругани в адрес правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада мир ему и благословение Аллаха. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне..
Что касается ругани и порочения правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость, шариат строго запрещает! Да, это действительно беда уммы в наши дни. А причина этому то, что мы сами отошли от пути нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эти правители разве с небе упали?! Они ведь из нашей среды и такие по причине самих мусульман, и довод этому слова Всевышнего Аллаха: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают» (аль-Ан’ам 6: 129).
В отношении этого аята Къатада говорил: “Поистине, Аллах дает власть над людьми в соответствии с их делами! Верующий правит верующим, где бы они ни были и когда бы они ни были, а кафир правит кафиром, где бы они ни были и когда бы они ни были!” См. "Тафсир Ибн Аби Хатим" № 7899, “Тафсир Ибн Касир” 2/446. Мансур ибн Абиль-Асуад рассказывал: "Я спросил А'маша об аяте: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают»: Что ты слышал из того, что говорят об этом аяте?!" Он ответил: "Я слышал как о б этом говорили: «Если портятся люди, то власть над ними дается наихудшим!»"См. "Тафсир ад-Дурруль-мансур" 3/358.
Почему бы в таком случае мусульманам не ругать и винить также самих себя, ведь такие правители стали во главе исламской уммы по причине порочности самих мусульман!
Многие люди в наше время считают, чуть ли не приближением к Всевышнему Аллаху порочение правителей мусульман, что они делают на общих собраниях, на пятничных проповедях и т.п., и дело дошло до того, что в этом стали принимать участие даже некоторые мусульманки на различных интернет-форумах. Одно дело, если бы они говорили о том или ином заблуждении правителя в каком-либо религиозном вопросе, в чем нет никакого упрека, ибо подобное часто делали и саляфы, опровергавшие правителей, в случае, если они искажали какое-либо шариатское положение.
Например, сообщается, что когда халиф Маруан ибн аль-Хакам стал начинать праздничные молитвы (аль-‘ид) с проповедей, а не намаза Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, потянул Маруана за руку и сказал: “Почему ты не начал с молитвы?!” На что Маруан ответил: “Нет, о Абу Са’ид! То, что ты знаешь оставлено!” Абу Са’ид на это сказал: “Напротив, клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы не явитесь с тем, что лучше того, что я знаю!”, повторив свои слова трижды. аль-Бухари 304, Муслим 889.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123. Таким образом, разъяснение ошибки правителя – дозволенно и даже необходимо! Но что касается ругани и порочения правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость, то это совсем иное, и шариат это строго запрещает!
Достаточно в качестве довода одного сообщения, которое передал Анас ибн Малик, сказавший: “Взрослые из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещали нам порочить правителей, и они говорили: «Не ругайте ваших правителей, не проявляйте к ним обмана и не ненавидьте их! Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!»” ат-Табарани в “аль-Кабир” 7609, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96. Шейх аль-Альбани, доктор Басим аль-Джауабра и доктор Ридауллах аль-Мубаракфури подтвердили достоверность иснада.
В этом хадисе ясное и прямое указание на то, что среди сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) было единогласное мнение (иджма’) относительно того, что ругать правителей мусульман запрещено! И нет в этом сообщении исключения, и речь идет не только о твоем личном правителе, но о любом правителе мусульман. Шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис говорил: “В этом сообщении указание на то, что старшие из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были единогласны в запретности ругани правителей мусульман! И этот запрет от них, да будет доволен ими Аллаха, не является следствием возвеличивания самих правителей, как таковых. Поистине, смысл этого запрета в той великой ответственности, возложенной на правителей шариатом. Ведь ругань правителей ведет к тому, что им не будут повиноваться даже в благом и это послужит отвращением от них сердец народа, что повлечет анархию, которая обернется для людей только лишь злом!” См. “Му’амалятуль-хукам” 75.
То, о чем говорил шейх истина, что имеет подтверждение в словах саляфов. ‘Абдуллах ибн ‘Укайма однажды сказал: “Никогда никому не буду помогать в убийстве, после смерти ‘Усмана”. Его спросили: “А ты принимал участие в убийстве ‘Усмана?!” Он ответил: “Я считаю, что разговоры о его недостатках были содействием в его убийстве”. Ибн Аби Шайба 12/47, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 6/115. Иснад достоверный.
Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом возле минбара Ибн ‘Амира, который давал хутбу в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего правителя, который носит одежду нечестивцев!” И Абу Бакрат сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах!»” Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.Т.е. этот Абу Биляль посчитал, что одежда, которую надел правитель была из шелка. В этом хадисе содержится указание на ясный запрет порочить правителя мусульман!
Также другой сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Умар аль-Букали говорил: “Если у вас будут правители, которые будут повелевать молитву и закят, то вам дозволено совершение молитв позади них и запрещено их ругать!” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 1/203, Абу Ну’айм в “Марифа ас-сахаба” 4/202. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. О том, что ‘Умар аль-Букали был из числа сподвижников говорил хафиз Ибн ас-Сакан. См. “аль-Исаба” 7/152.
‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришел к Абу Умаме, он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»”. аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 7/18. Т.е. Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был правителем в Ираке. И в этом сообщении также ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем!
Абу Хамза ад-Даб’и рассказывал: “Когда до меня дошло, что Хаджадж попал в Каабу огнем (во время сражения с Ибн аз-Зубайиром), я вышел к Ибн ‘Аббасу, и когда стал ругать при нем Хаджаджа, Ибн ‘Аббас сказал: «Не становись помощником для шайтана!»” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 8/104. Му’аз ибн Джабаль говорил: “Правитель мусульман становится им с позволения Всевышнего Аллаха, и тот, кто ругает правителя, тот ругает веление Аллаха Всевышнего!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/404.