Полина фролова, прихожанка донского монастыря
Отец Даниил Сысоев стал для нашей семьи и для каждого из нас в отдельности очень значимым человеком, наша семья образовалась во многом благодаря именно ему.
Однажды после всенощной я выходила из храма, ко мне подошла женщина и спросила, как найти нашего настоятеля. Мы разговорились, она мне сказала, что является прихожанкой Крутицкого подворья, обращена в Православие из протестантизма, а обративший ее отец Даниил с успехом проповедует среди мусульман и последователей других религий и конфессий. Это меня очень заинтересовало, потому что среди моих знакомых было много как неопределившихся людей, так и сторонников тех или иных вероисповеданий. В то время отец Даниил уже вел библейский кружок, проводил огласительные беседы для тех, кто собирается принять Святое Крещение, организовывал диспуты с иноверцами и инославными, встречи с татарами-мусульманами в Татарском культурном центре на Третьяковской.
Отца Даниила считали своим духовником и покровителем многие православные татары и кряшены, тем более что часто бывало так, что в одной семье родственники исповедовали разные религии: Православие и ислам.
Отец Даниил молился о тех, кто еще не обрел веру в Иисуса Христа как Сына Божия: именно эта формулировка для мусульман не является истинной, так как в само существование Иисуса Христа они верят, но он является для них пророком. В 2005 году состоялся первый большой диспут между православными и мусульманами в гостинице «Россия», который получил огромный резонанс. Для меня лично этот диспут стал судьбоносным, как и для тех, кто после яркого выступления отца Даниила
принял Православие или стал серьезнее относиться к вере. Именно здесь мы познакомились с моим будущим мужем Кириллом, и отец Даниил венчал нас.
Благодаря отцу Даниилу такие ключевые моменты в нашей жизни случались не раз. Когда я ожидала нашего первого ребенка, по «всем признакам» должен был родиться мальчик и лишь отец Даниил с уверенностью сказал: родится дочка. Он был безотказен в исполнении Таинств Церкви, накануне родов приезжал ко мне в роддом и причастил меня и еще нескольких рожениц, а другим прочитал молитву на разрешение от беременности. Очень скоро меня направили на «кесарево», и, думаю, если бы я в этот день не причастилась, то начала бы сомневаться в необходимости операции, и в поисках подтверждения диагноза могла бы упустить драгоценные минуты, которые могли стоить жизни или здоровья нашей дочери. Елизавета была крещена отцом Даниилом в двухнедельном возрасте: он полностью отслужил крещальную Литургию и сам стал крестным. С этих пор, по молитвам своего крестного, наша дочка практически не болела и всегда спокойно спала по ночам, что удивляло знакомых и родственников.
Очень яркие воспоминания об отце Данииле связаны с его библейскими и огласительными беседами. Храмовое пространство всегда было переполнено желающими послушать и поучаствовать в разборе текстов Ветхого и Нового Завета. Часто приходили люди неверующие или сомневающиеся, а после этих бесед принимали крещение или начинали регулярно посещать храмы. Что особенно радует— это были в основном люди молодого и среднего возраста, многие из которых впоследствии перенимали миссионерский запал отца Даниила и сами выходили на улицы с проповедью о Христе или просто приглашали новых людей в храм. Отец Даниил не пренебрегал никакими средствами для привлечения людей к разговору о Христе. Это были и уличные проповеди, и групповые поездки в места, где было много эмигрантов-мусульман, и посещение протестантских общин, и даже — в день национального праздника татар и башкир «Сабантуй» — водружение миссионерской палатки, где на аналое была установлена икона татарских святых, обратившихся из ислама (праздник состоялся на территории конно-спортивного комплекса «Битца» в июле 2007 года). Молитвы там читались попеременно на русском и татарском языках.
Отец Даниил неоднократно выезжал с миссионерскими и просветительскими целями в Татарстан, Узбекистан, Казахстан, в молодежный лагерь «Селигер», где его пастырские успехи были особенно массовыми. Люди принимали крещение, венчались, исповедовались и причащались зачастую впервые в жизни.