Quot;Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело?" (12:18-19)
Однако недовольство своими дарами - нечто гораздо более опасное, чем просто недостаток здравого смысла. Желая даров, которых у них не было, коринфские верующие ставили под вопрос Божью мудрость и доброту - ведь тем самым они подразумевали, что Он, одаривая их, сделал ошибку. Кроме того, они подвергали себя опасности попасться на удочку плотских или бесовских подделок. Их недостаток находился, главным образом, в духовной, а не в интеллектуальной сфере. Они не видели свои дары в правильном свете, потому что они не видели так как следует суверенного Бога. Ведь дары от Него они получали не по случайной прихоти судьбы. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Подвергать сомнению свои дары - значит ставить под сомнение Бога; а не использовать свои духовные дары - значит не слушаться Бога. "А ты кто, человек, - писал Павел в послании к Римлянам, - что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною?" (Рим. 9:20-21).
Христианин, не имеющий служения, непослушен и отрицает, что Бог имеет право использовать его по Своему замыслу, для того, для чего Он его одарил. Когда мы отказываемся следовать Божьей воле и Божьему плану, мы отвергаем Его власть и господство, как и Его мудрость и доброту. Будучи членами Тела Христова, мы призваны исполнять не свою собственную волю, но волю Господа. У руки ведь нет одной воли, у ноги - другой, а у глаза -третьей. И руки, и ноги, и глаза контролируются головой -умом, волей и духом. Такая замечательная координация всех функций и движений тела возможна только потому, что оно направляется одной волей. Единая воля указывает каждой части тела справляться с той задачей, для которой она прежде всего предназначена и лучше всего снабжена, вот почему части тела действуют вместе, в чудесной гармонии. Насколько же важнее, чтобы Господь Иисус Христос руководил Своим Собственным телом, церковью! Он ведь не 'только глава этого тела, но и его Создатель.
Будучи Создателем и Господом, Бог расположил члены, каждый в составе тела. Бог создал нас, поместил каждого из нас на то место в Своем теле, где Он хочет, чтобы мы были, и снабдил нас всем необходимым для того, чтобы мы были в состоянии делать то, что Ему угодно.
Поскольку коринфские верующие были недовольными и непослушными, они не могли действовать плодотворно. Тех даров, которые у них были, они не использовали, и, очевидно, некоторые из них думали, что у них вовсе не было даров, иначе Павлу не пришлось бы постоянно подчеркивать мысль, что духовными дарами одарен каждый христианин (12:4-11). В любом случае они либо не использовали свои дары, либо использовали их неправильно.
Церквям часто приходится прибегать к организации своей работы, потому что их организм функционирует неправильно. Поскольку "рука" своего дела не делает, это дело предлагают сделать "ноге", и так далее. Если большая часть общины пассивна, активные члены общины должны выполнять ту работу, для которой у них нет способностей. Однако, активная организация, это не ответ на бездеятельный организм. Плотские склонности за счет компенсации не преодолеешь. Никакими человеческими силами нельзя произвести такую подстановку или перестановку, которая могла бы удовлетворительно заместить Божий план и Божью силу. Церковь может функционировать правильно только в том случае, если она использует дары Духа в силе Духа, как следует, как Ему было угодно. Мы все имеем то, что желает нам дать Бог (ср. Рим. 12:38), и нам следует с радостной благодарностью принимать этот почетный дар.
Это ужасно трагично, когда верующие недовольны своими духовными дарами, теми обстоятельствами, в которых они находятся, или чем-нибудь еще из того, что им дал Господь. В Божьем теле, в Его семье, места для неудовольствия, зависти, эгоизма или тщеславия нет. Ни один христианин не станет ни богаче, ни счастливее, если у него будет более эффективный или более впечатляющий духовный дар. Мы не можем быть счастливы ничем, кроме того, что нам дал Бог, потому что любому и каждому из Своих детей Он дает наилучшее из возможного. То, что Он дал другому верующему, для нас не было бы наилучшим.
А если бы все были один член, то где было бы тело?
Здесь Павел подробнее излагает мысль, отмеченную им в стихе 17. Тело, которое имело бы только одну часть, не было бы телом. Церковь, все члены которой имели бы один и тот же дар и одно и то же служение, уже не была бы на самом деле церковью. Когда мы недовольны дарами, данными нам Господом, или не используем их, это глупо и обнаруживает нашу духовную незрелость. Мы сами несовершенны, но те дары, которые Он нам дал, совершенны, как и то служение, в которое Он нас призвал, чтобы использовать эти дары. Его замысел о церкви не имеет изъяна, как нет ошибки в том, каким образом Он одаряет Свою церковь.
Глава 32. Взаимозависимость, а не отсутствие зависимости (12:20-31)
Quot;Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны". Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге, Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены-, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы -тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший" (12:20-31).
Павел продолжает тему единства, подчеркивая, что христиане зависят как друг от друга, так и от даров и призвания каждого из них.
Отличительным признаком американизма, его характернейшей чертой долгое время считался индивидуализм. Исследователи новых земель, полагавшиеся только на себя, первопроходцы, сами выращивающие все необходимое для питания, создающие для себя одежду, утварь, мыло и многое из инструментов, - вот кто были нашими героями. И до сих пор можно увидеть плакаты, прославляющие нонконформиста, не желающего приспосабливаться к обществу, уходящего в лес, чтобы жить за счет природы, или в одиночку на лодке или на плоту пересекающего океан, или же совершающего самостоятельно, в полном одиночестве, другие подвиги.
Индивидуализм привлекателен, потому что природный человек склонен не только делать свое дело, но и делать его в одиночку, или, по крайней мере, делать так, чтобы ему не нужно было при этом полагаться на других или кого-нибудь слушаться. С тех пор, как Каин снял с себя ответственность за благополучие своего брата (Быт. 4:9), человек с презрением относится к мысли о том, что он несет ответственность за других людей. Философия, внушающая представление о том, что мы в основе своей самодостаточны и не нуждаемся больше ни в ком, это - сатанинская философия, противоречащая Божьему плану и Божьей воле относительно человечества. В хорошо известных строчках из "Инвиктуса", - "Я - капитан своей судьбы, я - хозяин своей души", - отражается сердце падшего человека, его великое желание быть богом для самого себя.
Даже будучи христианами, мы иногда становимся жертвами индивидуализма. Очень соблазнительно представление, гласящее, что, раз мы во Христе совершенны и раз Он нас полностью удовлетворяет, нам поэтому не нужен никто другой для того, чтобы жить преданной христианской жизнью. И все же это представление полностью противоречит Писанию. Бог создал и искупил нас не только для Самого Себя, но и друг для друга. Мы бы никогда не услышали о Боге или о Евангелии, не будь какого-нибудь человека, который привел нас ко Христу или снабдил нас материалом для чтения. Мы не могли бы расти в вере и послушании, если бы не учителя и друзья-христиане, которые помогал и нам и руководили нами. И свое собственное служение, - в чем бы оно ни состояло, - мы не могли бы выполнить вне взаимозависимости от других людей.
Несколько лет тому назад я прочел серию сообщений в духовной семинарии, которую до тех пор не посетил ни разу. Я не был лично знаком ни с кем из профессорско-преподавательского состава этой семинарии, знал только некоторых студентов. Но в течение долгих лет я был в долгу перед этой семинарией и ее служением: профессора и преподаватели ее написали много выдающихся книг и статей, благодаря которым моя жизнь стала богаче и мое служение укрепилось. Таким образом, я получил в своем развитии помощь от семинарии, которую я ни разу не посетил, и от людей, которых я никогда не встречал!
Наш Господь Иисус Христос мог бы быть человеком, воистину независимым, ведь Он был воплотившимся Сыном Бога и не имел нужды в других людях, - в том смысле, в каком все мы нуждаемся друг в друге. И все же до того, как началось Его общественное служение, то есть до того, как Ему исполнилось тридцать лет, Он жил вместе со Своей семьей и поддерживал ее. А следующие три года Своей жизни Он провел в почти постоянном общении с двенадцатью Своими учениками. Апостола Павла, который так очевидно выделялся среди других руководителей ранней церкви, иногда характеризуют как независимого индивидуалиста. И все же это представление далеко от реальности. Павел путешествовал и работал всегда в обществе других верующих, с которыми его связывала дружба и служба. Он прошел тысячи миль вместе с Варнавой, Силой, Марком, Лукой и другими.
В том, что касается Писания, Павел не пошел бы на компромисс ни для кого, - и даже ради другого апостола он не мог бы покривить душой в этом вопросе. Например, когда Петр, поддавшись уговорам иудаистов, начал требовать, чтобы обращавшиеся из язычников обрезались, Павел публично упрекнул его (Гал. 2:14). В этом смысле, если существовала необходимость, он мог оставаться один. Но он постоянно учился от других верующих и получал от них утешение. Например, в Рим он стремился не только для того, чтобы ему самому получить пользу от пребывания там. "Ибо я весьма желаю увидеть вас, - писал он Римлянам, - чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею" (1:11-12). Ни от кого не зависимый индивидуалист такого бы не написал. Это - слова человека, который ясно и смиренно сознает, что ему нужен не только Бог, но и друзья-христиане. Вместе с Джоном Уэслей Павел мог бы сказать: "Христианства в одиночку не бывает".
В 12-ой главе Павел рассматривает две главные причины того, почему некоторые христиане вообще не участвуют в служении. Некоторые считают, что у них просто нет никаких ценных даров или способностей, и поэтому сидят позади - пусть, мол, за них делают другие. Это та группа верующих, о которых говорилось в 12:15-17. А другие верующие считают, что они до того высоко одарены, что на самом деле и не нуждаются в помощи остальных, чтобы совершать свое служение. Это - те верующие, которые описаны в стихе 21, а в последующих стихах им дается совет. Ни тот индивидуализм, который основывается на предполагаемой неполноценности, ни тот индивидуализм, который основывается на гордой независимости, не являются библейскими и Богу угодить не могут.