И сделали Мы из них имамов, которые ведут их по Нашему повелению на прямой путь, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях
Сура “Поклон”, аят 24
Духовное руководство в религии достигается именно терпением и твердой убежденностью. Одни говорят, что терпение состоит в стойкости перед мирскими благами. Другие говорят, что оно состоит в стойкости перед трудностями и бедами. Иные же говорят, что оно — в стойкости перед удовольствиями и развлечениями. И все это верно, ведь терпеть следует как в исполнении предписаний Аллаха, так и в уклонении от запрещенного им и в стойкости пред Его предопределением. Аллах объединил воедино терпение и убежденность, потому что в них заключается счастье раба, а тот, кто лишен их, лишен счастья. В человеческую душу закрадываются сомнения, противоречащие повелениям Аллаха, а также низменные страсти, лишающие его добра. Но благодаря терпению человек удерживает свои страсти, а благодаря твердой убежденности — отводит сомнения. Поистине, низменная страсть и сомнения полностью противоречат вере, и спасется от наказания Аллаха только тот, кто взял верх над страстями своим терпением и над сомнениями своей убежденностью.
Поэтому Аллах сообщил нам о том, что дела тех, кто поддался низменным страстям и впал в сомнение, окажутся тщетными:
Скажи им: “О лицемеры! — прим. пер.] Вы подобны тем, кто был до вас. Они превосходили вас могуществом, и имели больше, чем у вас богатства и детей, наслаждались своей долей [земных благ — прим. пер.]. И вы наслаждаетесь вашей долей, как те, кто были до вас.
Наслаждаясь своей долей человек удовлетворяет свои страсти.
И погружаетесь так же, как погружались они.
Это — погружение в ложь и уклонение от религии Аллаха. Это — погружение в сомнение.
Тщетны их деяния и в этой жизни, и в будущей, и оказались они в убытке!
Сура “Покаяние”, аят 69
Таким образом, Аллах связал тщетность деяний и убыток с покорностью низменным страстям, которая проявляется в наслаждении земным уделом, и следованием за сомнениями, которое проявляется в погружении в ложь.
Ты должен проповедовать то, что повелел Аллах
Итак, Всевышний связал духовное руководство в религии с терпением и убежденностью. Однако аят из суры “Поклон” содержит в себе еще два важных аспекта: Во-первых, призыв к Аллаху и наставление Его творений. Во-вторых, наставление их в соответствии с появлениями Господа, которые Он сообщил нам устами Своего посланника, а не руководство ими вопреки установлению Аллаха в соответствии со своим пониманием, своими мнениями, политическими амбициями, вкусами или традициями своих предков. Ведь сказал Всевышний: