В) Ослушание и совершение грехов
Вред и пагубное влияние грехов не вызывают сомнения. По свидетельству многих ранних мусульман, вера увеличивается благодаря послушанию и уменьшается по причине ослушания. И это значит, что если выполнение обязательных и желательных предписаний усиливает веру, то запрещенные и нежелательные поступки ослабляют ее.
Но не следует забывать, что грехи сильно различаются по степени тяжести, пагубности и своим вредным последствиям. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Нет сомнения в том, что неверие, нечестие и ослушание бывают разной степени тяжести, равно как и вера с праведными деяниями бывает разной степени. Всевышний сказал: «Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают» (Али Имран, 163);
«Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили. Господь твой не находится в неведении относительно того, что они совершают» (аль-Ан’ам, 132);
«Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие» (ат-Тауба, 37);
«Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются.А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими» (ат-Тауба, 124-125).
Похожих аятов в Коране очень много».[105]
Коран и Сунна указывают на то, что грехи делятся на великие и малые. Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (ан-Ниса, 31);
«Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков» (ан-Наджм, 32).
А в «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Пять намазов, совершение каждого следующего пятничного намаза и соблюдение каждого следующего поста в рамадане служат искуплением того, что было совершено между ними, если человек избегал тяжких грехов».[106]
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима также приводится хадис ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакры, который рассказывал со слов своего отца: «Однажды Пророк, e, спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?». Мы сказали: «Конечно же, сообщи, о посланник Аллаха!». Тогда он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, Пророк, e, лежал, опершись на руку, а потом он сел и сказал: «Поистине, это – лживое слово и лживое свидетельство! Это – лживое слово и лживое свидетельство». И он продолжал повторять это, пока я не подумал: «Он никогда не смолкнет!».[107]
В этих же сборниках приводится хадис ‘Абдуллаха бин Мас’уда, в котором сообщается, что посланника Аллаха, e, спросили: «Какой грех перед Аллахом является самым тяжким?». Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, Который сотворил тебя». Его спросили: «А затем какой?». Он ответил: «Убийство ребенка их страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой». Его спросили: «А затем какой?». Он сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой соседа».[108]
С другой стороны все эти грехи можно разделить на четыре группы: ангельские, дьявольские, хищнические и животные.
Ангельские грехи – это те качества и поступки, которые не подобают творению, которые могут быть присущи только Господу миров, такие как величавость, высокомерие, властность, могущественность, надменность, порабощение творений и т.п. Такие грехи являются самыми тяжкими.
Дьявольские грехи являются уподоблением сатане, и к ним относятся зависть, несправедливость, мошенничество, злоба, обман, хитрость, коварство, веление ослушаться Аллаха и поощрение этого, удержание от повиновения Ему и порицание этого, искажение Его религии и измышление ереси, призыв к ереси и заблуждению. Эти грехи по своей пагубности и вредоносности уступают первой группе.
Хищнические грехи – это злодеяния, вызванные враждебностью и гневом, такие как кровопролитие, нападение на тех, кто слаб и беззащитен. Эти грехи выливаются во всевозможные оскорбления, наносимые людям, и несправедливые поступки.
Животные грехи – это алчность, жадность, желание удовлетворить страсть к еде и половой близости. Отсюда происходят прелюбодеяние и воровство, пожирание имущества сироты, жадность и скупость, трусость и пугливость, нетерпение и многое другое. К этой группе относится большинство злодеяний, совершаемых людьми, потому что они не всегда могут позволить себе ангельские или хищнические грехи. Через них они приходят ко всем остальным грехам, ибо прегрешения увлекают их за собой. Вначале они начинают совершать хищнические грехи, затем дьявольские, затем ангельские. В конце концов, они посягают на исключительное право Господа миров и приобщают к Нему сотоварищей.[109]
Таким образом, грехи различаются по степени своего пагубного влияния на веру, на ее силу и твердость. Эти различия между грехами и их воздействием на веру определяются несколькими аспектами, такими как род греха, степень его тяжести и пагубности, времени и месте его совершения, положении того, кто совершает грех, и многими другими.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Одним словом, мерзкие поступки различаются по степени своей пагубности. Мужчина, имеющий любовницу, или женщина, имеющая любовника, совершают менее тяжкий грех, чем распутник или распутница, которые совершают прелюбодеяние с первым встречным. Тот, кто держит свои грехи в тайне, взваливает на себя меньший грех, чем тот, кто грешит всенародно. И тот, кто не раскрывает своих грехов, совершает меньшее преступление, чем тот, кто рассказывает о них людям, поскольку этот последний очень далек от милости и прощения Всевышнего Аллаха… Точно так же, прелюбодеяние с незамужней женщиной является менее тяжким грехом, чем прелюбодеяние с женщиной, у которой есть муж, поскольку последнее подразумевает также несправедливое отношение к мужу, попрание его права и осквернение его ложа. Такой грех бывает более или менее тяжким, чем просто прелюбодеяние. В частности, прелюбодеяние с женой соседа считается более тяжким грехом, чем прелюбодеяние с женщиной, которая не живет поблизости, потому что в первом случае грех прелюбодеяния сочетается с ущемлением прав соседа и невыполнением соответствующей заповеди Всевышнего Аллаха и Его посланника. Таким же образом, прелюбодеяние с женой того, кто ушел сражаться на пути Аллаха, перед Аллахом считается более тяжким преступлением, чем прелюбодеяние с другой женщиной…
Однако степень тяжести этого греха различается не только в зависимости от того, с кем совершается прелюбодеяние, но и в зависимости от времени, места и сопутствующих обстоятельств, а также положения самого грешника.
В частности, прелюбодеяние днем или ночью в рамадане хуже, чем прелюбодеяние в любое другое время, равно как и прелюбодеяние в славных и почитаемых местах хуже, чем этот же грех в других местах.
Что же касается различий, определяемых положением грешника, то прелюбодеяние, совершенное свободным человеком, считается более тяжким, чем прелюбодеяние, совершенное невольником. Именно по этой причине невольники получают за этот грех наказание, равное половине наказания свободного человека. Кроме того, прелюбодеяние, совершенное тем, кто имел близость со своей женой или со своим супругом, является более тяжким, чем прелюбодеяние, совершенное девственником или девственницей. Таким же образом, прелюбодеяние, совершенное пожилым человеком, хуже, чем этот же грех, совершенный юношей… Прелюбодеяние, совершенное образованным человеком, считается более скверным преступлением, чем прелюбодеяние, совершенное невеждой. И это очевидно, поскольку ученый осведомлен о мерзости этого греха и его последствиях и совершает его сознательно. Кроме того, прелюбодеяние, совершенное тем, кто может воздержаться от него, также считается более скверным грехом, чем прелюбодеяние, совершенное неимущим бедняком.
В некоторых случаях менее тяжкое преступление сочетается с другим грехом, который превращает его в более тяжкое. Например, прелюбодеяние может сопровождаться страстной любовью, которая заставляет человека думать о своей возлюбленной, обожествлять и почитать ее, смиряться и унижаться перед ней, отказываться ради ее приказов и велений от повиновения Всевышнему Аллаху и Его посланнику. Этот грех может привести к тому, что человек возлюбит свою любовницу всей душой и станет возвеличивать ее, дружить с теми, с кем она дружит, и враждовать с теми, с кем она враждует, любить тех, кого она любит, и ненавидеть тех, кого она ненавидит. Все это, безусловно, причиняет человеку намного больше вреда, чем просто прелюбодеяние».[110]
Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усеймин сказал: «Вера уменьшается в силу определенных причин.
1 – Совершение грехов уменьшает веру в зависимости от их рода и степени тяжести, небрежного отношения к ним и силе тяготения к ним.
Что касается рода и степени тяжести грехов, то великие грехи ослабляют веру больше, чем малые прегрешения. Например, несправедливое убийство человека уменьшает веру больше, чем незаконное присвоение имущества. Кроме того, два греха уменьшают ее больше, чем один грех, и так далее.
Что касается небрежного отношения к грехам, то если ослушник пренебрегает законами Аллаха и не испытывает должного страха перед Ним, то грехи уменьшают его веру сильнее, чем веру того, кто испытывает почтение к Аллаху Всевышнему и сильно боится Его, но иногда делает упущения.
Что же касается тяготения к грехам, то, если человек совершает преступление без существенных поводов, оно ослабляет веру больше, чем преступление, совершенное в силу существенных причин. И поэтому надменное поведение бедняка и прелюбодеяние, совершенное пожилым человеком, расцениваются как более тяжкие прегрешения, нежели надменное поведение богача и прелюбодеяние, совершенное юношей.
В хадисе по этому поводу сказано: «С тремя людьми Аллах не заговорит и не очистит их, и постигнет их мучительное наказание».[111] В их число вошли седой развратный старикашка и заносчивый бедняк, и объясняется это тем, что у них нет существенных поводов для совершения этих грехов».[112]
Из всего сказанного можно заключить, что любые грехи ослабляют веру, но делают это в разной степени, в зависимости от целого ряда факторов. Среди этих факторов можно перечислить следующие:
1 – род прегрешения;
2 – степень его пагубности;
3 – степень его тяжести;
4 – время и место совершения греха;
5 – степень пренебрежения им;
6 – положение самого грешника.
Подробное разъяснение этого мы изложили выше, и помочь в этих делах может только Аллах!
Что же касается обстоятельств, которые оберегают человека от грехов и помогают ему сторониться и избегать их, то в числе прочих нужно упомянуть и знание опасности ослушания, их результатов, дурных последствий и большого вреда, который они наносят.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сумел полностью описать дурные последствия грехов всего лишь в нескольких словах: «Лишение Божьей поддержки и порочность мышления, непонимание истины и разложение души, безвестность и потеря времени, отвращение людей и отчужденность от Господа, непринятие мольбы и черствость сердца, лишение благодати в мирском уделе и во времени, лишение знаний и низость, унижение перед врагами и стеснение в груди, искушение скверными товарищами, которые губят душу и теряют время, продолжительная тоска и печаль, тяжкое бытие и закрытие судьбы – все это порождается ослушанием Аллаха и пренебрежением поминанием Аллаха, подобно тому, как вода порождает рост посевов, а огонь – пожары. А все, что противоположно этому, порождается покорностью и послушанием».[113]