Как побороть свою страсть
Однажды на Святую Гору пришёл к Старцу отец девочки, болевшей раком, которой врачи дали срок жизни в несколько месяцев. Отец принес некоторые вещей своей дочери, чтобы “батюшка” перекрестил их, и попросил Старца помолиться за его дочь.
Старец говорит ему:
— Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно “располагает” Бога к помощи.
Отец спросил:
— Что же пожертвовать, Геронта? Старец говорит:
— Какие у тебя страсти? Пожертвуй одной из них. Будучи мало духовным, отец отвечает:
— Не знаю, нет никакой страсти... Тогда Старец спрашивает:
— Сигареты куришь?
— Да, — ответил тот.
— Итак, брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее.
Тот пообещал это сделать и, действительно, бросил курить. После этого девочка начала постепенно поправляться, пока совершенно не выздоровела. Позже врачи подтвердили полное восстановление её здоровья.
После какого-то времени отец, очевидно, забыв про свой обет, снова начал курить. Одновременно с этим рак стал возвращаться к дочери, так что она пришла в предыдущее тяжёлое состояние.
Тогда отец снова едет на Святую гор и идет к Старцу.
Старец, строго глядя на него, говорит:
— Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе.
Старец настойчиво подчёркивал, что человек не в праве говорить “не могу,” можно лишь сказать: “я не люблю” или “я не хочу.”
Когда люди, обладаемые какой-либо страстью, говорят, что какая-то сила мешает им делать добро, должны знать, что эта сила ничто иное, как их собственная сила, которая дана им для любви, но стала действовать в ошибочном направлении. И поскольку они любят свои страсти, то, естественно, не хотят их отбросить, потому что то, что любишь — не хочешь потерять.
Следовательно, возненавидя свою страсть, нужно найти нечто лучшее и возвышеннее, чем можно было бы заменить ее. Ибо, если человек не может найди нечто лучшее для себя, то он и не будет знать, куда направить свою любовь и свои силы, и от этого будет страдать.
Часто приезжают ко мне люди и говорят:
— Геронта, я курю, и не могу бросить сигарету. Что мне делать?
Старец спрашивает: — Хочешь ли бросить?
Получаю ответ: — Да, Геронта, я делал много попыток, но безрезультатно.
Тогда я говорю: — Э, было такое! … С этого момента больше не кури, и Бог тебе поможет.
Человек, подверженный страсти, обычно возражает:
— Никак, Геронта, не могу!
Тут Старец, прерывая его, прежде чем тот закончит фразу, повелительно говорит:
— Не существует “никак,” исполни это и все! Не поддавайся помыслам, которые тебе внушают, будто ты не справишься с этой привычкой.
Этим Старец внушал каждому из нас, что мы — самовластны. Если стали рабами какой-то страсти, то по собственному соизволению. И если остаемся ее рабами, то лишь по привязанности к ней, поскольку нам приятно находиться в рабстве.
Но когда мы полюбим нашу свободу и пребывание со Христом, тогда, с этого момента, когда захотим это, мы освобождаемся от страсти и становимся детьми Бога. Это доказывает, что мы самовластны. К тому же, Христос давал Свои заповеди обычным грешникам и, следовательно, рабам греха. Им-то Он велел освободиться от ига греха и приблизиться к Нему. Блуднику говорил: “Не блуди,” вору: “Не воруй,” а неправомыслящему: “не осуждай.”
Если бы мы были рабами против своей воли, тогда Бог не велел бы нам: “Уйдите оттуда и идите ко Мне,” потому что мы были бы бессильны исполнить это. Поэтому, если Он говорит нам, чтобы мы сами ушли, то это означает, что мы добровольно покоряемся своим страстям — их любим и их желаем. Но в тот момент, когда возненавидим их и обратим нашу любовь к Богу, тогда немедленно освобождаемся.
Итак, необходимо:
· сознать, что мы добровольно предали себя страсти и потому больны,
· возненавидеть свою страсть, которая нас губит,
· возлюбить Бога и добродетель.
Это поставит нас на путь к нравственной свободе и подлинному счастью.