Основы миссии посланников бога
У всех пророков и посланников есть общее в их призыве* - они призывали к таким фундаментальным вещам, как вера в Аллаха, в Его ангелов, книги, посланников, Судный День и предопределение с его добром и злом. Также все они призывали людей к поклонению только одному Господу, не придавая никого Ему в сотоварищи, и к следованию пути, которым доволен Всевышний, и отстранению от других путей.
*[Многие из этих общих для всех пророков принципов, указаны в аятах 285-286 суры «Аль-Бакара», аятах 151-153 суры «Аль-Ан’ам», аяте 33 суры «Аль-А’раф», аятах 23-37 суры «Аль-Исра»].
Пророки и посланники одинаково запрещали любую мерзость – явную и тайную, осуждали преступления, распутство, поклонение чему-то, помимо Аллаха, будь то поклонение идолам, истуканам и т.п. Никто из них никогда не учил тому, что Всевышний в ком-то или в чём-то нуждается. Наоборот, они говорили, что у Господа нет ни супруги, ни детей, ни сообщника. Нет ничего равного Ему или схожего с Ним. Пророки запрещали говорить об Аллахе, не основываясь на достоверных знаниях о Нем. Кроме того, они осуждали такие мерзости, как умерщвление детей, человекоубийство не по праву, ростовщичество и покушение на имущество сирот, транжирство того, чем обладаешь, высокомерие, зарабатывание на жизнь запретными способами… Они призывали выполнять договоры и обещания, быть честными в торговле, уважать родителей, соблюдать справедливость, говорить и поступать по правде.
Великий ученый Ислама Ибн аль-Кайим пишет: «Законы всех пророков имеют общие основы, а различаются между собой лишь в частных положениях. Здравый ум способен легко заметить великолепие этих законов. Если бы было не так, их законы не отличались бы мудростью, полезностью людям и добротой. Более того, обратная картина вообще невозможна, ведь Всевышний Аллах сказал: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них». (23. «Аль-муминун»: 71).
И как же может разумный человек оставить законы Всевышнего и принять для себя то, что полностью противоречило бы им!». [Из книги “Мифтаху дарис-саада”: 2/383, а также см. “Аль-джавабус-сахих лиман баддаля диналь-масих”: 4/322, а так же книгу Сафарини “Лявами’уль-анвар”: 2/263.]
Таким образом, религия всех пророков в действительности одна! Поэтому Всевышний сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете. Воистину, ваша религия – религия единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (23. «Аль-муминун», 51-52).
В другом аяте также сказано: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (42. «Аш-шура»: 13).
Мы можем заключить, что цель нашей религии – обеспечить людям достижение того, ради чего они и были сотворены, а это – поклонение только своему Господу, не придавая никого и ничего Ему в сотоварищи. [См. “Маджмууль-фатава Ибн Таймия”: 2/6]. Из религии мы узнаём о том, какие нам даны права, и о том, какие на нас возложены обязательства, и о том, как всё это соблюдать и каких средств и способов придерживаться во имя претворения в жизнь это великой цели. Посредством поклонения мы получаем довольства Всевышнего и успеха в обоих мирах. Путь, указанный нам религией ясный, и его ценность в том, что это – истинный, божественный путь, поэтому в нем нет противоречия между личностью человека, его духовным миром и окружающей его действительностью.
Все Богом направленные посланники призывали к божественной религии, которая предоставляла человечеству как и идеологическую основу, содержащую аспекты веры (акыду), в которые люди должны верить, так и практическую, содержащую законы (шариат), регулирующие правила для жизни. Поэтому мы можем узнать из Корана, что и иудеям, жившим во времена своих пророков, предписывалось следовать Торе, которая тоже содержала и акыду и шариат. Всевышний так сказал об этом: «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха…». (5. «Аль-маида»: 44).
После этого к людям пришел пророк Иса (Иисус, мир ему). Он также принес вероучение, заложенное в Инджиле (Евангелии). Всевышний сказал: «Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе)…» (5. «Аль-маида: 46).
В конце концов, к людям был направлен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Его вероустав был завершающим учения предыдущих пророков, подтверждающим истинность сказанного ими и возвышающимся над всем, что было до него: «Затем Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно возвысилось над ними. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5. «Аль-маида: 48).
Всевышний также разъяснил, что и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), и последовавшие за ним верующие, все уверовали в Аллаха, так же как уверовали в Него и предыдущие пророки и посланники: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (2. «Аль-бакара»: 285).