Столкновение с бану надир
Прошло немного времени, и иудеи из племени бану Надир задумали осуществить нечто ещё более отвратительное, чем то, что совершили люди бану Адаль и Карра, а также те, кто вероломно напал на мусульман в Бир Ма‘уне. Они попросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретиться с ними где-нибудь, чтобы послушать аяты Корана и то, что он скажет им об Исламе, обсудить это между собой и принять Ислам в том случае, если они согласятся с ним. И их старейшины условились с ним о такой встрече, а между собой договорились принести туда под одеждой кинжалы, неожиданно напасть на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и убить его. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнал об этом и решил выселить их из Медины.
Сообщается, что когда Амр ибн Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, вернулся в Медину и рассказал о том, что он убил двоих людей из племени бану Килаб, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении нескольких своих сподвижников пошел к старейшинам бану Надир, чтобы они, в соответствии с условиями заключённого между ними договора, помогли ему выплатить дию(компенсацию)за убитых амиритов. Выслушав его, они сказали: «Мы всё сделаем, о Абу аль-Касим, а ты посиди здесь, пока мы не соберём то, за чем ты пришёл». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присел у стены одного из домов, старейшины же уединились и, побуждаемые Шайтаном, стали говорить друг другу: «Кто из вас скинет сверху ему на голову жернов?»
Сделать это вызвался самый злосчастный из них, Амр ибн Джихаш, но Джибриль, спустившийся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что они задумали, и тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, быстро поднялся с места и направился в Медину, а сподвижники чуть позже догнали его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им о заговоре и принял решение выселить бану Надир из Медины.
Приняв такое решение, он послал к ним Мухаммада ибн Масламу и велел от своего от имени передать им следующее: «Покиньте Медину и не смейте больше оставаться рядом со мной! Даю вам на это десять дней, а тот, кого найдут в городе после этого срока, будет обезглавлен!»
И в течение нескольких дней они готовились к отъезду, но потом глава лицемеров Абдулла ибн Убайй послал к ним своего человека, велев ему передать, чтобы они оставались на своих местах и никуда не уходили, так как у него есть две тысячи воинов, которые войдут в их укрепления и, если потребуется, умрут за них. И он велел ему сказать: «Если изгонят вас, то и мы уйдём вместе с вами и не подчинимся приказу действовать против вас никогда! А если будут с вами сражаться, то мы окажем вам помощь!» (Собрание, 11). Кроме того, посланец передал им его слова: «И вам помогут племена Курайза и Гатафан». Почувствовав за собой силу, они отказались уходить, и заявили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Никуда не уйдем, а ты поступай, как знаешь!»
Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники воскликнули: «Аллах Превелик», после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Ибн Умм Мактума, вручил Али боевое знамя, направился со своими воинами к укреплениям бану Надир и подверг их осаде. Укрывшиеся в этих укреплениях бойцы бану Надир обстреливали мусульман из луков и метали в них камни, укрываясь за пальмами и фруктовыми деревьями, которые окружали их дома. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал вырубить их пальмы и сжечь сады, после чего дух их был сломлен. Аллах вселил страх в их сердца, и через шесть дней (а по другим сообщениям – через пятнадцать) они согласились покинуть Медину. Племя Курайза отказалось поддерживать их с самого начала, а Абдулла Ибн Убайй и их союзники предали их, и о них Всевышний Аллах сказал так:
«Они подобны Шайтану, сказавшему человеку: “Не веруй!”, а когда он стал неверным, заявившему: “Не имею я к тебе никакого отношения...!”» (Собрание, 16).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, позволил им вывезти все что угодно из имущества, за исключением оружия, и они увезли с собой все, что смогли, вплоть до дверей, окон, деревянных столбов и стропил с крыш своих домов, о чём Всевышний Аллах сказал так:
«Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих, так извлеките же из этого урок для себя, о способные видеть!» (Собрание, 2).
Часть этих людей вместе со своими старейшинами обосновалась в оазисе Хайбар, а часть переселилась в Сирию.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил земли и дома бану Надир, в первую очередь между мухаджирами, но часть добычи получили и неимущие из числа ансаров, например Абу Дуджана и Сахль ибн Хузайф. Кое-что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял на содержание своей семьи, а остальное было потрачено на закупку оружия и лошадей, предназначенных для борьбы на пути Аллаха. Кроме того, мусульманам досталось пятьдесят кольчуг, пятьдесят шлемов и триста сорок мечей.