Как же смотрело на взаимоотношения рабов и господ христианство?
Апостолы нового евангельского учения радостно провозглашали:
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). У язычников достоинство человека ценилось по его внешнему положению и состоянию. А христианство утверждало, что достоинство человека определяется степенью его духовного возрождения, благородством души и святостью жизни. Проповедь о животворящей любви Божией должна была внутренне преобразовывать человека и через внутреннее изменение обновлять и социальные взаимоотношения людей вне зависимости от исторически сложившихся форм человеческого общежития.
В каноне Нового Завета мы находим короткое письмо ап. Павла к частному лицу, по имени Филимон. Уже одно это послание раскрывает суть и величие христианской любви, преобразующей человеческие отношения. Манифестом христианства против ужасов и беззакония древнего и новейшего рабства назвал данное произведение английский богослов прошлого века Ф.В.Фаррар.
Онисим, за которого просит ап. Павел, был беглым рабом. Он обокрал своего господина и убежал в Рим. По особому стечению обстоятельств Онисим встречается с посланником Иисуса Христа. Ап. Павел привел его в общение с Богом. Душа Онисима с помощью благодати Божией освободилась от порочных наклонностей, сбросила оковы греха. Онисим стал христианином, братом возлюбленным, членом царственного священства, наследником бессмертия. Снабдив Онисима рекомендательным письмом, ап. Павел возвращает его Филимону. Если бы Филимон был язычником, то послать к нему Онисима означало бы осудить раба на верную смерть или в лучшем случае на пожизненные каторжные работы в цепях. Но Филимон был христианином. Он мог вполне уразуметь слова апостола: «Ты же прими его как мое сердце... не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного...» (Флм.1:12,16). Рабы и господа как члены христианской церкви не имели никакого различия. Они молились одному и тому же Богу, вместе пели священные песни, преломляли один и тот же хлеб и пили из одной святой чаши. Господин уже не мог относиться к рабу как к бездушной вещи, как к бессловесному орудию. Раб без всякого ограничения делался полноправным членом общины. Он мог занимать даже должность епископа. Худое обхождение с рабами считалось достаточным основанием для отлучения от церкви. «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах», – учит ап. Павел (Кол.4:1). Христианство старалось воспитывать и рабов и господ в духе любви, справедливости, сердечной чуткости и нежности.
Обнаруженный в 1883 году греческим ученым Бриением исторический документ периода раннего христианства, названный «Дидахе, учение Господа, преподанное чрез двенадцать апостолов», гласит: «Не подобает относиться к твоему рабу или твоей рабыне, которые уповают на того самого Бога, с жестокостью, дабы они не устрашились Бога, который владычествует над вами обоими, ибо Он придет призвать не по лицеприятию, но тех, которых приготовил Дух».
Христианская церковь первых веков не только облагораживала рабов и требовала отношения к ним как равноправным людям, но и считала похвальным делом, если господин сам отпускал раба. Многие язычники, обращаясь в христианство, освобождали всех своих рабов в день крещения или избирали для этого торжественные христианские праздники, особенно Пасху. Рассказывают про одного римлянина, который, сделавшись христианином, в праздник Пасхи даровал свободу всем своим рабам, их у него было 1250 человек. С III века устанавливается традиция процедуру освобождения рабов совершать в церкви в присутствии пресвитера и общины. После прочтения освободительной грамоты пресвитер молился Богу о ниспослании благословения на дальнейшую судьбу освобожденного. Нередко и язычники отпускали рабов, но они совершенно не думали и не заботились о том, как будет складываться их последующая жизнь. Освобожденные рабы, таким образом, оказывались не у дел. Вопросами их трудоустройства никто не занимался. Многие из них пополняли ряды преступников. По-другому обстояло дело в христианских общинах. Прежние господа всячески старались помогать освобожденным. Господа смотрели на бывших рабов как на своих христианских братьев, оказывали необходимую поддержку. Воспитываясь в христианской атмосфере, освобожденные преображались на глазах, становились людьми, полезными для Церкви и общества.