Ставить свободу выше закона
"Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (10:25-27)
Третий принцип, позволяющий нам пользоваться христианской свободой к Господней славе, состоит в том, что свободе надо следовать прежде, чем закону. До некоторой степени этот принцип является противовесом предыдущего. Истинное благо других должно быть нашей первой заботой, но те мерки и нормы, по которым они живут, не должны править нашей жизнью, всем, что мы делаем. Нам следует прилагать как можно больше усилий к тому, чтобы не доходить до законнической крайности, делая слонов из всех мух повседневной жизни.
И снова в качестве иллюстрации Павел пользуется примером с идоложертвенным. "Когда вы идете на мясной рынок (на торг), - говорит он, - не спрашивайте, предлагалось ли идолу то мясо, которое вы покупаете. Просто идите и покупайте, без всякого исследования, для спокойствия совести. Если вашу совесть это не тревожит, покупайте это мясо и ешьте его".
Цитируя из Псалма 24:1, Павел говорит: Ибо Господня земля и что наполняет ее. Участвовать в церемонии служения идолу - не дело для христиан, потому что поступать так - значит быть "в общении с бесами" (1 Кор. 10:20). Но после того, как идоложертвенное мясо отсылается на рынок, оно становится просто мясом, таким же, как всякое другое. Это - пища, которую дает нам Господь от земли, и ее можно есть без зазрения совести и с благодарением. "Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, Потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:4-5).
Точно также следует поступать и в тех случаях, когда неверующий приглашает вас принять участие в его трапезе: вам следует есть предлагаемое без всякого исследования, для спокойствия совести. Если вы хотите принять его приглашение, делайте это, не задавая неприятных вопросов. Если вас самих возможность съесть идоложертвенную пищу не смущает, идите и наслаждайтесь едой. Все, предлагаемое вам, ешьте. Свобода во Христе - это привилегия, отказываться от которой следует только в тех случаях, когда существует конкретная возможность оскорбить другого человека.
"Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5:1). Мы не должны отдавать своей свободы, - разве по необходимости, для назидания другого. Если мы воздерживаемся от того, чтобы поступать определенным образом в делах, вызывающих у кого-то сомнения, мы делаем это не по принуждению закона, не из чувства, что мы - подневольные, но добровольно, ограничивая свою свободу, чтобы помочь назиданию ближнего.
И когда мы так поступаем, ограничивая свою свободу ради немощного брата, нам следует также стараться помочь ему расти в понимании его собственной христианской свободы. Другими словами, нам следует помогать укреплять его совесть, чтобы и он смог придти к полной свободе во Христе, чтобы и он смог наслаждаться всеми ее благами, не ограничивая себя в привилегиях, принадлежащих ему по праву
Ставить снисхождение выше осуждения
Quot;Но если кто скажет вам: "это идоложертвенное", - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю?" (10:28-30).
Для иллюстрации четвертого принципа Павел пользуется тем же самым примером: предполагаемой трапезой в доме язычника.
Если кто, в данном случае имеется в виду верующий, случайно окажется в этом доме и скажет вам "это идоложертвенное", тогда не ешьте ради того, кто объявил вам. Не вступайте в спор, не осуждайте никого и не настаивайте на своей свободе. Откажитесь от своей свободы, чтобы не оскорбить совесть другого верующего.
Павел ясно дает понять, что слова ради совести в этом случае относятся не к нашей совести, а к совести другого. Ради единоверцев мы должны поступать по-другому, чем мы сами считаем нужным, но даже ради них мы не должны изменять свои мысли, совершать насилие над своей совестью. Законничество немощного брата не должно доводить и нас самих до законичества, оно должно только побуждать нас к великодушию.
Но совесть нашего брата во Христе должна быть для нас важна, важнее, чем чувства неверующего хозяина, пригласившего нас в гости. Лучше обидеть хозяина, отказавшись есть идоложертвенное мясо, чем обидеть немощного верующего, не отказываясь от этой еды. Если перед нами выбор оскорблять ли христианина или нехристианина, то лучше оскорбить нехристианина. Польза и назидание нашего брата или сестры во Христе имеет большее значение. Да и не только это. Необходимо учитывать, что наше свидетельство о Христе потеряет силу, если мы станем ссориться с единоверцами и осуждать их. Наоборот, если мы с любовью встанем на их сторону, это вызовет уважение к нам самим со стороны неверующих, которые поймут, что мы заботимся об убеждениях братьев и сестер по вере.
Наша собственная свобода не должна быть судима чужой совестью, то есть нам не следует проявлять свою свободу таким образом, который может показаться обидным для немощного брата. Мы должны поблагодарить и за еду, и за свою свободу, и затем проявить свою свободу в том, что мы откажемся от еды, которая оскорбляет брата. Как же это возможно, благодарить Господа за то, что могло бы по служить соблазном для нашего брата или сестры во Христе?
Цель христианской свободы